Введение.
Педагогические условия взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Различные окружения — семья и другие системы социализации и воспитания — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие. Через эти конфликты происходит подлинная, внутренняя трансформация человека, а также могут измениться условия отношений с другим. От того, как… Читать ещё >
Введение. Педагогические условия взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Так, Ш. Зауш — пишет: «Ребенок пребывает в точке схождения семейной и внесемейной, общественной системы школы, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться сочетать различные области социализации».
Различные окружения — семья и другие системы социализации и воспитания — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие. Через эти конфликты происходит подлинная, внутренняя трансформация человека, а также могут измениться условия отношений с другим. От того, как будет протекать взаимодействие школы с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное с последствиями для здоровья.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги — две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Работа с родителями учащихся является важным направлением и в деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Многочисленные факты говорят о том, что родители, взявшие на себя задачи по воспитанию ребёнка с нарушениями в развитии в семье, самостоятельно не справляются с этими задачами и испытывают потребность в педагогической помощи со стороны специалистов (Стребелева Е.А. и Мишина Г. А.). Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с нарушениями интеллекта к жизни и к труду.
Ведущую роль в организации сотрудничества специальной (коррекционной) школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка с нарушениями интеллекта. Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в специальной (коррекционной) школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный общеобразовательной школой. Это и делает данную проблему актуальной.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы педагогические условия, обеспечивающие успешное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Решение данной проблемы и составляет цель нашей работы.
Объект исследования: процесс взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся специальных (коррекционных) школ.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Задачи:
- 1. Осуществить анализ уровня теоретической и практической разработанности проблемы.
- 2. Выявить уровень эффективности работы классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) школы.
- 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы взаимодействия классного руководителя с родителями, способствующей оптимизации процесса взаимодействия.