Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура общения. 
Психология менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. Но мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и нереализуемо: ведь если все Золушки будут… Читать ещё >

Структура общения. Психология менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложность общения определяет и его сложную структуру. Общение может выступать одновременно и как процесс взаимодействия людей, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния людей друг на друга, и как процесс взаимного переживания, взаимного понимания друг друга (Б. Ю. Парыгин).

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что структура любого общения содержит три взаимосвязанные стороны:

  • • коммуникативную (передача и обмен информацией);
  • • интерактивную (взаимодействие);
  • • перцептивную (взаимовосприятие, взаимооценка в общении).

Рассмотрим их более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

  • • умением устанавливать психологический контакт;
  • • учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • • аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • • эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

  • • визуальной (жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения, а также вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы));
  • • акустической (такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы);
  • • тактильной (прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуи).

Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

  • • максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
  • • максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
  • • максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
  • • максимизация выигрыша другого (альтруизм);
  • • минимизация выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно, существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона общения (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • • познание себя в процессе общения;
  • • познание и понимание собеседника;
  • • прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного общения необходимо понимать другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие «рисунок» общения.

Типы межличностных коммуникаций

Межличностная коммуникация осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также готовность каждого партнера к адекватному поведению. А. П. Панфилова различает пять видов коммуникации[1]:

  • • познавательную;
  • • убеждающую;
  • • экспрессивная;
  • • суггестивную;
  • • ритуальную.

Для каждого из этих видов коммуникации характерны свои цели, ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства (табл. 4.1).

Данные виды коммуникации позволяют определить особенность, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.

Для специалиста, работающего в парадигме «человек — человек», особого внимания заслуживают также визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации.

Визуальная коммуникация — это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Согласно данным исследователей, невербальными средствами передается около 65% информации. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству людей.

Таблица 4.1

Характеристики видов коммуникации

Познавательная коммуникация.

Убеждающая коммуникация.

Экспрессивная коммуникация.

Суггестивная коммуникация.

Ритуальная коммуникация.

Цель.

Расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия; создавать новые.

Ожидаемый результат.

Освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

Привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций; закрепление новых ритуалов.

Условия организации коммуникации.

Учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все его сенсорные каналы.

Внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы.

Доклады, сообщения, лекции, консультации, семинары, беседы, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.

Убеждающая, призывающая к действию речь; прессконференция, дискуссия, спор; переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, круглые столы.

Речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видеои кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Беседы, митинги, прессконференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинги.

Торжественная, рамочная, траурная речь; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии.

Комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование; использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы; речевая культура и ораторское мастерство.

Аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения; формирование аттракции; создание атмосферы доверия.

Аудио-, видеои художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикуляции, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Мифологическая коммуникация основывается на использовании так называемых мифологических структур и позволяет коммуникатору осуществлять скрытое влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур аудитория не может противостоять им. Этот прием используют в своих целях политики: так, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные — белые, коммунисты — капиталисты, Восток — Запад и т. д. Отношение к этим группам строится по принципу «мы — они»: «мы — хорошие, они — плохие». Мирча Элиаде, рассматривая функции мифа, отмечает, что каждый герой повторяет архетипические действия, каждая война возобновляет борьбу между Добром и Злом, несправедливость отождествляется со страданиями Спасителя[2]. Благодаря такому подходу миллионы людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с нигилистическим видением истории.

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. Но мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и нереализуемо: ведь если все Золушки будут превращаться в принцесс, то кто будет мыть посуду? Миф актуален и сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и Интернет, конструируя реальность, формируют свое мифологическое пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на сознание, являясь образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Перформансная (англ. performance — представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы — важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

  • [1] Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.
  • [2] Цит. по: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой