Должна ли сохраняться перераспределительная функция государства и что является ее альтернативой?
В. May считает, что кризис индустриального социального государства является одной из фундаментальных причин современного глобального кризиса в результате масштабного перераспределения финансовых ресурсов через бюджетные системы стран на нужды образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Несмотря на дискуссии, государственные и муниципальные доходы и расходы в ближайшей перспективе будут… Читать ещё >
Должна ли сохраняться перераспределительная функция государства и что является ее альтернативой? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сохранение перераспределительной (дистрибутивной) функции государства — один из вопросов, который обсуждается в настоящее время, в том числе в рамках регулярно проводимых конгрессов Международного института государственных и муниципальных финансов. Почетный президент данного института Вито Танзи, выступая с докладом «Экономическая роль государства до и после кризиса», считает, что в XX в. «государства стали огромной страховой компанией для граждан и породили огромное число посредников между собой и гражданами», при этом не обеспечили возможность предотвратить ситуации, при которых граждане научились уклоняться от налогов, получать заработную плату «в конвертах», подделывать больничные листы, покрывать прогулы больничными листами и др.[1] При этом эффективность государственных и муниципальных расходов остается во многих государствах низкой из-за излишнего уровня администрирования, в то время как именно социальные выплаты обеспечивают в наибольшей степени перераспределение доходов (табл. 6.1.3).
В. Танзи, ссылаясь на К. Эрроу и А. Диксита, утверждает, что государственное управление — не единственный и не всегда лучший способ, чтобы решить социальные проблемы. Проблемой общественных негосударственных институтов, желающих решать социальные проблемы, является именно вытеснение государственными программами этих инициатив. Поскольку в посткризисный период финансовая политика исчерпала возможность повышать налоги или наращивать долговые обязательства, то необходимы реформы социальных рас;
Таблица 6.1.3. Перераспределение в странах ОЭСР: эффект от налогов и социальных выплат (трансфертов)
ходов, но одновременно и реформы в частном секторе экономики, особенно на финансовом рынке, где государство должно быть более эффективным.
В. May считает, что кризис индустриального социального государства является одной из фундаментальных причин современного глобального кризиса в результате масштабного перераспределения финансовых ресурсов через бюджетные системы стран на нужды образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения[2].
Вместе с тем во многих исследованиях[3] во время глобального финансового кризиса справедливо отмечается, что он возник именно в той стране, где больше всего поддерживается право частной инициативы и социальные расходы занимают не самый большой удельный вес США. А в выводах восьмого Европейского регионального совещания Международной организации труда «Преодоление кризиса: стратегии достижения достойного труда в Европе и Центральной Азии» (Лиссабон, 9—13 февраля 2009 г.) отмечается, что «европейские страны с развитой системой социального обеспечения имеют больше возможностей обеспечить экономическое оздоровление и защитить тех, кто пострадал в результате кризиса. Существующие сегодня системы социального обеспечения представляют собой важный элемент так называемых автоматических стабилизаторов, которые противодействуют возникновению спада в экономике»[4]
Высокие государственные социальные гарантии — препятствие быстрому выходу из кризиса?
Терминологическая справка.
" Анализируя географию распространения кризиса, нетрудно заметить, что ситуация тяжелее всего в тех странах, где нагрузка социального государства особенно высока (в Европе), а среди них особенно страдают те, где высокие социальные обязательства накладываются на более низкую производительность труда (Южная Европа). Кризис относительно слабее в США и на постсоветском пространстве, где социальное государство менее развито. И наконец, кризис менее всего ударил по новым индустриальным странам (здесь речь идет не о рецессии, а о некотором замедлении темпов роста), которые не успели создать социальные секторы, соответствующие стандартам индустриального общества". May В. Указ. соч.
В гл. 1 учебника уже говорилось о том, что в условиях глобального финансового кризиса Китай сохранил темпы роста производства, как раз, наоборот, увеличив социальные гарантии и расширив внутреннее потребление. Но и в других странах нельзя однозначно проследить прямую или обратную зависимость между уровнем социальных гарантий и проблем выхода из кризиса (табл. 6.1.4). Например, Польша, уровень социальных расходов которой такой же (в таблице она входит в группу стран Центральной и Восточной Европы, как в Великобритании, в отличие от последней показывает положительные темпы роста и в кризис, и в посткризисный период.
Таблица 6.1.4. Темпы экономического роста по группам стран в 2011— 2014 гг.[5]
Страны / группы стран | Темпы роста | Прогноз | ||||||||||
2011 г. | 2012 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||||
Весь мир | 3,9. | 3,2. | 3,3. | 3,3. | 4.1. | |||||||
Развитые экономики. | 1,6. | 1,3. | 1,3. | 1,4. | 2,2. | |||||||
США. | 1,8. | 2,3. | 2,2. | 2,0. | 3,0. | |||||||
Зона евро. | 1,4. | — 0/1. | — 0,4. | — 0,2. | 1,0. | |||||||
Германия. | 3.1. | 0,9. | 0.9. | 0,6. | 1,4. | |||||||
Франция. | 1.7. | 0,2. | 0,1. | 0,3. | 0.9. | |||||||
Италия. | 0/1. | — 2,1. | — 2,3. | ко. | 0.5. | |||||||
Испания. | 0,4. | — 1,4. | — 1,5. | — 1,5. | 0,8. | |||||||
Япония. | — 0,6. | 2,0. | 2.2. | 1,2. | 0,7. | |||||||
Великобритания. | 0.9. | — 0,2. | 0.4. | 1.0. | 1.9. | |||||||
Канада. | 2.6. | 2.0. | 1,9. | 1.8. | 2,3. | |||||||
Другие развитые экономики. | 3,3. | 1,9. | 2,1. | 2,7. | 3,3. | |||||||
Новые индустриальные азиатские экономики. | 4,0. | 1,8. | 2,1. | 3,2. | 3,9. | |||||||
Развивающиеся рынки и развивающиеся экономики. | 6,3. | 5,1. | 5,3. | 5,5. | 5,9. | |||||||
Центральная и Восточная Европа. | 5,3. | 1,8. | 2,0. | 2,4. | 3,1. | |||||||
СНГ. | 4,9. | 3,6. | 4,0. | 3,8. | 4,1. | |||||||
Россия. | 4,3. | 3,6. | 3,7. | 3,7. | 3,8. | |||||||
Другие страны, кроме СНГ. | 6,2. | 3,9. | 4,7. | 4,3. | 4,7. | |||||||
Развивающиеся азиатские страны. | 8,0. | 6,6. | 6,7. | 7,1. | 7,5. | |||||||
Китай. | 9,3. | 7,8. | 7.8. | 8.2. | 8,5. | |||||||
Индия. | 7.9. | 4,5. | 1,9. | 5.9. | 6,4. | |||||||
АСЕАН. | 4,5. | 5,7. | 5,4. | 5,5. | 5,7. | |||||||
Латинская Америка. | 4,5. | 3,0. | 3,2. | 3,6. | 3,9. | |||||||
Бразилия. | 2,7. | 1,0. | 1,5. | 3,5. | 4,0. | |||||||
Мексика. | 3,9. | 3,8. | 3,8. | 3,5. | 3,5. | |||||||
Центральная и Северная Африка. | 3,5. | 5,2. | 5,3. | 3,4. | 3,8. | |||||||
Южная Африка. | 5,3. | 4,8. | 5,0. | 5,8. | 5,7. | |||||||
ЮАР. | 2.3. | 2,6. | 2.8. | 4,1. | ||||||||
Европейский союз. | 1,6. | — 0,2. | — 0,2. | 0,2. | 1,4. | |||||||
Несмотря на дискуссии, государственные и муниципальные доходы и расходы в ближайшей перспективе будут использоваться как экономические инструменты регулирования социальных пропорций и выполнения дистрибутивной функции государства.
- [1] Танзи В. Экономическая роль государства до и после кризиса. Доклад на 65-м международном конгрессе Международного института государственных и муниципальных финансов, 2009 / URL: wwiv.iipf.org/speeches/ Tanzi_2009.pdf
- [2] May В. Экономическая политика: Перспективы глобального кризиса // Ведомости 19.03.2013.
- [3] Например, Дж. Колодко.
- [4] Правда, проблемы, возникшие после 2009 г. в зоне евро, не позволяют однозначно согласиться с таким выводом.
- [5] МВФ — World Economic Outlook Update. Gradual Upturn in Global Growth During 2013 / URL: imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/ update/01/index.htm