Практикум.
Психология дошкольного возраста
Диагностическая направленность: методика разработана для диагностики специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и стандартизирована в 2002—2004 гг. на данных возрастных выборках общей численностью 480 человек. Диагностическая направленность: эмоциональные особенности ребенка (ситуативное эмоциональное состояние… Читать ещё >
Практикум. Психология дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Методика «Красивый рисунок» Л. А. Венгера, Г. А. Цукерман (расширение интерпретации по эмоциональному опыту —
Е. И. Изотовой[1])
Диагностическая направленность: эмоциональные особенности ребенка (ситуативное эмоциональное состояние, эмоциональный фон, эмоциональный опыт), эмоциональное отношение к значимым и незначимым ситуациям и объектам.
Стимулъный материал: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей (минимум шесть основных цветов, можно 10—12), ластик.
Инструкция: перед ребенком кладут горизонтально лист бумаги и просят: «Нарисуй, пожалуйста, какой-нибудь красивый рисунок».
После того как ребенок заканчивает рисовать, его спрашивают, что или кого он нарисовал и почему он считает это изображение красивым.
Анализ результатов: основными показателями являются использование цвета и содержание рисунка. Учитывается также вербализация приемов украшения изображения (цвет, дублирующие линии, детализация и пр.).
Содержание рисунка: характеризует эмоциональный опыт ребенка, связанный с каким-либо событием (ситуацией) или персонажем, эмоционально значимыми для него. Как правило, в рисунках детей находит отражение недавнее событие положительной эмоциональной окрашенности. В некоторых случаях содержание отображает желаемые события или объекты. В соответствии с инструкцией в «красивом рисунке» не должны находить отражение негативные переживания. Если же они проявляются, то можно предполагать, что они актуальны для ребенка в настоящий момент.
Цветовая гамма рисунка: характеризует ситуативное эмоциональное состояние ребенка и его общий эмоциональный фон.
Преобладание холодных тонов (от голубого до фиолетового) — ситуативное снижение настроения, отрицательный эмоциональный фон (депрессивность).
Сближенные мягкие (светлые) тона, использование тонких оттенков цвета — чувствительность, ранимость, тревожность как личностная особенность.
Обедненная цветовая гамма, использование простого карандаша или одного-двух цветов — отрицательный эмоциональный фон (пассивность, астения, депрессивность).
Пониженная плотность цвета, слабый нажим, незакрашенный контур — отрицательное отношение к обследованию (ситуативные гипостеиия, пассивность).
Преобладание темных топов (сочетание черного с коричневым, синим) — отрицательный эмоциональный фон (депрессивность).
Повышенная насыщенность цвета (много красного) — эмоциональная напряженность (тревога, конфликтность, агрессивность, невротизация).
Повышенная напряженность цвета (красный в сочетании с темными тонами) — отрицательный эмоциональный фон (тревожная депрессия).
Примечание. В некоторых случаях цветовую гамму «красивого рисунка» интерпретируют в соответствии с концепцией М. Люшсра, в которой основные цвета символизируют определенные психологические потребности — активно действовать и добиваться успеха (красный); в удовлетворении устойчивой положительной привязанности (синий); в самоутверждении (зеленый); в перспективе, мечтах (желтый). Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха и огорчения.
2. Методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства».
Е. И. Изотовой[2]
Диагностическая направленность: методика разработана для диагностики специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и стандартизирована в 2002—2004 гг. на данных возрастных выборках общей численностью 480 человек.
Инструкция: «Я буду задавать тебе разные вопросы, а ты отвечай, как ты считаешь нужным. Не старайся отвечать правильно. Говори то, что ты действительно думаешь».
Ребенку задаются вопросы в соответствии со следующими четырьмя блоками (табл. 1):
- 1) содержание эмоций и чувств;
- 2) выражение эмоций;
- 3) причины эмоциональных переживаний;
- 4) эмпатия.
Вопросы постепенно усложняются, В случаях целенаправленной диагностики допускается использование одного или двух блоков с вопросами, поскольку каждый из них дает возможность для отдельного анализа.
Вопросы к ребенку и их оценка.
Таблица 1
Вопросы к методике. | Интерпретация в баллах. |
Блок 1. Содержание эмоций и чувств (максимальное количество баллов — 6). | |
1. Что такое любовь? | 1 балл — адекватное описание содержания чувства. |
2. Что такое дружба? | 1 балл — адекватное описание содержания чувства. |
3. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок? Как называется это чувство? |
|
4. Как называется чувство, когда тебе что-то неприятно (противно)? |
|
Блок 2. Выражение эмоций (максимальное количество баллов — 12). | |
1. Как можно узнать, какое настроение у человека — грустный он или веселый? |
|
2. Как без слов показать, что тебе страшно? |
|
3. Как ты думаешь, можно плакать от радости? Почему? |
|
4. Можно ли смеяться, когда страшно? Почему? |
|
5. Может ли злой человек притвориться добрым? Как? |
|
Окончание таблицы
Вопросы к методике. | Интерпретация в баллах. |
6. Может ли человек, когда ему страшно, не показывать этого? Почему? |
|
Блок 3. Причины эмоциональных переживаний (максимальное количество баллов — 8). | |
1. Когда люди радуются? | 1 балл — адекватный ответ (несколько причин). |
2. Почему люди плачут? | 1 балл — адекватный ответ (несколько причин). |
3. Когда бывает страшно? | 1 балл — адекватный ответ (несколько причин). |
4. Когда мама (папа) гордится тобой? | 1 балл — адекватный ответ. |
5. Почему люди становятся врагами? | 2 балла — адекватный ответ с обоснованием. |
6. За что можно презирать человека? | 2 балла — адекватный ответ с обоснованием. |
Блок 4. Эмпатия (максимальное количество баллов — 6). | |
1. Когда твои друзья радуются — что ты делаешь? | 1 балл — адекватное проявление сорадости (анализ поведения). |
2. Представь, что твои родители чем-то расстроены. Что ты сделаешь? Что ты скажешь? |
|
3. Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, что сделаешь? |
|
4. Если кого-то из ребят похвалили, что ты ему скажешь? | 1 балл — адекватное проявление сорадости, гордости. |
Анализ результатов: осуществляется путем количественного подсчета набранных баллов. Максимальное количество — 32 балла — свидетельствует о высоком уровне специальной осведомленности (объем представлений об эмоциях и чувствах человека) и эмоционально-коммуникативной компетентности (высокий уровень кодирования и декодирования эмоций).
Распределение баллов по блокам показывает уровень (степень) структурированности представлений, сбалансированности эмоциональных знаний и умений. Предварительный вывод о парциальности эмоционального развития может быть сделан в случае, если, но одному или двум блокам набрана четверть максимально возможных баллов.
Максимальное количество баллов набирают дети младшего школьного возраста, редко — старшие дошкольники. В норме ребенок 4—5 лет набирает от 11 до 29 баллов, ребенок 6—7 лет —14—31 баллов, 7—10 лет — 23—32 балла (табл. 2).
Шкала стандартных значений (по возрастам)
Таблица 2
Возраст. | Блок 1. (содержание). | Блок 2 (причины). | Блок 3 (выражение). | Блок 4. (сопереживание). |
макс. 6 баллов. | макс. 12 баллов. | макс. 8 баллов. | макс. 6 баллов. | |
3—4 года. | 0−3. | 4−9. | 1−6. | 1−4. |
4—5 лет. | 1−4. | 5−10. | 2−8. | 3−6. |
5—6 лет. | 2−5. | 6−12. | 3−8. | 3−6. |
6—7 лет. | 2−5. | 6−12. | 3−8. | 3−6. |
7—8 лет. | 3−6. | 8−12. | 4−8. | 3−6. |
8—10 лет. | 4−6. | 9−12. | 6−8. | 4−6. |