Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Психология дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диагностическая направленность: методика разработана для диагностики специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и стандартизирована в 2002—2004 гг. на данных возрастных выборках общей численностью 480 человек. Диагностическая направленность: эмоциональные особенности ребенка (ситуативное эмоциональное состояние… Читать ещё >

Практикум. Психология дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Методика «Красивый рисунок» Л. А. Венгера, Г. А. Цукерман (расширение интерпретации по эмоциональному опыту —

Е. И. Изотовой[1])

Диагностическая направленность: эмоциональные особенности ребенка (ситуативное эмоциональное состояние, эмоциональный фон, эмоциональный опыт), эмоциональное отношение к значимым и незначимым ситуациям и объектам.

Стимулъный материал: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей (минимум шесть основных цветов, можно 10—12), ластик.

Инструкция: перед ребенком кладут горизонтально лист бумаги и просят: «Нарисуй, пожалуйста, какой-нибудь красивый рисунок».

После того как ребенок заканчивает рисовать, его спрашивают, что или кого он нарисовал и почему он считает это изображение красивым.

Анализ результатов: основными показателями являются использование цвета и содержание рисунка. Учитывается также вербализация приемов украшения изображения (цвет, дублирующие линии, детализация и пр.).

Содержание рисунка: характеризует эмоциональный опыт ребенка, связанный с каким-либо событием (ситуацией) или персонажем, эмоционально значимыми для него. Как правило, в рисунках детей находит отражение недавнее событие положительной эмоциональной окрашенности. В некоторых случаях содержание отображает желаемые события или объекты. В соответствии с инструкцией в «красивом рисунке» не должны находить отражение негативные переживания. Если же они проявляются, то можно предполагать, что они актуальны для ребенка в настоящий момент.

Цветовая гамма рисунка: характеризует ситуативное эмоциональное состояние ребенка и его общий эмоциональный фон.

Преобладание холодных тонов (от голубого до фиолетового) — ситуативное снижение настроения, отрицательный эмоциональный фон (депрессивность).

Сближенные мягкие (светлые) тона, использование тонких оттенков цвета — чувствительность, ранимость, тревожность как личностная особенность.

Обедненная цветовая гамма, использование простого карандаша или одного-двух цветов — отрицательный эмоциональный фон (пассивность, астения, депрессивность).

Пониженная плотность цвета, слабый нажим, незакрашенный контур — отрицательное отношение к обследованию (ситуативные гипостеиия, пассивность).

Преобладание темных топов (сочетание черного с коричневым, синим) — отрицательный эмоциональный фон (депрессивность).

Повышенная насыщенность цвета (много красного) — эмоциональная напряженность (тревога, конфликтность, агрессивность, невротизация).

Повышенная напряженность цвета (красный в сочетании с темными тонами) — отрицательный эмоциональный фон (тревожная депрессия).

Примечание. В некоторых случаях цветовую гамму «красивого рисунка» интерпретируют в соответствии с концепцией М. Люшсра, в которой основные цвета символизируют определенные психологические потребности — активно действовать и добиваться успеха (красный); в удовлетворении устойчивой положительной привязанности (синий); в самоутверждении (зеленый); в перспективе, мечтах (желтый). Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха и огорчения.

2. Методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства».

Е. И. Изотовой[2]

Диагностическая направленность: методика разработана для диагностики специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и стандартизирована в 2002—2004 гг. на данных возрастных выборках общей численностью 480 человек.

Инструкция: «Я буду задавать тебе разные вопросы, а ты отвечай, как ты считаешь нужным. Не старайся отвечать правильно. Говори то, что ты действительно думаешь».

Ребенку задаются вопросы в соответствии со следующими четырьмя блоками (табл. 1):

  • 1) содержание эмоций и чувств;
  • 2) выражение эмоций;
  • 3) причины эмоциональных переживаний;
  • 4) эмпатия.

Вопросы постепенно усложняются, В случаях целенаправленной диагностики допускается использование одного или двух блоков с вопросами, поскольку каждый из них дает возможность для отдельного анализа.

Вопросы к ребенку и их оценка.

Таблица 1

Вопросы к методике.

Интерпретация в баллах.

Блок 1. Содержание эмоций и чувств (максимальное количество баллов — 6).

1. Что такое любовь?

1 балл — адекватное описание содержания чувства.

2. Что такое дружба?

1 балл — адекватное описание содержания чувства.

3. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок? Как называется это чувство?

  • 1 балл — адекватное описание переживания;
  • 2 балла — адекватное описание переживания с обозначением (стыд/вииа)

4. Как называется чувство, когда тебе что-то неприятно (противно)?

  • 1 балл — образное/символическое обозначение эмоции (гадость, бяка);
  • 2 балла — адекватное обозначение эмоции (отвращение, презрение)

Блок 2. Выражение эмоций (максимальное количество баллов — 12).

1. Как можно узнать, какое настроение у человека — грустный он или веселый?

  • 1 балл — описание мимических средств выражения;
  • 2 балла — описание группы экспрессивных средств (мимические, пантомимические, интонационно-речевые)

2. Как без слов показать, что тебе страшно?

  • 1 балл — показ с помощью мимики и вербальное описание мимических средств;
  • 2 балла — показ с помощью группы экспрессивных средств (мимические, пантомимические, иитоиациоипо-речевые) и вербальное описание экспрессивного комплекса средств

3. Как ты думаешь, можно плакать от радости? Почему?

  • 1 балл — утвердительный односложный ответ;
  • 2 балла — ответ с обоснованием

4. Можно ли смеяться, когда страшно? Почему?

  • 1 балл — утвердительный односложный ответ;
  • 2 балла — ответ с обоснованием

5. Может ли злой человек притвориться добрым? Как?

  • 1 баял — односложный утвердительный ответ;
  • 2 балла — ответ с обоснованием

Окончание таблицы

Вопросы к методике.

Интерпретация в баллах.

6. Может ли человек, когда ему страшно, не показывать этого? Почему?

  • 1 балл — односложный утвердительный ответ;
  • 2 балла — ответ с обоснованием

Блок 3. Причины эмоциональных переживаний (максимальное количество баллов — 8).

1. Когда люди радуются?

1 балл — адекватный ответ (несколько причин).

2. Почему люди плачут?

1 балл — адекватный ответ (несколько причин).

3. Когда бывает страшно?

1 балл — адекватный ответ (несколько причин).

4. Когда мама (папа) гордится тобой?

1 балл — адекватный ответ.

5. Почему люди становятся врагами?

2 балла — адекватный ответ с обоснованием.

6. За что можно презирать человека?

2 балла — адекватный ответ с обоснованием.

Блок 4. Эмпатия (максимальное количество баллов — 6).

1. Когда твои друзья радуются — что ты делаешь?

1 балл — адекватное проявление сорадости (анализ поведения).

2. Представь, что твои родители чем-то расстроены. Что ты сделаешь? Что ты скажешь?

  • 1 балл — адекватное обозначение эмпатийного действия;
  • 2 балла — адекватное обозначение внутреннего и внешнего плана эмпатийных действий

3. Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, что сделаешь?

  • 1 балл — адекватное обозначение эмпатийного действия;
  • 2 балла — адекватное обозначение внутреннего и внешнего плана эмпатийных действий

4. Если кого-то из ребят похвалили, что ты ему скажешь?

1 балл — адекватное проявление сорадости, гордости.

Анализ результатов: осуществляется путем количественного подсчета набранных баллов. Максимальное количество — 32 балла — свидетельствует о высоком уровне специальной осведомленности (объем представлений об эмоциях и чувствах человека) и эмоционально-коммуникативной компетентности (высокий уровень кодирования и декодирования эмоций).

Распределение баллов по блокам показывает уровень (степень) структурированности представлений, сбалансированности эмоциональных знаний и умений. Предварительный вывод о парциальности эмоционального развития может быть сделан в случае, если, но одному или двум блокам набрана четверть максимально возможных баллов.

Максимальное количество баллов набирают дети младшего школьного возраста, редко — старшие дошкольники. В норме ребенок 4—5 лет набирает от 11 до 29 баллов, ребенок 6—7 лет —14—31 баллов, 7—10 лет — 23—32 балла (табл. 2).

Шкала стандартных значений (по возрастам)

Таблица 2

Возраст.

Блок 1.

(содержание).

Блок 2 (причины).

Блок 3 (выражение).

Блок 4.

(сопереживание).

макс. 6 баллов.

макс. 12 баллов.

макс. 8 баллов.

макс. 6 баллов.

3—4 года.

0−3.

4−9.

1−6.

1−4.

4—5 лет.

1−4.

5−10.

2−8.

3−6.

5—6 лет.

2−5.

6−12.

3−8.

3−6.

6—7 лет.

2−5.

6−12.

3−8.

3−6.

7—8 лет.

3−6.

8−12.

4−8.

3−6.

8—10 лет.

4−6.

9−12.

6−8.

4−6.

  • [1] Изотова Е. И. Психологическая служба в системе образования: учеб, пособие для студ. В ПО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2012.
  • [2] Приводится по: Изотова Е. И. Психологическая служба в системе образования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой