Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенная конкуренция. 
Микроэкономика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении… Читать ещё >

Совершенная конкуренция. Микроэкономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрев отличия понятий конкуренции и соперничества, можно теперь перейти к изложению условий совершенной конкуренции (perfect competition). Четыре критерия, которые использованы для характеристики совершенной конкуренции, будут применяться и для других типов рынка:

  • • количество продавцов на рынке очень большое. В силу этого, каждая фирма столь мала по отношению ко всей отрасли, что она не оказывает никакого влияния на рыночную цену товара. Такие фирмы называют ценополучателями (price taker)-,
  • • фирмы выпускают однородный товар. Однородность товара возникает тогда, когда, по мнению покупателей, продукты являются абсолютными субститутами. Продукты являются дифференцированными тогда, когда, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и (или) субъективному восприятию, товары одной фирмы имеют явное предпочтение, среди конкурирующих продуктов при данной цене. Главной отличительной чертой дифференцированной продукции является возможность повышения цены, при котором не упадет объем продаж. В свою очередь, повышение цены на однородный товар вызовет падение объема продаж, так как все товары на рынке взаимозаменяемы;
  • • отсутствуют барьеры для новых фирм на входе в отрасль и выходе из нее. Иначе говоря, пет дополнительных издержек для фирм, желающих присоединиться к отрасли и выйти из нее. Отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого числа фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу;
  • • свободный доступ к информации. Любой рыночный агент может получить всю необходимую ему информацию о рынке.

Фирмы на рынке совершенной конкуренции очень малы по сравнению со всей отраслью и поэтому объемы их продаж не будут влиять на рыночную цену товара. Следовательно, цена товара определяется вне фирмы, а значит, кривая спроса конкурентной фирмы будет представлять собой горизонтальную линию. В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель.

Следовательно, если отложить на оси абсцисс количество продукции (), а на оси ординат — цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 6.1).

Кривая спроса конкурентной фирмы.

Рис. 6.1. Кривая спроса конкурентной фирмы.

С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

Чистая монополия

Монополия (от др.-греч. роуо — один) является противоположностью совершенной конкуренции. Монополия имеет место в том случае, когда одна фирма является единственным производителем данного товара в отрасли. В этом случае понятия «фирма» и «отрасль» тождественны. Важно заметить, что, как и совершенная конкуренция, монополия не встречается на практике и может рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

У продукта, который выпускается в условиях этого рынка, отсутствуют близкие или хорошие субституты. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары в других отраслях меняется слабо, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая. Фирма-монополист может не заниматься рекламой своей продукции и услуг, как, например, какой-нибудь коммунальный «Водоканал». Если фирма монополист и занимается рекламой, то только для создания благоприятного имиджа. Монополистам не требуется доказывать, что их товар лучше, чем у конкурента, так как они не имеют конкурентов. Монополист назначает любую цену на свою продукцию, так как он полностью контролирует объем производства.

Вход в отрасль блокирован непреодолимыми барьерами, такими как:

  • — эффект масштаба производства проявляется в выявлении у монополистов наиболее эффективного и малозатратного производства за счет масштаба производства;
  • — естественные монополии (natural monopoly) — фирмы, которые могут производить весь объем производства на рынке с более низкими издержками, чем в условиях конкуренции.

Если фирма является естественной монополией, более эффективно позволить ей обслуживать весь рынок целиком, а иметь несколько конкурирующих фирм. Обществу такая ситуация выгодна, чтобы экономить общественные издержки. Но за такое монопольное положение фирмамонополист «расплачивается» тем, что государство контролирует цены на ее продукцию. Однако в целом естественные монополии неэффективны, как и контроль над ними.

В России в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цепы на товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

  • — железнодорожные перевозки;
  • — услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий, в частности, недавно были реформированы электроэнергетика и железнодорожный транспорт.

Юридические барьеры.

К таким барьерам могут быть отнесены патенты и лицензии. Патент это юридически закрепленное право на получение дохода от изобретения. Например, в США изобретатель имеет исключительное право пользоваться своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в становлении таких компаний, как Xerox, Sony, IBM и др. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом для инвестиций в НИОКР и тем самым усиливает монопольную власть. Вступление в отрасль может быть ограничено и путем выдачи (вернее невыдачи) лицензий на какой-либо вид деятельности.

Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы.

Ряд компаний-монополистов обладают собственностью над месторождениями редких ресурсов и тем самым препятствуют появлению конкурентов. Классический пример монополии, возникающей вследствие обладания невоспроизводимым ресурсом — южно-африканская алмазная компании ОеВееп, контролирующая порядка 80% мирового производства алмазов и бриллиантов. Хотя доля компании на рынке и меньше 100%, она достаточно велика, чтобы оказывать существенное влияние на рыночную цену алмазов.

Недобросовестная конкуренция.

Появление конкурентов может быть заблокировано такими способами, как:

  • — дискредитация продукта конкурентами;
  • — промышленный шпионаж;
  • — переманивание персонала;
  • — компанией в прессе против конкурентов;
  • — демпингом.

Доступ к информации в условиях монополии может быть, как полностью закрытым (если это нужно для укрепления монопольной власти), так и открытым, если это не влияет на положение монополиста. В экономической теории различают также естественные и искусственные барьеры, блокирующие вхождение в отрасль. Естественным барьером, например, является экономия от масштаба производства. Крупные фирмы имеют низкие долгосрочные средние издержки, они легко устраняют с рынка конкурента с более высокими средними издержками. Такую крупную фирму часто называют естественной монополией. Она преобладает в области местного обеспечения электроэнергией, газом, водой, транспортом, услуг телефонной связи.

К искусственным барьерам можно отнести любые сознательные действия участников рынка: жесткие патентные законы; выдача государственных лицензий; контроль за стратегическими ресурсами. Вступление новых конкурентов может быть заблокировано и посредством агрессивных, нерыночных действий (лоббирование, нечестная конкуренция). Монополия, огражденная высокими барьерами для вхождения на рынок, может получать экономическую прибыль длительное время.

Монополия может существовать в следующих формах:

  • — закрытая — защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;
  • — открытая — не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие па рынок с новой продукцией);
  • — естественная — эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой