Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

География внешней торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным за 2013—2014 гг. Европа импортирует товаров и услуг на сумму 7,9 трлн долл. Экспорт — на 8% меньше и составляет 8,4 трлн долл. Главным торговым партнером для стран ЕС являются сами же страны ЕС, на их долю приходится 64,7% экспорта товаров и услуг, что говорит о развитой торговле между странами, входящими в ЕС. На втором месте находятся США — 6%, затем Китай — 3,1%, далее следует… Читать ещё >

География внешней торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первые два десятилетия XXI в. устойчивые лидирующие позиции по объему внешней торговли занимают такие макрорегионы, как Европа (37%), Азия (32%), Северная Америка (16%). На долю Передней Азии приходится 4%, на долю стран СНГ — 4%, на долю Латинской Америки — 4%, на долю Африки — 3%. По темпам развития, экспортной и импортной направленности данные регионы существенно отличаются друг от друга.

По данным за 2013—2014 гг. Европа импортирует товаров и услуг на сумму 7,9 трлн долл. Экспорт — на 8% меньше и составляет 8,4 трлн долл. Главным торговым партнером для стран ЕС являются сами же страны ЕС, на их долю приходится 64,7% экспорта товаров и услуг, что говорит о развитой торговле между странами, входящими в ЕС. На втором месте находятся США — 6%, затем Китай — 3,1%, далее следует страна, также находящаяся в регионе, но не входящая в ЕС, — Швейцария — 2,8% и Россия — 2,5%.

По импорту наблюдается похожая ситуация: на долю ЕС приходится 62,4%, далее следуют Китай — 6,5%, Россия — 4,4%, США — 4,1%, Швейцария — 2,0%.

По данным за 2013 г. Азия импортирует товаров и услуг на сумму 6,8 трлн долл. Экспорт — на 3% больше и составляет 7,1 трлн долл. Лидер в регионе — Китай, который является мировым лидером по экспорту товаров, имея 10,4% от мирового экспорта. По импорту Китай занимает второе место после США и имеет 9,5%. Второе место в группе занимает Япония. Главным торговым партнером для нее является Китай, доля ее экспорта — 19,7%, импорта — 21,5%. Доля экспорта США —15,5%, импорта — 12,7%; Южной Кореи — 7,8% и 4,7% соответственно.

По данным за 2013 г. Северная Америка импортирует товаров и услуг на сумму 3,8 трлн долл. Экспорт составляет на 16% меньше — 3,3 трлн долл. В совокупности на Северную Америку сегодня приходится 16% мировой торговли. Первое место среди государств региона по объему внешней торговли занимают США. Главным торговым партнером США является Канада, на которую приходится 19% американского экспорта. За последнее десятилетие данный показатель значительно снизился: в 2005 г. он составлял 23,4%. На втором месте по объему американского экспорта находятся страны ЕС (18,2%), далее следует Мексика (13,3%), Китай (7%), Япония (4,5%). По экспорту США занимают второе место в мире после Китая. На Соединенные Штаты приходится 8,1% мирового экспорта.

Явным лидером в регионе СНГ является Российской Федерации — 62% объема внешней торговли приходится на Россию. В данном регионе наблюдается высокая зависимость между импортом и экспортом стран. Для всех стран, кроме Грузии, Российская Федерация является основным экспортером и импортером товаров и услуг.

Существенно меняется география внешней торговли России. В 2014 г. на долю ЕС приходилось 48,2% российского товарооборота (в 2013 г. — 49,6%); на страны СНГ — 12,2% российского товарооборота (в 2013 г. — 13,4%); на страны Таможенного союза — 6,7% (6,9%); на страны ЕврАзЭС — 7,1% (7,2%); на страны АТЭС — 27,0% (24,8%)*.

Основными торговыми партнерами России в 2014 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 88,4 млрд долл., Нидерланды — 73,2 млрд долл., Германия — 70,1 млрд долл., Италия — 48,5 млрд долл., Турция — 31,1 млрд долл., Япония — 30,8 млрд долл., США — 29,2 млрд долл., Республика Корея — 27,3 млрд долл.

Сальдо торгового баланса в России положительное. Доля внешней торговли в ВВП составляет 51,58%, самый высокий показатель в регионе — у Белоруссии (158,74%).

Доля мирового экспорта в регионе неуклонно растет, показатель за 1993 г. был равен 1,5% от мирового экспорта, в 2013 г. данный показатель уже составлял 4,4%.

В табл. 7.2 представлено распределение экспорта товаров по регионам мира.[1]

Таблица 7.2

Экспорт товаров по регионам, 2013 г., %'.

Регион.

Европа.

Азия.

Северная Америка.

Передняя Азия.

СНГ.

Южная и Центральная Америка.

Африка.

Европа.

Азия.

Северная Америка.

Передняя Азия.

СНГ.

Южная и Центральная Америка.

Африка.

В последние 20 лет объем внешней торговли товарами растет быстрыми темпами. В ходе экономического развития в процесс вовлекаются новые рынки, некоторые из которых с течением времени становятся ведущими. На современном этапе можно отметить динамичное развитие государств Азии, таких как Китай, Южная Корея, Сингапур. Страны Западной Европы, США, Канада, Япония начинают терять свои позиции.

Для Японии характерно изменение сальдо внешнеторгового баланса. Если в 1991 г. профицит внешней торговли составлял 78 млрд долл. США, то в 2011 г. дефицит составил -32 млрд долл.

География мировой внешней торговли претерпела существенные изменения. Все большее значение стала играть Азия; успешно развиваются такие регионы, как СНГ, Южная и Центральная Америка, Передняя Азия. Современная мировая экономика стала более взаимозависима, логическим следствием чего становится развитие внешней торговли и вовлечение в нее новых стран.

Рынок услуг значительно отличается от рынка товаров в качественных и количественных характеристиках. Если в ВВП развитых стран на услуги приходится больше половины (60—70%), то в международной торговле — около 20—22%.

Лидирующие позиции по объему внешней торговли услугами занимают страны, входящие в три региона из семи, что говорит о слабой вовлеченности развивающихся стран в международную торговлю услугами.

США занимают лидирующую позицию, но экспорту и импорту услуг, удерживая свои позиции уже на протяжении десятилетий. Положительное сальдо торгового баланса по услугам частично компенсирует отрицательное[2]

сальдо торгового баланса товаров. В дальнейшей перспективе можно говорить о быстром развитии в мировой торговле рынка услуг и постепенном вытеснении рынка товаров в развивающиеся страны. При этом географически рынки должны еще более расшириться, ведь количество отраслей неуклонно растет, и многие страны могут переориентироваться на «уникальные» отрасли и развивать за счет этого внешнюю торговлю.

Перспективы развития внеижей торговли целесообразно рассматривать по отдельным регионам, так как страны, находящиеся в одном регионе, имеют схожие черты. Помимо этого, большинство интеграционных группировок образуется именно по региональному принципу.

Азия в скором времени будут лидировать по большинству показателей внешней торговли. Она активно продвигается по пути более широкого развития региональной интеграции, в том числе посредством внутрирегиональных объединений, таких как АСЕАН, а также межрегиональной интеграции, например, посредством АТЭС, делая упор на «открытый регионализм». На фоне вялого развития экономик традиционно развитых стан Азия будет наиболее активным участником мировой торговли (см. Приложение 4 к первому тому учебника).

В странах ЕС существуют большие различия в уровне социально-экономического развития, которые уже приводят к системным кризисам, а в дальнейшем данное состояние будет только ухудшаться. Помимо этого, есть множество других экономических проблем, например проблема роста безработицы. В таких странах, как Греция и Испания, данный показатель составляет более 20%.

На данный момент Европа является регионом, в наибольшей степени затронутым процессами глобализации, основным центром мировых торговых потоков. В ближайшей перспективе данное положение вряд ли изменится, но лидирующие позиции Европа будет сдавать.

В Северной Америке всего три страны; явным лидером не только данного региона, но и всей мировой торговли являются США. Для Канады и Мексики США являются важнейшим партнером и по экспорту, и по импорту товаров и услуг.

  • [1] Федеральная таможенная служба [Сайт]. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 02.09.2016).
  • [2] Составлено автором по: The World Bank [Site]. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 28.07.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой