Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Защита прав человека в рамках иных региональных, субрегиональных и межрегиональных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от Европы, Америки и Африки, азиатский континент в настоящее время не имеет собственной региональной системы защиты прав человека. Официальным международным документом, в котором можно обнаружить контуры азиатского подхода в сфере защиты прав человека, является Азиатско-Тихоокеанская декларация прав человека и народов, которая была принята 15 февраля 1988 г. в Дели. В конференции… Читать ещё >

Защита прав человека в рамках иных региональных, субрегиональных и межрегиональных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Защита прав человека в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии

В отличие от Европы, Америки и Африки, азиатский континент в настоящее время не имеет собственной региональной системы защиты прав человека. Официальным международным документом, в котором можно обнаружить контуры азиатского подхода в сфере защиты прав человека, является Азиатско-Тихоокеанская декларация прав человека и народов, которая была принята 15 февраля 1988 г. в Дели. В конференции, на которой была принята Декларация, принимало участие около 200 юристов из 22 государств региона. Декларация предусматривает следующие права: право на жизнь (никто не должен посягать на высший дар. Все индивиды, народы и государства обязаны уважать право всех на жизнь, независимо от расы, пола, религии, национальности, уровня развития); право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве, на Земле в целом (сохранение мира и безопасности на всех этих уровнях — забота, долг и обязанность каждого индивида, каждого народа, каждого государства); право на достойное существование — материальное, духовное, физическое — независимо от расы, национальности, религии, пола, уровня развития; право на благоприятную среду обитания (сохранение должного состояния окружающей среды на Земле — долг и обязанность каждого индивида, народа и государства); право на развитие (каждый индивид и каждый народ может участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, которое обеспечивает все человеческие права и основные свободы, и имеет право содействовать такому развитию и пользоваться его благами); право быть свободным от насилия и страха.

Профессор Национального университета Сингапура М. Сорнарайяха, признавая большое значение международного права для будущего развития азиатского региона, тем не менее считает, что государства Азии «должны иметь сильную верховную власть для того, чтобы способствовать защите своих интересов, а не следовать предписаниям организаций, управляемых господствующими странами. Один из основных постулатов западных представлений о демократическом устройстве общества, провозглашающий приоритет индивидуальных нрав человека, не разделяется многими азиатскими государствами… Азиатские проблемы, касающиеся развития и этнических вопросов, отличаются от тех, которые стояли перед Европой. Поэтому их решение должно быть найдено самими жителями Азии»[1].

Наверное, этими причинами можно объяснить тот факт, что до последнего времени в Азии не существовало ни одного международного регионального (или субрегионального) органа, ответственного за защиту, поощрение и имплементацию прав человека. Как верно отмечает профессор А. X. Саидов, «одна из очевидных причин такого положения — отсутствие региональной политической группировки такого типа, как ОЛГ в Америке, Совет Европы в Европе и т. д.»[2]. Ситуация частично переменилась в 2007 г., когда был принят Устав Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Данное региональное объединение было создано еще в 1967 г., но окончательное оформление в качестве международной межправительственной организации получило именно благодаря принятию Устава, ст. 3 которого гласит: АСЕАН как межправительственная организация наделяется правосубъектностью.

АСЕАН[3] — это образованная в 1967 г. международная межправительственная субрегиональная организация стран, расположенных в ЮгоВосточной Азии. В ноябре 2007 г. на 13-м саммите АСЕАН в Сингапуре главы государств-членов предприняли исторический шаг в направлении создания «Сообщества АСЕАН» — был подписан Устав АСЕАН (вступил в силу 15 декабря 2008 г.). Устав АСЕАН содержит ряд положений, касающихся политики стран Ассоциации в сфере защиты прав человека. Одной из целей АСЕАН является «укрепление демократии, повышение эффективности управления и верховенства права, а также поощрение и защита прав и основных свобод человека, с должным учетом прав и обязанностей государств — членов АСЕАН» (ст. 1(7) Устава). Согласно ст. 2(2, i) Устава одним из принципов АСЕАН является «уважение основных свобод, поощрение и защита прав человека и поощрение социальной справедливости». Для реализации указанных целей и принципов ст. 14 Устава предусматривает создание органа АСЕАН по правам человека, который «должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН».

Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г.[4], а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены Комиссии. Согласно Положению к основным функциям Комиссии отнесены разработка стратегии в области поощрения и защиты прав и основных свобод человека; повышение общественной осведомленности в области прав человека среди народов стран АСЕАН путем образования, исследований и распространения информации; выработка общих подходов и позиций по вопросам прав человека, представляющим интерес для АСЕАН; подготовка тематических исследований по вопросам прав человека в странах АСЕАН и т. д.

Безусловно, создание Межправительственной комиссии по правам человека в АСЕАН (далее — МКПЧА) — это огромная веха в развитии прав человека в Азии. Между тем можно отметить и слабые стороны этого органа. Например, в Положении отсутствует механизм рассмотрения частных жалоб на нарушения прав человека. Важно отметить, что новое учреждение будет действовать только в качестве консультативного органа для государств-членов. Другой проблемой МКПЧА является консенсуальный принцип принятия решений, благодаря чему несогласное государство всегда сможет заблокировать неудобное ей решение. Также неясно, защитой каких именно прав будет заниматься эта Комиссия (социальных, политических или каких-либо других), пока одной из будущих целей МКПЧА значится разработка декларации прав человека АСЕАН. Так, на своем шестом заседании в июле 2011 г. МКПЧА продолжила обсуждение проекта декларации, указав, что этот документ будет отражать и специфику АСЕАН, и достижения международных конвенций по правам человека[5]. Ее текст обсуждался и уточнялся десятью странами блока в течение пяти лет.

Разработка Декларации завершилась 18 ноября 2012 г., когда в столице Камбоджи г. Пномпене была принята Декларация прав человека АСЕАН.

«В АСЕАН входят страны с разными политическими системами, и у них совершенно разные понятия о том, что такое права человека и как они должны соблюдаться. Свести все эти разные понятия к одному общему документу — это был огромный кропотливый труд, который успешно завершился подписанием Декларации. Еще пять лет назад такое было бы невозможно»[6], — сказал после подписания документа журналистам член комиссии по правам человека АСЕАН от Сингапура, посол по особым поручениям Чань Хенг Чжи.

Значительная часть Декларации посвящена экономическим, социальным и культурным правам. Страны — члены АСЕАН подтверждают все экономические, социальные и культурные права Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В частности, страны — члены АСЕАН подтверждают следующие: право на труд; право на формирование профсоюзов и присоединение к профсоюзу по своему выбору; свобода детей от экономической и социальной эксплуатации; право па достойный уровень жизни для себя и своей семьи; право на пользование наивысшими достижимыми стандартами физического, умственного и репродуктивного здоровья, на основные и доступные услуги здравоохранения и на доступ к медицинским учреждениям; право на социальную безопасность, включая социальное страхование в доступных ситуациях, которое помогает ему защитить средства для достойного существования; право на образование; право, отдельно или совместно с другими, свободно участвовать в культурной жизни, пользоваться результатами и выгодами научного прогресса и пользоваться выгодой от защиты моральных и материальных интересов, связанных с любым результатом научной, литературной или творческой деятельности, автором которой он является. Особое внимание в данной Декларации также уделяется праву на развитие и праву на мир. Так, в Декларации указывается, что «право на развитие — это неотъемлемое право человека, в силу которого каждый человек и народы АСЕАН имеют право на участие, содействие и получение равных выгод от экономического, социального, культурного и политического развития» и «каждый человек и народы АСЕАН имеют право на мир в рамках базы АСЕАН в сфере безопасности и стабильности, нейтралитета и свободы, при котором могут быть полностью реализованы права, закрепленные в настоящей Декларации».

В Декларации прямо закреплены «все гражданские и политические права, гарантированные Всеобщей декларацией прав человека» (ст. 10), и раскрываются в ст. 11—34. Гражданские и политические права: право на жизнь, право на личную свободу и безопасность, право на свободу передвижении, право на собственность, на убежище, на защиту от пыток, право на гражданство, на вступление в брак, на презумпцию невиновности, право на неприкосновенность личной и семейной жизни, право на свободу мысли, сознания и религии, право на свободу мирных собраний, право участвовать в управлении своей страной.

Декларация предусматривает права, не закрепленные во Всеобщей декларации, например, «право на безопасную питьевую воду и санитарию» (ст. 28. е), «право на безопасную, чистую и устойчивую окружающую среду» (ст. 28.1.), «право на защиту от дискриминации в отношении людей, страдающих от инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД» (ст. 29), «право на меры…, направленные на борьбу с нищетой, создание условий, включая защиту окружающей среды» (ст. 36) и «право на мир» (ст. 30).

Декларация не предусматривает специального контрольного органа, и следить за выполнением обязательств, взятых на себя государствами в соответствии с этой Декларацией, будет МКЧПА.

Принципиально важным для осознания специфики региона является принцип 6 Декларации прав человека АСЕАН, который гласит: «Права человека и основные свободы должны корреспондировать с его обязанностями, так как каждый человек несет ответственность перед другими людьми и обществом, в котором он живет». В этом отношении подчеркнем и восьмой принцип, устанавливающий, что «Права человека и основные свободы каждого отдельного человека должны осуществляться, не нарушая прав и свобод других людей. Права человека и основные свободы могут быть ограничены на основании закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности, а также общего благополучия людей в демократическом обществе».

В 2015 г. был принят пятилетний рабочий план МКПЧА на 2016—2020 гг.[7], который является продолжением пятилетнего рабочего плана МКПЧА на 2010—2015 гг. Новый рабочий план в качестве приоритетного направления деятельности Комиссии обозначает продолжение работы по продвижению и осуществлению Декларации. Комиссия также будет продолжать предпринимать шаги по сотрудничеству с органами АСЕАН и механизмами АСЕАН в области защиты прав человека путем внедрения концепции прав человека во все три основы АСЕАН (политика и безопасность, экономика (экономическое сообщество) и социально-культурное сообщество).

Наряду с созданием органа АСЕАН по правам человека (МКПЧА) одним из достижений последнего десятилетия АСЕАН является создание специализированных международных региональных органов по правам человека.

7 апреля 2010 г. на 16-м саммите АСЕАН была учреждена Комиссия АСЕАН по защите прав женщин и детей (ACWC). Большой вклад в ее создание внесли Комитет АСЕАН по делам женщин (ACW) и Совещание старших должностных лиц по вопросам социального обеспечения и развития (SOMSWD). Целями Комиссии АСЕАН по защите прав женщин и детей являются поощрение и защита прав человека и основных свобод женщин и детей в АСЕАН; повышение регионального и международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав женщин и детей; обеспечение стабильности и согласия в регионе, дружбы и сотрудничества между государствами — членами АСЕАН. Комиссия уполномочена применять международные документы, документы АСЕАН, касающихся прав женщин и детей; повышать осведомленность и просвещенность прав женщин и детей; исследовать ситуации, связанные с положением женщин и детей; принимать соответствующие меры по предупреждению и ликвидации всех форм нарушений прав женщин и детей. Комиссия рассматривает периодические доклады государств-членов и дает рекомендации по устранению нарушений прав женщин и детей. Комиссия направляет свои отчеты в Комитет АСЕАН по делам женщин и Организацию прав детей Азии (Child Rights Coalition Asia), помогая им в составлении их ежегодных докладов. Комиссия рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав женщин и детей[8]. Комиссия состоит из представителей государств-членов: каждое государство назначает по два представителя для защиты прав женщин и представителя для защиты прав детей на 4,5 года и может заменить его по своему усмотрению.

Пример АСЕАН показывает, что региональные экономические организации поощряют стремление государств сотрудничать и в сфере защиты прав человека. Несмотря на то что сотрудничество может начаться с небольшого количества областей, таких как права детей, женщин, трудящихся мигрантов, оно может расшириться, вовлекая такие области, как борьба с ВИЧ/ СПИД, здоровье, ликвидация нищеты, борьба с пытками и др.

  • [1] Somarajah М. The Asian Perspective to International Law in the Age of Globalization //Singapore Journal of International and Comparative Law. 2001. Vol. 5. P. 312.
  • [2] Саидов A. X. Международное право прав человека: учеб, пособие. М., 2002. С. 159.
  • [3] В состав АСЕАН входят 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Кампучия, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея, а в 2002 г. заявку на получение статуса наблюдателяподал Восточный Тимор.
  • [4] Текст Положения в авторском переводе A. X. Абашидзе и А. М. Солнцева см.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Институциализация защиты и поощрения прав и свобод человека в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): комментарии к Положениюо Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН // Московский журналмеждународного права. 2010. № 2. С. 187—200.
  • [5] См.: Press Release of the Sixth Meeting of the ASEAN Intergovernmental Commission onHuman Rights (AICHR). Vientiane, 2 July 2011. URL: http://www.asean.org/26 456.htm.
  • [6] Страны АСЕАН подписали Декларацию прав человека на саммите в Пномпене. URL: http://ria.ru/world/20 121 118/911179710.html/
  • [7] URL: http://aichr.org/documents/.
  • [8] О достижениях Комиссии см. итоги 12-й встречи Комиссии 16—19 февраля 2016 г. в Джакарте (Индонезия). URL: http://asean.org/press-release-of-the-asean-commission-on-the-promotion-and-protection-of-the-rights-of-women-and-children-acwc-2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой