Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фирма как организация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И дело не только в том, что внешний участник рынка заломит такую цену, которая непременно принесет ему прибыль. Имеется и большое количество предпосылок менее заметных, но не менее важных. Прежде всего, создавая фирму, которая во многих отношениях не зависит от рынка, предприниматель избавляется от издержек по поиску товара и его приобретению. Ведь недостаточно просто найти и купить, необходимо… Читать ещё >

Фирма как организация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фирму можно определить, как организацию, которая существует для достижения экономических целей. Это совершенно правильно, хотя в конечном счете и не совсем точно. Дело в том, что в любой фирме, которая действительно создается для достижения экономических целей, рано или поздно складываются более тесные отношения между людьми, а это приводит к тому, что фирма становится организацией, преследующей и какие-то иные цели, а не только извлечение прибыли.

Фирма — это результат важного изменения в процессе производства. В какой-то момент технологические процессы настолько усложнились, что люди поняли: без специализации не обойтись. Этот переход к массовому производству был во многом аналогичен скачку, произошедшему при переходе от натурального хозяйства к рыночным отношениям, при которых человек или семья специально занимались определенным видом деятельности и обменивали его результаты на другие материальные ценности, необходимые для жизни[1].

Согласно распространенной точке зрения основная причина возникновения фирм как особого типа организаций, действующих в экономической сфере, — обычная экономическая целесообразность. Допустим, фирма выпускает автомобили. Естественно, у нее есть экономическая цель (получить прибыль) и средство ее достижения (произвести и продать качественные автомобили по подходящей цене). А потому кажется естественным, что эта фирма возникла: если надо производить автомобили, то это следует делать в рамках единого производства, только так можно обеспечить целостность и целенаправленность процесса. И действительно, люди, будучи не организованными, вряд ли когда-нибудь смогли бы изготовить автомобиль, а тем более изготовлять его массово. В любом учебнике по менеджменту по этому поводу сказано предостаточно.

Однако при более внимательном рассмотрении появляются очень интересные детали. Так, Рональд Коуз, один из основоположников институционального подхода в экономике, высказал интересную мысль: фирма появляется тогда, когда производителю не выгодно (не удобно, не хочется) приобретать что-то на внешнем рынке постоянно. И действительно, стоит ли каждый день искать и нанимать рабочих, которые будут выполнять конкретный объем работы именно сегодня? И стоит ли покупать материалы у другого человека, который непременно хочет на них «навариться», если их можно изготовить самостоятельно?

И дело не только в том, что внешний участник рынка заломит такую цену, которая непременно принесет ему прибыль. Имеется и большое количество предпосылок менее заметных, но не менее важных. Прежде всего, создавая фирму, которая во многих отношениях не зависит от рынка, предприниматель избавляется от издержек по поиску товара и его приобретению. Ведь недостаточно просто найти и купить, необходимо еще найти такого продавца, который предложит товар на наиболее выгодных условиях (качество, цена, доставка и т. п.).

Если необходимые материалы и детали производятся самой фирмой, то все оказывается гораздо проще: тут и затраты проще контролировать, и искать никого не нужно, и юридических проблем не возникнет.

Эти юридические проблемы — второй аспект. Разве не выгодно для предпринимателя то, что он избегает такого рода неприятностей, производя что-то самостоятельно? Ведь ни один участник экономических отношений не застрахован от того, что его обманут, подсунут ему не то, что обещали, или вообще «кинут». Конечно, в любой организации возникают сбои, когда одни подразделения недостаточно хорошо выполняют возложенные на них обязанности. Но такого рода вопросы решаются иначе и редко становятся проблемой, которая выносится за пределы предприятия. По крайней мере, у руководства организации всегда имеются рычаги, при помощи которых трудность можно разрешить.

Еще одна важная черта фирмы как организации заключается в том, что она является организацией институциализированной. Это означает, что она действует в соответствии с определенными правилами, нормами. И чрезвычайно важно, что эти нормы сохраняются (т. е. воплощаются конкретными людьми в виде действий) постоянно на протяжении какого-то времени. Так снимается множество вопросов. Если в фирме нет правил, то она вряд ли сможет долго существовать; по крайней мере, ее руководитель просто сойдет с ума, так как каждый будет к нему обращаться по любому вопросу: а завтра мне во сколько приходить? А что мне делать, если мне позвонят? Мне отвечать самому? Или вызвать вас? А когда мне с работы уходить? А что я должен делать? Я уборщица, должна ли я подметать и мыть пол или только подметать? И так далее и тому подобное, причем каждый день, каждую минуту. В силу же существования правил некоторые вопросы снимаются сами собой: рабочий день четко установлен, обязанности тоже более или менее точно оговорены в контракте и должностной инструкции, только работай.

  • [1] Магомедов М. Г. Культурный капитал семьи как фактор социальной мобильностив условиях социальных реалий современного российского общества // ГуманитарийЮга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 54.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой