Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опыт сопровождения одарённых детей в исследовательской деятельности по географии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «одаренность» приобрело широкую значимость в нашей стране и на Западе. Появилось множество значений этого термина. В данной работе будем придерживаться следующей трактовки данного понятия: дети, и в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школы были распознаны как обладающих актуальными или потенциальными способностями, которые… Читать ещё >

Опыт сопровождения одарённых детей в исследовательской деятельности по географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема одаренности во всем мире вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение в отечественной психологии было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усалился[1].

Понятие «одаренность» приобрело широкую значимость в нашей стране и на Западе. Появилось множество значений этого термина. В данной работе будем придерживаться следующей трактовки данного понятия: дети, и в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школы были распознаны как обладающих актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой[2]. В данном случае для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей и соответственно взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными.

Одна из форм работы с одарёнными детьми — научноисследовательская деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения[3].

География как наука обладает в этом отношении огромным потенциалом. Исследовательская деятельность в области географии и смежных с ней наук позволяет решить следующие задачи:

  • — обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  • — учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  • — помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  • — подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Кафедра географии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского активно участвует в организации научно-исследовательской деятельности школьников. Преподаватели кафедры выступают одновременно как научные руководители и консультанты, так эксперты научных конференций школьников различного уровня. Наиболее плодотворная работа в данном направлении ведется при непосредственном участии Межрегионального ресурсного центра по поддержке одаренных детей (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) и подростков и центра дополнительного образования детей «Открытие» (МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»).

Непосредственное участие автора в консультировании и руководстве научно-исследовательскими работами школьников позволяет сделать некоторые обобщения накопившегося опыта и дать рекомендации будущим исследователям в области географии.

Как правило, школьник, приступающий к выполнению проекта или исследовательской работы, плохо представляет специфику научной работы, ее отличия от другой деятельности. Научная информация отлетается от любой другой тем, что получена она в результате особых процедур, называемых научным методом. Основа научного метода — строгая логика и доказательность выводов. Неумение анализировать источники фактов, отличить научную информацию от другой, полученной, например, из средств массовой информации или с сомнительных сайтов Интернета, часто приводит к ошибкам в самом главном — постановке цели исследования.

Цель научного исследования должна быть по возможности сформулирована как можно более четко. Исследование с расплывчатой, неконкретной целью, как правило, никогда не приводит к достоверным результатам.

Иногда школьники берутся за написание работы по глобальным проблемам, пытаются решить глобальные экологические проблемы. Конечно, такие попытки стоит делать, но всегда надо иметь в виду, что подобные проблемы волнуют человечество со времен Аристотеля и раньше, и стать первооткрывателем здесь невозможно. Еще труднее избежать возможности стать посмешищем для серьезных специалистов, причем такая опасность иногда подстерегает даже опытных ученых.

Другой бедой будущих юных исследователей является попытка решения сомнительных с точки зрения нормальной науки проблем. В последнее время околои псевдонаучные вопросы не проходят мимо внимания школьников. Однако многие из них не относятся к нормальной науке и в серьезных научных изданиях не обсуждаются.

Одно из главных требований к работе — она должна быть интересна достаточно широкому кругу людей как ученых, так и неспециалистов. Выбрать такую тему довольно трудно, для этого надо хорошо разбираться в современном состоянии науки и научной отрасли, в которой ведется работа. В этом может помочь только опытный специалист в данной области науки. Новизна работы — не обязательно крупное научное открытие. Новым может быть, например, анализ уже известных научных фактов, переоценка их автором работы, новое решение уже известной научной задачи. Новизна такого типа как раз характерна для молодого ума, не закомплексованного устаревшими научными догмами и образами.

Одно из главных условий успеха научной работы — правильная методика. Именно методика отличает обычное созерцание окружающей действительности от научного наблюдения и эксперимента. К сожалению, этот компонент работы является слабым звеном у огромного количества школьных научных исследований. Для начала, чтобы избежать ошибок, стоит воспользоваться уже готовыми методиками, почерпнутыми из научной литературы. Для того чтобы предложить свою собственную методику или модифицировать уже готовую, надо иметь довольно солидный опыт и знания. Слабое знание научной литературы может привести к методическим ошибкам и просчетам, многократному «изобретению велосипеда».

Для того чтобы работа могла претендовать на звание научной, необходим определенный минимум первшшых данных. Он определяется методикой исследований и требованиями статистики.

Успешной работа (а во многих случаях она определяется не только получением награды, но и просто прохождением этапа заочной экспертизы) может стать в нескольких случаях, если: -эго работа, продолжающая многолетние исследования по какой-либо теме, начатые несколько лет назад в коллективе какого-либо центра дополнительного образования, детском эколого-биологическом центре и т. п.;

  • — это работа, выполненная как часть большой научной темы, разрабатываемой научным учреждением или вузом, обычно на его материальной базе;
  • — это работа, выполненная с использованием нового оборудования или методики;
  • — это работа, имеющая непосредственный выход в практику;
  • — это работа, выполненная самостоятельно на протяжении нескольких лет с обработкой большого массива данных;
  • — это работа, написанная и оформленная грамотно, хорошо иллюстрированная, с понятными диаграммами, графиками, снабженная фотографиями, планами, картами, обширным списком литературы, а также дополнительными материалами.

Для содействия школьникам (научно-консультативное, организационное) по подготовке и выполнению научноисследовательских работ естественнонаучной тематики (география, экология) при ЦДОД «Открытие» проводится интенсив-семинар по сопровождению школьников в научно-исследовательской деятельности по географии. Категория участников данного семинара — учащиеся 9−11 классов. Продолжительность подготовки составляет 10 часов, дальнейшая работа проводится по индивидуальным траекториям в течение учебного года и направлена на совершенствование полученных навыков в процессе выполнения работы. Тематическое планирование данного семинара представлено в таблице 4.

Таблица 4.

План интенсив-семинара_______.

JV*.

п/п

Наименование тем занятий

Трудоемкость, в часах

всего

пекци

и

практи

ч.

).

Научное исследование: понятие, особенности, структура.

Методология научного исследования: определение объектной области, объекта и предмета исследования, выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, формулирование цели и задачи исследования, определение методов исследования.

—.

Современный исследовательский инструментарий географа.

—.

Оформление исследовательской работы и подготовка её презентация.

—.

Итого

Слушатели данного семинара принимали активное участие в следующих конференциях: научно-практическая краеведческая конференция школьников «Отечество» (городской и областной этапы), Российская научная конференция школьников «Открытие» (областной и всеросский этапы), городская экологическая конференция обучающихся «Экология и мы», Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии (научный доклад), Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды.

Таким образом, грамотно выстроенное сопровождение школьников в области научного исследования с учетом имеющегося опыта позволит развивать самостоятельную познавательную творческую деятельность, формировать у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Формы работы с одаренным старшеклассниками по географии приведены в Приложениях 3−5.

  • [1] Сопровождение одаренного ребенка в региональномобразовательном пространстве: учебно-мегодическое пособие / Подред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. Ярославль, 2011.291 с.
  • [2] Эффективные модели выявления и поддержки молодых талантов: сборник материалов Всероссийской научно-практическойконференции. / Под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. Ярославль, 2012.343с.
  • [3] Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительногообразования: монография. / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль, 2012. 176 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой