Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Варианты организации работы с одаренными детьми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках реализации проекта в 47 образовательных учреждениях ярославского региона были открыты математические объединения для обучающихся 5—6 классов. В этих математических объединениях реализуется единая уникальная авторская программа дополнительного образования по математике, разработанная преподавателями ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова». Данная программа… Читать ещё >

Варианты организации работы с одаренными детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний день основными учебными заведениями, работающими с одаренными детьми, являются:

  • 1) учреждения дошкольного образования — детские сады общеразвивающего вида; центры раннего развития; обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • 2) общеобразовательные школы;
  • 3) учреждения дополнительного образования;
  • 4) общеобразовательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми, — лицеи, гимназии, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов и другие нетиповые образовательные учреждения высшей категории.

Среди учреждений, осуществляющих сопровождение одаренных детей, особое место занимают учреждения дополнительного образования. Именно здесь выбор сферы деятельности ребенка осуществляется с максимальным учетом его склонностей и потребностей. Индивидуально-личностная основа работы учреждений этого типа позволяет удовлетворять самые разнообразные образовательные запросы детей, обеспечивать устойчивость их познавательного интереса, создавать условия для максимального раскрытия способностей.

Система свободных, не организуемых жестко занятий в учреждениях дополнительного образования представляется наиболее подходящей для развития талантливых детей. Это система, в центре которой находится ребенок. Она предполагает эффективное использование учебного времени, пространства, образовательных программ.

Однако дополнительное образование может реализовываться сегодня не только в рамках специализированных учебных заведений. В современной образовательной практике складываются разнообразные варианты дополнительного образования одаренных детей, которые представлены в различных типах образовательных организаций. Всем таким вариантам присущи общие черты организации деятельности одаренных детей в системе дополнительного образования[1]: а) свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности их менять;

  • б) творчество в различных его проявлениях как главное организующее начало, что обусловливает многообразие форм проведения учебных занятий;
  • в) вариативность и многообразие способов организации деятельности детей (разновозрастные группы, различный численный состав участников, подвижное расписание, разнообразные пространственные условия и т. д.);
  • г) особый стиль отношений между педагогами и детьми, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, а также демократии и свободе. Для педагога характерны позиции наставника, старшего товарища.

Вместе с тем варианты организации дополнительного образования одаренных детей имеют и свои характерные особенности. Рассмотрим основные из них.

Вариант 1. Организация дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений

Сегодня в общеобразовательных учреждениях широко представлены программы дополнительного образования в сфере познавательной, творческой, спортивной, трудовой, социальной деятельности. Они направлены на удовлетворение разнообразных интересов детей, их потребностей в содержательном досуге, обеспечение участия школьников в общественно полезной работе.

Конечно, школа не всегда имеет такие возможности и ресурсы, как учреждения дополнительного образования. Однако именно здесь появляются благоприятные условия для первичного проявления способностей и склонностей ребенка. Дополнительное образование в условиях общеобразовательного учреждения позволяет школьнику осуществить множество образовательных проб и лучше понять самого себя. Посещение дополнительных занятий в школе не требует жесткого самоопределения уже на стадии выбора интересного для себя вида деятельности. Таким образом, здесь больше шансов, что ребенок, попробовав разное, найдет то занятие, которое ему по душе, а значит, будет развиваться в той деятельности, которая доставляет удовольствие и приносит удовлетворение.

В объединения, кружки, секции различной направленности, которые работают на базе общеобразовательных школ, принимаются все желающие. Здесь нет предварительного отбора, каких-либо ограничений для принятия конкретного ребенка. Занятия, как правило, ведут педагоги, являющиеся учителями-предметниками этой же школы, что позволяет им наблюдать ребенка в разных образовательных ситуациях и делать более обоснованные выводы о его способностях, исходя из их различных проявлений. Это помогает педагогу в дальнейшем предложить ребенку для его развития наиболее оптимальные варианты дополнительного образования с учетом возможностей других учреждений.

Особо следует отметить тот факт, что организация дополнительного образования на базе общеобразовательных школ — это способ эффективного решения задачи сопровождения одаренных детей в условиях сельской местности, где нет разнообразия специализированных учреждений дополнительного образования.

Вариант 2. Обучение и воспитание одаренных детей в условиях учреждений дополнительного образования

В системе российского образования деятельность учреждений дополнительного образования является основным способом организации содержательного досуга детей. В деле обучения и воспитания талантливой молодежи им отведена особая роль. Учреждения дополнительного образования являют собой единственный в своем роде ресурс, позволяющий развивать не только интеллектуальную одаренность, но и творческую, художественную, техническую, спортивную и другие виды одаренности подрастающего поколения.

В Рабочей концепции одаренности подчеркивается, что учреждения дополнительного образования предоставляют каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей1.

Дополнительное образование не имеет жесткой фиксации времени начала и завершения обучения, перехода с одной учебной программы на другую, а также между разными образовательными уровнями и стадиями. Процесс дополнительного образования человека протекает непрерывно, сменяя институции и формы организации.

В учреждения дополнительного образования нередко приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Кроме того, в отличие от обязательного образования здесь изначально имеет место высокий уровень мотивации обучающихся, которые увлечены предметом своей деятельности, что создает благоприятную почву для освоения ими специальных умений и знаний.

В учреждениях дополнительного образования имеется такой мощный ресурс для работы с одаренными детьми, как интеграция различных видов деятельности, что позволяет преодолевать узкопрофильность, однобокость развития юного дарования.

Пример Обучение интеллектуально одаренных школьников в Ленинградском областном центре «Интеллект» предполагает не только усвоение знаний в конкретной предметной области, но также направлено на расширение кругозора ребенка, развитие его личностных качеств. С этой целью центр разрабатывает и реализует различные проекты в области эстетического воспитания обучающихся, развития их художественной культуры (см. прил. 1).

Организация обучения и воспитания одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования позволяет:

  • 1) осуществить адаптацию и психологическую поддержку одаренных детей;
  • 2) обеспечить развитие специальной и общей одаренности детей;
  • 3) создать базу для будущего элитарного образования интеллектуальной элиты;
  • 4) создать условия (среду) для развития одаренных детей, их самореализации;
  • 5) сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;
  • 6) объединить детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности.

Вариант 3. Организация дополнительного образования в условиях деятельности региональных ресурсных центров по поддержке одаренных детей

Социальный и государственный заказ к системе образования, продиктованный требованиями нового времени, обусловливает необходимость создания новых нестандартных способов организации образовательного процесса. На основе сетевого взаимодействия различных образовательных институций строят сегодня свою работу региональные ресурсные центры, деятельность которых позволяет эффективно решать современные образовательные задачи.

Региональные ресурсные центры по поддержке одаренных детей могут создаваться на базе образовательных учреждений, имеющих специальные кадровые и научно-методические возможности.

Пример Ермаковская средняя общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района Ярославской области выступает муниципальным ресурсным центром по работе с одаренными детьми и решает задачи обучения и воспитания молодых талантов в системе как общего, так и дополнительного образования своего района. В прил. 4 подробно описан опыт работы этого учреждения как регионального ресурсного центра. Данный вариант особенно важен для организации дополнительного образования детей в условиях села.

В качестве регионального ресурсного центра могут также выступать крупные специализированные центры по работе с одаренными детьми. Они не только осуществляют образовательную деятельность по программам дополнительного образования, но и реализуют разнообразные инновационные проекты в сфере одаренного детства; разрабатывают методические рекомендации по организации обучения и воспитания талантливой молодежи; ведут работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта сопровождения одаренных детей; обеспечивают сетевое взаимодействие и интеграцию педагогических усилий разных образовательных организаций.

Пример

Примерами таких региональных ресурсных центров могут служить:

  • • государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Ярославский региональный инновационно-образовательный центр „Новая школа“»;
  • • областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Костромской областной центр дополнительного образования детей „Одаренные школьники“»;
  • • государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей „Одаренный школьник“» г. Кирова и др.

В качестве практического примера интересно обратиться к деятельности математических объединений, которые функционируют на базе образовательных учреждений Ярославской области. В Ярославле накоплен богатый опыт многолетней системной работы с математически одаренными школьниками. В 2013 г. этот опыт был обобщен и представлен в региональном проекте «Ярославская математическая школа», который получил поддержку на уровне администрации Ярославской области.

В рамках реализации проекта в 47 образовательных учреждениях ярославского региона были открыты математические объединения для обучающихся 5—6 классов. В этих математических объединениях реализуется единая уникальная авторская программа дополнительного образования по математике, разработанная преподавателями ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова». Данная программа, с одной стороны, построена с учетом подходов и принципов обучения высокомотивированных детей, имеющих признаки математической одаренности. С другой стороны, ее содержание рассчитано на более широкую целевую аудиторию обучающихся, заинтересованных в дополнительных занятиях по математике. Таким образом, деятельность математических объединений позволяет вовлекать в них детей с разным уровнем предметной подготовки и решать задачи формирования и развития общей математической культуры школьников региона, сопровождения и поддержки одаренных детей в данной предметной области.

Уникальность этого опыта заключается в том, что организационно-управленческая и координационная функции по обеспечению жизнедеятельности математических объединений осуществляются одним учреждением дополнительного образования детей Ярославской области — ярославским региональным инновационно-образовательным центром «Новая школа», а сами объединения представляют собой единую региональную сеть дополнительного образования «Ярославская математическая школа».

В настоящее время региональные ресурсные центры по поддержке одаренных детей создаются на базе вузов, которые становятся центрами дополнительного образования детей в условиях высшей школы.

Пример

Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей, созданный на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, направляет свою деятельность на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего и дополнительного образования. Возможности интеграции высшего и дополнительного образования в данном случае позволяют[2]:

  • 1) осуществлять взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в процессе реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей;
  • 2) создавать комплекс диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей с участием ведущих в регионе ученых;
  • 3) обеспечивать профессиональную ориентацию одаренных старшеклассников на направления и профили профессиональной подготовки, реализуемые в вузе, в системе среднего и начального профессионального образования;
  • 4) развивать материально-технические возможности научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников на базе вуза (совместно со студентами и аспирантами);
  • 5) готовить одаренных детей к участию в олимпиадах, включая психологическую подготовку (по определенным предметам);
  • 6) создавать систему информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • 7) организовывать проведение научно-практических конференций по проблемам выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования и др.

Деятельность региональных ресурсных центров позволяет создавать избыточную образовательную среду разных возможностей и предложений, способствующую полноценному развитию личности каждого ребенка, а также организовывать работу по сопровождению одаренных детей в условиях открытого образовательного пространства.

Вариант 4. Дополнительное образование одаренных детей с помощью дистанционных форм обучения

Влияние информационных технологий на современное общество привело к изменению традиционных форм образовательных коммуникаций. Сегодня Интернет является площадкой для безбарьерного общения людей разных городов, стран, культур и возможностей. Это создает условия для открытого образования с помощью технологий дистанционного обучения. Образовательные электронные сети, электронные медиа успешно решают самые актуальные цели и задачи модернизации образования. Технологии дистанционного обучения, используемые для создания электронной образовательной среды, обеспечивают индивидуальный подход к обучению, ориентацию на познавательные мотивы детей, доступность и демократизацию образования.

В интернет-среде имеется множество образовательных предложений для одаренных детей. Во-первых, это дополнительные образовательные программы, которые реализуются учреждениями дополнительного образования посредством дистанционного обучения. Такая форма организации обучения талантливой молодежи позволяет удовлетворять образовательные потребности самых разнообразных целевых групп: обучающихся разных возрастных категорий, социальных возможностей, территориальной удаленности, специфики здоровья и т. д. Во-вторых, интернет-пространство само по себе является образовательным ресурсом, информационным источником. Кроме того, в Интернете представлено множество форм образовательного взаимодействия в режимах онлайн и офлайн: видеоконференции, образовательные сети, форумы, чаты, сетевые интеллектуальные игры и т. д.

Пример В Ярославской области создан специализированный Центр телекоммуникаций и информационных технологий, который обеспечивает реализацию всех вариантов организации обучения одаренных детей с помощью интернет-среды. Центр является главным информационным узлом региональной образовательной сети, объединяющей школы, учреждения дополнительного образования и другие образовательные организации Ярославской области. В работе центра информационные и телекоммуникационные технологии выступают и как предмет изучения, и как инновационные интерактивные средства обучения. Для одаренных и любознательных детей предлагаются онлайн-лекции, интерактивные тренажеры, творческие форумы и мастерские в сетевых образовательных программах, российские и международные интернет-проекты.

Вариант 5. Профильные лагеря для одаренных детей

Организация профильных смен для одаренных детей на базе загородных детских оздоровительных лагерей, а также выездных школ является одной из распространенных форм обучения и воспитания юных дарований. Данный вариант дополнительного образования имеет обширные возможности для развития способностей детей. На базе загородных лагерей активное обучение в сочетании с увлекательным досугом в равной степени организуется и для интеллектуально талантливых детей, и для детей спортивной, музыкальной, художественной, технической и других видов одаренности.

Пример ных и олимпиадных мероприятиях нового учебного года. Образовательная программа летнего многопрофильного лагеря «Олимп» включает такие формы работы, как лекции, практические и лабораторные занятия, полевые походы, предметные турниры, индивидуальные и командные первенства, олимпиады и многое другое.

Для работы с талантливыми школьниками в лагерь приглашаются высококвалифицированные специалисты — преподаватели высшей школы (ЯрГУ им. П. Г. Демидова, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) и учителя высшей квалификационной категории специализированных образовательных учреждений Ярославской области, а также студенты старших курсов престижных российских вузов (МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, ЯрГУ им. П. Г. Демидова, ЯГМА и др.), победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников. Педагогический коллектив летнего многопрофильного образовательного лагеря «Олимп» создает все условия для развития у школьников интереса к современной науке и представлений о специфике научной работы, для формирования среды, помогающей одаренным детям проявлять свою индивидуальность и творческие способности, приобретать опыт позитивного межличностного общения в кругу единомышленников. Образовательная деятельность в лагере дополняется спортивными играми, творческими конкурсами, походами, разнообразным увлекательным досугом и отдыхом на свежем воздухе.

Примером другой модели летнего профильного лагеря для одаренных детей может служить «Летний Лицей» в Ярославской области, опыт работы которого описан в прил. 2.

Вариант 6. Дополнительное образование одаренных детей в рамках деятельности общественных организаций, движений, благотворительных фондов

Среди задач обучения и воспитания одаренных детей, которые решаются посредством дополнительного образования, обозначена задача по созданию условий для социализации талантливого ребенка, его успешной адаптации в системе социальных отношений.

Развитию навыков межличностного общения, формированию культуры демократического взаимодействия, приобретению позитивного социального опыта способствует включение детей в деятельность разнообразных общественных организаций. Участие в волонтерских движениях, всевозможных благотворительных акциях, социальных проектах позволяет молодым людям не только выполнять общественно значимую и полезную деятельность, воспитывать в себе активную гражданскую позицию, но также проявлять и развивать социальную одаренность. Через общественную деятельность происходит нравственное и духовное развитие личности одаренного ребенка.

В этой связи педагог дополнительного образования должен стимулировать талантливых детей к проявлению социальной активности, привлекать их к разнообразной общественной деятельности, содействовать созданию детских движений. Организация и проведение общественно значимых акций может быть обеспечена не только в рамках работы общественных организаций, благотворительных фондов, но и в процессе занятий в учреждениях дополнительного образования. Так, в художественной студии дети могут к Новому году разукрасить праздничными витражами окна соседнего детского сада; обучающиеся эколого-биологического кружка — провести акцию «Разведем цветники в наших дворах» и т. д.

Таким образом, в условиях современной образовательной практики педагог дополнительного образования может разворачивать деятельность по сопровождению одаренных детей в самых разнообразных организационных вариантах, взаимодействуя при этом с различными образовательными учреждениями и разными субъектами педагогического процесса.

  • [1] См.: Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: моногр. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. С. 53.
  • [2] См.: Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей: моногр. / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой