Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Базовые мотивы саморазвития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затруднение осознания собственных побуждений может быть связано с социальными нормами. Например, Г. Селье отмечает, что обычно люди в силу искусственных социальных условностей отрицают, что ими движет желание добиться одобрения своих поступков, заслужить доброе отношение и любовь других людей. Другой важный мотив, который обычно отрицается людьми, это боязнь порицания со стороны окружающих… Читать ещё >

Базовые мотивы саморазвития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть.

Дж. Элиот

В отечественной и зарубежной литературе, как показывают обзоры, представлено значительное количество исследований мотивации различных видов деятельности и поведения человека. Среди данных исследований нет работ, специально посвященных мотивации личностного саморазвития. Вместе с тем мотивация является краеугольным камнем личностного саморазвития человека. Мотивы относятся к базовым характеристикам индивида. Они побуждают человека к деятельности, в том числе и к деятельности по преобразованию и построению себя.

Мотивационная сфера субъекта многогранна и на протяжении жизни претерпевает значительные изменения. Простота мотивов ребенка раннего возраста сменяется к концу дошкольного детства достаточно сложной их иерархией, что позволяет в этом возрасте говорить, как выразился А. Н. Леонтьев, о «фактическом складывании личности». Среди мотиваций дошкольника и младшего школьника — подражание, потребность в любви, притязание на признание, потребность в общении, игровые, познавательные мотивы, мотивы достижения и избегания неудач, соревновательные мотивы, нравственные, альтруистические и эгоистические побуждения и другие. В подростковом и старшем школьном возрасте мотивы поведения и деятельности значительно усложняются. Появляются новые виды мотивов, ранее невозможные. Среди них значимыми являются: потребность быть и казаться взрослым, стремление к самопознанию, саморазвитию, самовыражению, потребность в риске, удовлетворении сексуальных потребностей и др. Для периода зрелости актуальными становятся мотивы профессиональных достижений, забота о близких, деяния во имя человечества, духовные искания и т. п.

В основе саморазвития лежит одноименная потребность, т. е. потребность в саморазвитии, которая, по мнению ряда исследователей, начинает актуализироваться в подростковом возрасте. На основе этой потребности в соответствии с целями саморазвития формируются соответствующие мотивы.

Опираясь на анализ литературных источников и эмпирически полученные данные, обратимся к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Для удобства анализа попытаемся представить их в некоторой системе. Мы выделяем шесть групп мотивов. Остановимся на краткой их характеристике.

I. Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым.

1. Подражание выступает важным и действенным мотивом саморазвития, особенно на начальных его этапах. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим и т. д. личностям. Образцами для развивающегося человека могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т. д. Образцом может стать саморазвитие кого-либо. Примерами могут выступить развитие физических сил и выносливости А. В. Суворовым, развитие ораторских способностей В. В. Маяковским, совершенствование способности к самоорганизации А. А. Любищевым и др.

Формула мотивации саморазвития: «Развивать себя, чтобы стать похожим на значимого человека.

2. Потребность в любви, признании в совокупности со стремлением к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Вспомним строчки стихотворения Агнии Барто: «Все я делаю для мамы, для нее играю гаммы, для нее хожу к врачу, математику учу…» и т. д. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна и взрослым людям, ее можно выразить словами поэта: «Для тебя, для тебя, для тебя самым лучшим мне хочется быть…». Стимулирует к саморазвитию и стремление к независимости. Маслоу, описывая пути самоактуализации, указывает, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким, как другие, не желать нравиться другим, не быть конформистом» [Маслоу, 2011, с. 61].

Формула: «Развивать себя, чтобы нравиться другим, быть любимым и, одновременно, быть независимым».

II. Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил.

1. Познание и понимание себя выступают как важнейшие цель и мотивация саморазвития человека. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью. Ставить осознанно цели по саморазвитию невозможно без хорошего знания своих особенностей. И наоборот, саморазвитие, в свою очередь, стимулирует стремление к самопознанию.

Формула: «Развивать себя, чтобы лучше знать и понимать себя».

2. В качестве базового мотива саморазвития может рассматриваться и стремление человека к обогащению своих сущностных сил. В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и не как клиенты, а как «студенты», целью которых выступает самосовершенствование.

Формула: «Развивать себя, чтобы раскрыть свою сущность, жить подлинно человеческой жизнью».

III. Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития.

1. Стремление к самоутверждению, которое дает возможность, с одной стороны, получить общественное признание, с другой — утвердиться в своих собственных глазах.

Формула: «Развивать себя, чтобы стать „замеченным“, получить общественное признание, обрести искомый социальный статус, быть на уровне своих представлений своего о себе».

2. Стремление к самосовершенствованию — здесь выражается желание личности достигать новых рубежей в развитии своей личности, приобретать новые качества и свойства, компетенции, которые качественно улучшают ее жизнь и деятельность.

Формула: «Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня».

3. Стремление к самоактуализации и самореализации — еще один из возможных мотивов личностного саморазвития. Для того чтобы в полной мере реализовать себя, необходимо встать на путь саморазвития, что позволяет накопить и актуализировать жизненный и личностный потенциал. Без него самореализация окажется невозможной. Мотив самореализации тесно связан с мотивом достижения ощущения полноты существования, полноты бытия, полноты личностного функционирования.

Формула: «Развивать себя, чтобы реализоваться в жизни и жить полной насыщенной жизнью».

4. Стремление к самовыражению как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития.

Формула: «Развивать себя, чтобы выразить себя и „быть“ в мире».

IV. Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека.

1. Чувство ответственности. Одним из существенных мотивов саморазвития может выступать осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий. Отсутствие убежденности в своей ответственности за происходящее делает человека беспомощным, неспособным к личностному саморазвитию. Оборотной стороной ответственности могут стать «пустые усилия», когда человек, переоценивая свои возможности, возлагает на себя ответственность за то, за что не может и не должен отвечать.

Формула: «Развивать себя, чтобы быть ответственным за себя и свою свободу».

2. Чувство вины как мотив саморазвития. Вина, с точки зрения И. Ялома [2000], есть дисфорическос субъективное состояние, переживаемое как «тревожная плохость». Различают невротическую и экзистенциальную вину. Если невротическая вина — аффективное состояние, которое должно быть проработано и устранено, то экзистенциальная вина, по мнению И. Ялома, — зов изнутри, который может стать проводником к самореализации.

Формула: «Развивать себя, чтобы освободиться от невротической вины, научиться справляться с реальной виной, отвечать на зов экзистенциальной вины».

3. Страх смерти (идея смерти). Страх смерти, как бы это парадоксально ни звучало, также может выступать мотивом саморазвития. Тревога смерти — важный детерминант человеческого поведения. Смерть неизбежна, и поэтому она становится «движущей силой» человека к проявлению активности. Интересна мысль И. Ялома о том, что «физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его» [Ялом, 2000, с. 36].

Формула: «Развиваться, чтобы достойно встретить смерть, не испытывать разочарования за прожитую жизнь».

4. Страдание и наслаждение как мотивы саморазвития.

Страдание как стимул саморазвития. Читаем у Канта: «Природа сделала страдание стимулом к деятельности человека, неизбежно толкающим его всегда к лучшему; даже в последние моменты жизни удовлетворение последним ее периодом можно назвать только сравнительным, потому что мы сравниваем свою судьбу и с судьбой других, и самим собой; оно никогда не бывает абсолютным и полным. Быть в жизни (абсолютно) довольным — это признак бездеятельного покоя и прекращение всех побуждений или притупления ощущений и связанной с ним деятельности» [Кант, 1999, с. 301].

Противоположностью страдания является стремление к наслаждению и удовольствию, которое также может побуждать к саморазвитию. Кант разграничивает два способа удовольствия: «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению» [Там же, с. 304]. Отчетливо у Канта звучит мысль о роли самого человека в производстве жизненных страданий и удовольствий. «Самое основательное и самое легкое средство, унимающее всякую боль, — это мысль, которую можно предполагать у каждого разумного человека, а именно что жизнь вообще, если иметь в виду наслаждение ею, зависящее от случайных обстоятельств, не имеет никакой собственной ценности и что только то, на какие цели направлено это наслаждение, обладает ценностью, которую создает человеку не удача, а единственно лишь мудрость; следовательно, эта ценность в его власти. Кто в страхе тревожится о [возможности] утраты жизни, тот никогда не будет радоваться ей» [Там же, с. 308].

Формула'. «Развивать себя, чтобы, принимая страдания, используя их энергию, жить, наслаждаясь жизнью».

V. Стремление к смыслу и освоению ценностей как мотивы саморазвития.

1. Стремление к смыслу как мотивационная тенденция саморазвития. Согласно логотерапии В. Франкла, «стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека» [Франкл, 1997, с. 243]. Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия, на котором центрируется психоанализ 3. Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А. Адлера. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никем другим.

Формула: «Развивать себя, чтобы найти и реализовать смыслы собственного существования».

2. Самоактуализирующимися личностями движет «метамотивация», или мотивация бытийными ценностями. В числе таких ценностей А. Маслоу называет истину, красоту, новизну, уникальность, справедливость, простоту, доброту, аккуратность, эффективность, любовь, честность, подлинность, покой, мир и т. п. Стремление человека к постижению этих ценностей стимулирует и его стремление к совершенству, быть лучше, т. е. к саморазвитию.

Формула'. «Развивать себя, чтобы включить в свою жизнедеятельность высшие ценности — ценности красоты, истины, справедливости, добра, творчества, сделать их стратегиями и тактиками повседневной жизни».

VI. Профессиональные мотивы как стимулы саморазвития.

В условиях современной культуры стремление человека к самореализации, самоутверждению, самовыражению, самоактуализации осуществляется, прежде всего, посредством его профессиональной деятельности, которая и сама может выступать стимулом личностного саморазвития. Профессиональная подготовка к получению специальности требует целеустремленной работы над собой. В профессиях, где личность специалиста играет существенную роль и выступает его профессиональным инструментом (психолог, психотерапевт, учитель и др.), личностное саморазвитие становится профессиональной необходимостью и условием успешной деятельности. Практически в любой профессии, если человек не занимается профессиональным саморазвитием, то он вряд ли достигнет высот в своей профессии. Маслоу пишет о том, что влюбленные в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей работой (сливаться с ней или ее интроецировать), делать ее определяющей характеристикой своего «Я». Работа становится частью их «Я» [Маслоу, 2011, с. 340].

Формула: «Развивать себя, чтобы состояться в профессии; преуспеть в деле, которому ты служишь; выразить себя в деятельности».

Безусловно, здесь представлены не все возможные мотивы личностного саморазвития человека. По большому счету любой мотив поведения и деятельности человека может одновременно стимулировать и его стремление к саморазвитию.

Говоря о мотивации саморазвития, необходимо указать на тот факт, что далеко не всегда человек в достаточной мере осознает свои мотивы. Это снижает уровень целенаправленности и продуктивности саморазвития. Поэтому очень важно создавать условия для повышения уровня такого осознания.

Осознанность мотивации саморазвития выступает показателем личностного способа существования. Неосознаваемое, чтобы быть управляемым со стороны человека, должно стать осознанным — это единственный путь к овладению внутренними психическими содержаниями. Недостаточная ясность самосознания делает личность малоэффективной. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими психологами. Как указывает С. Л. Рубинштейн, такая трудность встречается чаще всего тогда, когда частные побуждения того или иного поступка находятся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Явления, которые для субъекта выступают как антагонистически действующие силы, взаимно тормозят их осознание.

Затруднение осознания собственных побуждений может быть связано с социальными нормами. Например, Г. Селье отмечает, что обычно люди в силу искусственных социальных условностей отрицают, что ими движет желание добиться одобрения своих поступков, заслужить доброе отношение и любовь других людей. Другой важный мотив, который обычно отрицается людьми, это боязнь порицания со стороны окружающих. Мы не только жаждем одобрения, но и боимся порицания. Избитая фраза «Мне все равно, что обо мне говорят» такая же неправда, как и «Я равнодушен к похвалам» [Селье, 1982, с. 93]. О себе Г. Селье пишет, что для него самого «жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни» [Там же, с. 91].

Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутриличпостных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы расколота изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями.

Таким образом, осознание собственных мотивов — важный шаг на пути овладения собственным поведением и достижения подлинной субъектности в саморазвитии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой