Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вехи биографии. 
История зарубежной литературы конца xix

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Маугли — художественное открытие Киплинга. Образ вырастает до размеров мифа, а его имя становится нарицательным. Он близок к «естественному человеку» в духе Дефо, Руссо и других просветителей, вызывая ассоциации с прототипом «Робинзона Крузо». Киплинг предлагает в книге собственный вариант «робинзонады», демонстрируя возможности индивида выжить вне человеческого социума. Только его герой помещен… Читать ещё >

Вехи биографии. История зарубежной литературы конца xix (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Редиард Киплинг (1865—1936) родился в Индии в пору британской колонии, детство провел в Бомбее. Отец был сначала преподавателем в художественной школе, затем директором музея в Лахоре. В юности будущий писатель был отправлен в Англию, где учился в закрытом учебном заведении для младших офицеров. С ранних лет усвоил понятия мужества, стойкости, дисциплины и долга; этими качествами были позднее наделены герои его книг. В 17 лет он вернулся в Индию, где начал сотрудничать в местной печати в качестве корреспондента и очеркиста. Труд журналиста, командировки помогли ему накопить богатейшие впечатления и знания о жизни Востока, его менталитете, быте, природе.

Все это отзывалось в его творчестве, первом опубликованном рассказе «Ворота Ста Печалей» и двух поэтических сборниках, заставивших обратить внимание на их автора. Литературный труд Киплинг сочетал с постоянными путешествиями, побывал едва ли не во всех уголках земного шара от Японии и Новой Зеландии до Южной Африки. Прославился и как корреспондент во время англо-бурской войны (1899—1902). Был одним из первых писателей, работавших в жанре военного репортажа, предтечей таких его мастеров, как Джон Рид и Хемингуэй, а у нас Эренбург, Симонов. К этому времени закрепился его авторитет как автора романов «Свет погас», «Ким», а также «Книги джунглей» с героем Маугли. Среди его горячих поклонников был Джек Лондон, который по другую сторону Атлантики шел в чем-то сходным путем.

Погружаясь в причудливый конгломерат народов, входящих в Британскую империю, Киплинг гордился своими соотечественниками, страной, ставшей в его время «владычицей морей», осуществляющей, как он полагал, цивилизаторскую миссию в колониях. В 1907 г. ему, первому англичанину, была присуждена Нобелевская премия «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». Примерно к этому времени, к 40 годам, Киплинг написал свои шедевры. С начала Первой мировой войны, во время которой Киплинг потерял па фронте сына, его художественная активность снижается, а слава меркнет. Он умер в 1936 г. и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Киплингу были подвластны едва ли не все литературные жанры — от романов до сказок. Его огромные тиражи и энтузиазм широкого круга читателей побудили некоторых критиков объявить Киплинга одним из основоположников массовой литературы. Оспаривая эту точку зрения, знаменитый поэт и критик Т. С. Элиот, также Нобелевский лауреат, взыскательный ценитель словесности, полагал, что Киплинг «по мастерству превосходит классиков» и наделен «колоссальным даром владения словом».

Прозаик: романы, новеллистика. Дебютом Киплинга, мастера крупной формы, стал роман «Свет погас» (1890), главный герой которого — талантливый художник-баталист Хелдар.

Пройдя школу живописи во Франции, он отправляется на войну в Судан, где получает ранение в голову. Это усугублено личными переживаниями: любимая девушка Мейзи, художница, не отвечает на его чувства. Между тем последствия ранения ведут героя к неотвратимой слепоте. Мейзи его оставляет. В отчаянии Хелдар едет в Судан в зону боевых действий, подальше от «мирской» жизни. Там случайная пуля обрывает его жизнь.

Наиболее читаемый роман Киплинга «Ким» (1901) о жизни юного разведчика в Индии. Главный герой — сирота, сын погибшего сержанта, смышленый и находчивый юноша Ким, хорошо знающий местные индийские нравы и обычаи, выполняет тайные задания британской разведки. Он действует иод именем Всеобщий Друг, рискует, занимаясь тем, что именуется «большой игрой». Киплинг вообще многое предугадывает: он стоит в этом произведении у истоков так называемого шпионского романа.

Новаторство Киплинга сказалось в «малом жанре» — новеллистике. В литературе Англии XVIII—XIX вв. господствовал роман, представленный великими именами. Киплинг «реабилитировал» малую форму, вернул авторитет рассказу (сборники «Простые рассказы с гор», «Три солдата» и др.). В лаконичных остросюжетных новеллах Киплинг вводит читателя в многоцветный, многоголосый мир колониальной Индии, которую он знал «изнутри», следуя своему эстетическому принципу: «Ничего не принимать на веру, когда есть возможность проверить самому». Расхожим представлениям об Индии как экзотической «стране чудес» Киплинг противопоставлял правду, нередко жестокую, неприукрашенную. Не сбивается он ни на апологетику колониализма, ни на его обличение. Участь местного населения отнюдь не побуждает Киплинга к его идеализации. Он пишет о бедности, забитости, силе суеверий («Дом Садху»), опасности религиозного фанатизма («Маленький Тобра»). И о самоотверженности тех, кто спасает население от голода («На голоде»), тех, кто, не щадя сил, созидает («Строители моста»). Сомерсет Моэм относил Киплинга к выдающимся мастерам рассказа в Англии, достигавшего в лучших образцах «великолепных вершин».

«Книга джунглей»: новая «робинзонада». На исходе века Киплинг публикует свою всемирно известную дилогию «Книга джунглей» (1894) и «Вторая книга джунглей» (1895). В ней писатель ввел читателя в нечто совершенно неизведанное — мир Востока, но не условный, декоративный, а реальный. Осваивая богатство индийского фольклора, писатель воссоздает царство джунглей, девственной природы, еще не побежденной цивилизацией. А главное, представляет жизнь «братьев меньших». Это «животный эпос», иллюстрирующий популярную теорию борьбы за существование. Перед нами аллегория, притча, когда иерархия в стане зверей представлена как своеобразная модель человеческого общества. Сюжет о Маугли, оказавшемся в джунглях, воспитанном животными, был созвучен разнообразным полулегендарным историям о детях, брошенных в лесах, но сумевших выжить.

Книги Киплинга — вариации романа воспитания. Маугли, находчивый и смелый (как и большинство киплинговских персонажей), проходит через опасные приключения, постигает «закон джунглей», учится понимать язык животных, что не раз спасает ему жизнь. Потерявшись в лесной чаще, он едва не становится добычей тигра Шер Хана, но добирается до стаи волков, которые принимают его в свою семью. В числе его покровителей и защитников от Шер Хана — медведь Балу, черная пантера Багира, питон Каа, вождь волчьей стаи Акелла.

«Книга джунглей» адресована и взрослым, и детям. Она оригинальна по замыслу и необычна по структуре. Это цикл новелл, которые «прослаиваются» стихами. Замечательно то, что жизнь джунглей показана глазами их обитателей. В воспроизведении психологии зверей Киплинг оригинален, хотя его нельзя считать художником-анималистом в прямом смысле слова: животные у него не только разговаривают, но наделены психологией первобытных людей, напоминающих человеческое общество на архаической стадии.

Маугли — художественное открытие Киплинга. Образ вырастает до размеров мифа, а его имя становится нарицательным. Он близок к «естественному человеку» в духе Дефо, Руссо и других просветителей, вызывая ассоциации с прототипом «Робинзона Крузо». Киплинг предлагает в книге собственный вариант «робинзонады», демонстрируя возможности индивида выжить вне человеческого социума. Только его герой помещен не на необитаемый остров, а в сердце джунглей, в звериное сообщество. А там господствуют не только жестокость и кровожадность, но есть место доброте и заботе. Человек выступает во взаимосвязи с другими живыми существами. А граница между «человеческим» и «звериным» сглажена Киплингом. Звериное начало присуще живому существу от рождения, он проходит долгий путь, чтобы стать «хомо сапиенс».

Интерес к этому произведению Киплинга не угасает. В 2008 г. в Москве состоялась премьера российско-британского балета «Маугли» по мотивам «Джунглей», музыку для которого написал 15-летний английский композитор Алекс Прайер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой