Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный земельный надзор и отве тственность за земельные правонарушения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поступления обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации: 1) о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций… Читать ещё >

Государственный земельный надзор и отве тственность за земельные правонарушения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный земельный надзор

Важным инструментом управления земельным фондом и обеспечения соответствия действий субъектов земельных отношений проводимой земельной политике является государственный земельный надзор.

В настоящее время контрольно-надзорные полномочия в сфере землепользования осуществляют как государственные органы (государственный земельный надзор), гак и муниципальные органы, общественные организации и непосредственно землепользователи в ходе хозяйственной деятельности на своем участке (соответственно — муниципальный, общественный и производственный земельный контроль).

Наиболее эффективным и организованным в данной области (охрана земель, иные природные ресурсы, окружающая среда) является государственный надзор. Его организованность и традиции обусловлены существованием в России на протяжении более 70 лет централизованной экономики, исключительной государственной собственности на землю и иные природные ресурсы, плановым ведением народного хозяйства. Наиболее существенным отличием, свойственным современному моменту, является необходимость защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Основными принципами при этом являются:

  • — презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • — открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется, информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), о правах и об обязанностях проверяющих органов и их должностных лиц;
  • — недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;
  • — ответственность органов государственного и муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля (надзора);
  • — финансирование мероприятий по контролю за счет средств соответствующих бюджетов и недопустимость взимания с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

Государственный земельный надзор (до 2011 года — контроль) — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таких требований законодательства Российской Федерации, за несоблюдение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Такой надзор осуществляется за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Соответствующий надзор осуществляется путем организации и проведения проверок указанных выше лиц, а также путем принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

С 2014 года новой формой государственного земельного надзора стало административное обследование объектов земельных отношений — исследование их состояния и способов их использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах. А также информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными и другими методами.

Также государственный земельный надзор включает в себя систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований.

Указанный надзор входит в систему государственного экологического надзора и осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с ЗК РФ, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Законом о защите прав при госконтроле в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проводимые в рамах государственного земельного надзора проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами их проведения, согласованными с органами прокуратуры. Внеплановые проверки проводятся в случаях:

  • — истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • — поступления обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации: 1) о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. А также о возникновении соответствующей угрозы; 2) о нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, чьи права нарушены); 3) о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;
  • — проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, по материалам и обращениям, посту пившим в органы прокуратуры (в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, 11равительства Российской Федерации и на основании требования прокурора);
  • — выявления, по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений, признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органов, осуществляющих государственный земельный надзор, каковыми являются Росреестр, Росприроднадзор и Россельхознадзор. Полномочия указанных органов разграничены следующим образом.

Росреестр и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:

  • — выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена ими, их использования без правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
  • — порядка переусту пки права пользования землей;
  • — выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • — выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
  • — порядка предоставления сведений о состоянии земель;
  • — исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, а также выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

То есть, компетенция Росреестра в государственном земельном надзоре связана, главным образом, с организационно-правовыми аспектами земельных отношений.

Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:

  • — выполнения обязанностей, но рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ;
  • — выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • — выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
  • — режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также выполнения иных требований земельного законодательства, но вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

При этом Росприроднадзор контролирует, главном образом экологические аспекты землепользования (государственный земельный надзор входит в систему государственного экологического надзора8).

Росселъхознадзор и его территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:

— выполнения в соответствии с законом об обеспечении плодородия мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а также иных требований земельного законодательства по.

* См. п. 2 ст. 65 закона ООС.

вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Указанные вопросы связаны с агрохозяйственной деятельностью участников сельскохозяйственного производства.

Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право:

  • — осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
  • — запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок;
  • — беспрепятственно получать доступ на земельные участки, в том числе занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты;
  • — осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
  • — выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверок, а также осуществлять в последующем контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
  • — обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
  • — осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения, а также самостоятельно рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
  • — привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
  • — направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства, а также осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Важную роль играет также муниципальный земельный контроль. Его осуществляют органы местного самоуправления в границах соответствующего муниципального образования:

  • — городского округа — в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах такого округа;
  • — городских и сельских поселений — в их границах;
  • — муниципального района — на межселенной территории.

При этом важна связь муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора. Так, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля такого нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Копия этого акта направляется в орган государственного земельного надзора, который в 5-дневный срок рассматривает его и возбуждает дело об административном правонарушении (либо отказывает в таком возбуждении).

Что касается общественного земельного контроля, то это деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.

Контрольные вопросы:

1. Какие органы осуществляют государственный земельный надзор?

  • 2. Какими правами обладают государственные инспектора по использованию и охране земель?
  • 3. Охарактеризуйте полномочия Росреестра при государственном земельном надзоре.
  • 4. Охарактеризуйте полномочия Россельхознадзора при государственном земельном надзоре.
  • 5. Охарактеризуйте полномочия Росприроднадзора при государственном земельном надзоре.
  • 6. Как организовано взаимодействие при муниципальном земельном контроле и государственном земельном надзоре?
  • 7. Как разграничена компетенция органов местного самоуправления разных уровней при осуществлении муниципального земельного контроля?
  • 8. Кто осуществляет общественный земельный контроль?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой