Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
История русской литературы второй трети xix века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Живопись обогащается портретной галереей русских писателей: Ф. М. Достоевского (1872), А. Н. Островского (1871), И. С. Тургенева (1872) кисти В. Перова, М. Салтыкова-Щедрина (1879)," Н. А. Некрасова (1877), Л. Н. Толстого (1873) — И. Н. Крамского. Появляются и собственные художественные критики — И. Н. Крамской, В. В. Стасов, собиратель живописи П. М. Третьяков. Московские и петербургские… Читать ещё >

Введение. История русской литературы второй трети xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данного модуля студент должен:

знать произведения русской литературы, созданные в 1840—1870-е гг.; особенности формирования и становления литературной критики; связь литературы с историческими событиями изучаемого периода; основные факты истории культуры, характеризующие русскую действительность середины XIX в.;

— уметь определять особенности реализма 1840—1870-х гг. в его связях с предшествующим и последующим этапами литературного процесса; анализировать литературное произведение в связи с идейно-эстетическими принципами литературного направления (реализм); характеризовать роль критики в формировании литературного процесса;

владеть навыками историко-культурного комментирования текста; приемами «реальной», эстетической, социологической критики; умением определять черты демократизации литературы, проявившиеся в изменении ее жанровой системы.

Обычно историческое изучение литературы предполагает истолкование литературного процесса как смену одного литературного направления другим: классицизм сменяется сентиментализмом, романтизмом, а затем наступает время критического реализма. Современная филологическая наука уже не может ограничить себя в познании литературного процесса прошлого только литературным инструментарием: она начинает успешно осваивать возможности культурологического подхода к изучению специфики художественных явлений. С этой точки зрения «классический» период развития русской культуры имеет общую закономерность: это период становления русского национального самосознания, находящий свое выражение и в русской литературе рассматриваемого периода.

Можно говорить о том, что культура осознает себя то как процесс эволюционный, то как взрывной, тяготеющий к переменам катастрофического характера. Особенно отчетливо это проявилось уже на ранних этапах становления русской культуры, и в первую очередь в период преобразований Петра I. В 1840— 1870-х гг. таким переломным моментом в истории культуры стала крестьянская реформа 1861 г., поставившая Россию в новые условия существования, которые, в свою очередь, не могли не сказаться и на коренных изменениях в самосознании русского человека, отразившихся в художественной литературе.

Хронологические границы периода — 1840—1870-е гг. — объясняются тем, что в эту пору в недрах русской литературы интенсивно идет внутренняя перестройка, которая характеризуется развитием традиций, намеченных в предшествующие десятилетия XIX в. Прежде всего изменения коснулись жанровой системы, выдвинувшей на первый план эпические произведения; тем самым было обозначено углубление тенденции к исследованию сложных взаимоотношений человека и общества. Происходит становление жанра романа: расширяется его проблематика, усложняется характер повествования, совершенствуются формы и способы раскрытия внутреннего мира героя, меняются функции описательных элементов — портрета, пейзажа, интерьера. Роман приобретает черты своеобразной эпопеи нового времени: в обликах героев роман запечатлевает породившую их историческую эпоху («Обломов» и «Обрыв» И. А. Гончарова), изображает перспективу общественного развития в судьбах отдельных персонажей («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева), осмысляет современность сквозь призму прошлого и обозначает вектор будущего в нравственном портрете русского народа («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Особую популярность получает такое художественное явление, как цикл. Если в предшествующий период тяготение к циклизации обнаруживается в лирике и эпосе, то во второй трети века циклы произведений представлены практически во всех родах литературы: лирические циклы Ф. И. Тютчева, драматические трилогии А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») и А. В. Сухово-Кобылина («Свадьба Крсчинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), исторические циклы А. И. Островского, эпические циклы М. Е. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки», «Сатиры в прозе») и И. С. Тургенева («Записки охотника», «Стихотворения в прозе»).

Расширяется сфера драматических жанров: комедия и драма достигают своего расцвета в творчестве А. Н. Островского.

В конце 1830-х — начале 1840-х гг. начинается осмысление новых принципов изображения действительности, впоследствии определенных как воспроизведение жизни в формах самой жизни, т. е. как реализм. Литература осознается как процесс, развивающийся по принципу усвоения и развития традиций, сформированных предшествующей эпохой. Этот период в развитии русской литературы характеризуется соединением литературной художественной практики и литературной теории. Исключительное влияние приобретает литературно-художественная критика: Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин, А. Н. Майков, П. В. Анненков, А. А. Григорьев. В 1840—1870-е гг. происходит формирование таких жанров художественной публициста ки, как годовой обзор литературы, статья, посвященная анализу отдельного произведения, очерк жизни и творчества писателя. В них русская критика вырабатывает принципы исследования и оценки литературного произведения, активно воздействуя на литературный процесс и воспитывая читательскую аудиторию. Важной особенностью названного периода является то, что литература осознает себя частью культурного пространства эпохи. В историю русской литературы 1840—1870-е гг. вошли такими именами, как В. Г. Белинский, А. Н. Островский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. СалтыковЩедрин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, но в это же время завершается монументальное полотно А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1845), конец 1840-х — начало 1850-х гг. — время расцвета таланта П. А. Федотова, появляются первые иллюстрации к художественным произведениям, что расширяет диапазон читательского восприятия произведения: изображение типажей русской действительности предстает в литографиях В. Ф. Тимма, выходит в свет первое иллюстрированное издание «Мертвых душ» с картинками А. А. Агина и Е. Е. Бернардского, несколько позднее появляется издание поэмы с рисунками П. М. Боклевского, М. С. Башилов сопровождает иллюстрациями «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Войну и мир» Л. Н. Толстого.

В 1860—1870-е гг. продолжают развитие лучшие традиции предшествующих десятилетий, в частности, создаются лучшие полотна В. Г. Перова — «Сельский ход на пасхе» (1861), «Тройка» (1868). Многие картины художника воспринимаются как прямые иллюстрации к литературным произведениям: «На могиле сына» (1874) прочитывается как сцена из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865) невольно ассоциируются с поэмой Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Живопись обогащается портретной галереей русских писателей: Ф. М. Достоевского (1872), А. Н. Островского (1871), И. С. Тургенева (1872) кисти В. Перова, М. Салтыкова-Щедрина (1879)," Н. А. Некрасова (1877), Л. Н. Толстого (1873) — И. Н. Крамского. Появляются и собственные художественные критики — И. Н. Крамской, В. В. Стасов, собиратель живописи П. М. Третьяков. Московские и петербургские художники объединяются в «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870), которое стало «хождением в народ» русских живописцев, музыканты — в «Могучую кучку».

Первые существенные изменения, характерные для нового этапа в развитии русской литературы, происходят в русле теоретических и художественных открытий, сделанных «натуральной школой», которая стала своеобразной колыбелью русского реализма, взрастив и направив литературные таланты И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой