Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система работы с аудиотекстом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, учитель на данном этапе может коротко передать центральную тему текста и таким образом ввести учащихся в проблематику текста. Изложение основной мысли текста может стать дискуссией. Учитель, в таком случае, предложит учащимся установить, что им уже известно, какими знаниями по данной теме они обладают. Еще учащиеся могут сформулировать вопросы по данной тематике, на которые… Читать ещё >

Система работы с аудиотекстом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа с аудиотекстом как в отечественной, так и в зарубежной методике, делится на несколько этапов (Е.Н. Соловова):

  • 1)дотекстовый этап (Before listening), который проходит до прослушивания аудиотекста и подготавливает к восприятию текста;
  • 2)этап слушания текста (While listening), который проходит при непосредственном прослушивании текста аудирования и сопровождает слуховое восприятие аудиотекста;
  • 3)послетекстовый этап (Follow-up activities), который проходит после прослушивания текста и базируется на нем.

В условиях учебного аудирования на дотекстовом этапе работы с аудиотекстом у учащихся есть возможность получить представление о теме текста, который им предстоит прослушать и о его содержании. Поэтому здесь очень важно, чтобы учитель дал обучающимся такую первичную установку, которая обеспечит ученикам мотивацию к прослушиванию и пониманию текста. Например, экспериментально было установлено, что если ученику перед прослушиванием текста сообщить о необходимости пересказа текста после его прослушивания, то эффективность восприятия увеличивается в разы [38]. Чем выше степень мотивации, тем выше процент усвоения содержания [41]. Так же на этом этапе возможно снятие предполагаемых трудностей. Назовем основные речевые установки и задания, характерные для дотекстового этапа.

Во-первых, это обсуждение вопросов или утверждений до прослушивания текста. Конечно же, действительно верный ответ на вопрос или утверждение ученик сможет дать только после прослушивания текста, но до этого момента он может выдвинуть свои гипотезы и предположения, догадаться. Таким образом, задание приобретет личностную значимость, т.к. ученику будет интересно проверить свою догадку, узнать, верна она или нет.

Упражнения и вопросы несут в себе некую информацию, поэтому при ознакомлении с ними и их обсуждении ученики сталкиваются с лексикой, которая прозвучит на следующем этапе работы с аудитекстом, то есть при прослушивании текста.

Немало зависит от содержательной стороны обсуждаемых вопросов или утверждений, а так же от их смысловой и лингвистической ценности.

Благодаря этим вопросам и утверждениям происходит снятие языковых трудностей, которые могут встретиться в тексте.

Здесь же есть возможность обратить внимание учащихся на прециозные слова, которые присутствуют в выбранном учителем тексте для аудирования. Кроме того учитель вместе с учащимися вспоминает значение прециозных слов, если данная лексика была изучена ранее или разобрать их вместе, для того, чтобы во время слушания текста учащиеся могли сосредоточиться на основной мысли текста и не сосредотачивались на прециозных словах.

Кроме того, на данном этапе, можно сосредоточить внимание учащихся на особенностях содержательного и смыслового характера, которые после будут обсуждаться.

Во-вторых, на этом этапе используется упражнение, предполагающее гипотезы относительно содержания текста исходя из его заголовка, новых слов, иллюстраций (при их наличии). К любому названию текста можно задать следующие вопросы: а) как вам кажется, о чем пойдет речь в тексте? б) о каких вопросах и проблемах, относящихся к данной теме, пойдет речь? Также, отталкиваясь от тематики заголовка, можно сразу составить небольшой список слов и словосочетаний, которые могут встретиться в тексте для аудирования.

В-третьих, учитель на данном этапе может коротко передать центральную тему текста и таким образом ввести учащихся в проблематику текста. Изложение основной мысли текста может стать дискуссией. Учитель, в таком случае, предложит учащимся установить, что им уже известно, какими знаниями по данной теме они обладают. Еще учащиеся могут сформулировать вопросы по данной тематике, на которые им хотелось бы получить ответ. Так как учитель изначально знаком с текстом аудирования, он может направлять данную дискуссию и побуждать к задаванию вопросов, ответы на которые действительно есть в тексте. Это может послужить установкой на прослушивание, потому что тогда учащиеся будут стараться найти в аудиотексте данные ответы.

Но стоит отметить, что на предварительном этапе работы, предлагаемые задания не должны раскрывать содержание текста для аудирования полностью, иначе у учащихся не будет к нему интереса.

Цель вышеперечисленных упражнений, состоит в том, чтобы: 1) мотивировать учеников; 2) снять трудности как лингвистического, так и психологического характера, связанные с восприятием и пониманием, в первую очередь, аутентичных текстов; 3) активизировать речевой и жизненный опыт учеников касательно вопросов, затрагиваемых в тексте; 4) дать ориентиры для наиболее эффективного запечатления в памяти информации [12].

На этапе прослушивания текста учащиеся уже непосредственно отвечают на вопросы, которые перед этим обсуждались. На данном этапе возможно двукратное прослушивание текста. После первого слушания текста обычно дается немного времени на выполнение заданий, после чего аудиотекст включается повторно, и учащиеся могут подкорректировать свои ответы.

Н.Д. Гальскова и Е. Н. Соловова предлагают задания следующего вида для работы с аудиотекстом на данном этапе:

  • 1) прослушайте текст и вставьте пропущенные слова (предлоги, артикли, другие лексические единицы) в предложениях/ заполните пропуски в тексте/заполните схему или таблицу;
  • 2) прослушав текст, определите его тип (например, интервью);
  • 3) определите и сформулируйте основную идею текста;
  • 4) дайте ответы на вопросы относительно общего содержания текста (кто? где? с кем? как? и т. д.);
  • 5) соотнесите данные иллюстрации с текстом, установив их последовательность;
  • 6) выберите из предложенных вариантов ответ, соответствующий содержанию текста;
  • 7) выберите из вариантов ответа на вопрос тот, который соответствует содержанию текста;
  • 8) запишите аргументы для дальнейшего обсуждения/дискуссии;
  • 9) прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний звучали в нем без изменений;
  • 10) прослушайте текст и скажите, что в нем говорилось по данной проблеме;
  • 11) прослушайте текст и найдите русский/английский эквивалент слова в параллельном столбце;
  • 12) закончите следующие предложения.

В последнем из заданий возможно несколько вариантов предлагаемого для работы предложения:

  • а) присутствует начало предложения, но нет окончания; б) в предложении пропущена середина;
  • в) у предложения нет начала, однако есть его окончание.

При выполнении подобных заданий ученики приобретают навык избирательного прослушивания текста, т. е. в процессе аудирования они учатся выделять необходимую им информацию.

И, наконец, мы подошли к этапу, который называется послетекстовым. Данный этап направлен на формирование у обучающихся умений интерпретировать, комментировать, анализировать информацию из текста для аудирования, а так же воспроизводить ее.

Здесь Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и Н. Д. Гальскова предлагают использовать упражнения следующего типа:

  • 1) перескажите текст;
  • 2) продолжите текст (устно/письменно);
  • 3) прокомментируйте то, что было для вас в тексте интересно или ново;
  • 4) дайте оценку событиям и героям текста с использованием ключевых слов/фраз/предложений из него;
  • 5) ответьте на вопросы, опираясь на заполненную вами таблицу/диаграмму;
  • 6) прокомментируйте заголовок текста;
  • 7) озаглавьте текст и прокомментируйте свой выбор;
  • 8) составьте рассказ по аналогии;
  • 9) подготовьте монологическое высказывание по теме текста;
  • 10) составьте диалог по теме текста;
  • 11) опишите картинки/слайды, иллюстрирующие содержание прослушанного вами текста.

Для проверки понимания текста учащимися, возможно использование тестовых заданий, которые позволят оценить работы всех учащихся данного класса [38]. Тестовые формы контроля могут быть следующими: альтернативный тест (да/нет, верно/неверно); тест множественного выбора (из нескольких предложений выбрать одно верное); тест дополнения, восстановления (заполнение пропусков или например, продолжение предложения). Иногда после выполнения тестового задания учащимся (например, соседям по парте) предлагается обменяться своими работами, свериться с ответами и оценить выполненное задание. «Отлично/5» ставится при отсутствии ошибок, «хорошо/4» — если выполнено не меньше 50% работы;

«удовлетворительно/3» — в том случае, если выполнено меньше 50% работы. Преимущество тестового задания заключается в том, что учитель имеет возможность сразу оценить всех учащихся и при этом вовлечь всех в работу.

Таким образом, мы выделили основные упражнения, которые характерны для дотекстового, текстового и послетекстового этапов при работе с текстом аудирования, в основном опираясь на работы Г. В. Роговой, Е. Н. Солововой, Н. Д. Гальсковой, Е. А. Маслыко и П. К. Бабинской.

Выводы по I главе В данной главе настоящего исследования были рассмотрены следующие вопросы:

  • 1)аудирование как вид речевой деятельности;
  • 2)механизмы аудирования (речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование) и их развитие;
  • 3)трудности аудирования, связанные с: условиями предъявления языкового сообщения, индивидуальными особенностями источника речи, языковыми особенностями воспринимаемого на слух материала и способы преодоления вышеизложенных трудностей, которые возникают при прослушивании аудиотекста;
  • 4)система работы с аудиотекстом, которая включает в себя дотекстовый этап, этап слушания текста и послетокстовый этап.

Первая глава носит теоретический характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой