Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков
![Диссертация: Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков](https://gugn.ru/work/5168267/cover.png)
Психологический и философский аспекты «двойничества» создают эффект пространственно-временного охвата действительности, через трагическое состояние личности у Достоевского раскрывается состояние всего человечества. Глобальный масштаб типизации достигается писателем за счет постижения им сущности мирового бытия и исторического состояния через философско-этическое сознание героя. Героем такого типа… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Традиции Ф. М. Достоевского в прозе B.C. Маканина. Феномен двойничества"
- 1. Проблема «двойничества» в контексте творчества Ф.М. Достоевского
- 2. «Генетическое двойничество» в романе Ф.М. Достоевского
- Братья Карамазовы" и произведениях B.C. Маканина («Гражданин убегающий», «Голубое и красное», «Отставший», «Утрата»)
- 3. Исторический аспект «двойничества». «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского и повесть B.C. Маканина «Стол, покрытый сукном жграфином посередине»
- Глава II. Реальность и фантастика в произведениях М. А. Булгакова и B.C. Маканина
- 1. Проблема соотнесенности реальности и фантастики
- 2. Завуалированная (неявная) фантастика и способы ее создания в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» и рассказе В.С.Маканина
- Сюр в Пролетарском районе"
- 3. Социокультурная реальность и фантастика в романе М.А.Булгакова
- Мастер и Маргарита" и в произведениях В. С. Маканина «Лаз»,
- Андеграунд, или Герой нашего времени"
Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество Владимира Семеновича Маканина (род. в 1937 г.) составляет одну из интересных и ярких страниц современной литературы. Лауреат престижной премии Букера (1996) за повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» и Государственной премии в области литературы и искусства за роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» и повесть «Кавказский пленный», писатель признан ведущими литературными критиками — А. Агеевым, Л. Аннинским, Н. Ивановой, А. Латыниной, А. Марченко, И. Роднянской, Л. Сараскиной, И. Соловьевой и другими — «одним из ярчайших лидеров отечественной словесности» (45,6), что, без сомнения, имеет серьезное основание.
Значительный вклад в изучение поэтики маканинской прозы внесли публикации исследователей: А. Агеева, В. Бондаренко, Н. Ивановой, М. Липовецкого, С. Пискуновой, В. Пискунова, И. Роднянскойдиссертационные исследования авторов: Мотыгина С. Ю. «Поэтика В.С.Маканина» (1997), Переваловой В. «Проблема автора в русской литературе 1970;1980;х годов» (1998), Дмитриченко Е. В. «Проза позднего Маканина (в контексте антиутопических тенденций 20 в.)» (1999), Чуряевой Т. Н. «Проблема абсурда в прозе Маканина 1980;х-начала 1990;х годов» (2000), в которых особое внимание уделялось проблемам сюжета и выражения авторской позиции, анализу отдельных произведений, а также некоторым частным вопросам поэтики. В статьях и диссертациях указанных авторов отражена серьезная научная работа по изучению творчества Маканина. Однако, чем более мы углубляемся в художественный мир писателя, тем более неизученных вопросов мы обнаруживаем. К их числу относится вопрос о традициях русской классики в творчестве писателя.
Проблема традиций и новаторства приобретает особую остроту на переломном этапе развития искусства, каковым явился период 1980;1990;х годов 20 В. В условиях кризиса современного общества, когда разрушились прежние ценностные понятия, основы прежней морали и принципы общественной жизни, именно в творчестве современных писателей, в частности В. Маканина, происходит возврат к традициям гуманистического искусства, утверждение нравственных основ, и в этом немалую помощь писателю оказывает обращение к русской классике.
Понятие традиции мы выводим, опираясь на разные источники. По мнению польского социолога Е. Шацкого, традиция есть «комплекс всех связей настоящего с прошлым"(239,217), это не пассивное восприятие наследия прошлого, а сознательный выбор элементов этого наследия. В. Е. Хализев считает, что традиция «осуществляет избирательное и инициативное овладение наследием во имя его обогащения и решения вновь возникающих задач (в т.ч. художественных»))^ 134,1089). Исследователь подчеркивает роль традиций в развитии литературы, которые «неизменно воздействуют на творчество писателей, составляя существенный и едва ли не доминирующий аспект его генезиса» (там же). Исходя из определений, мы выводим следующие принципы, которые лежат в основе традиции: усвоение достижений прошлого и переработка их с учетом исторической ситуации, культурной парадигмы и индивидуальных свойств художника, который эти достижения усваивает.
В произведениях Маканина (повести"Лаз", эссе «Квази», романе «Андеграунд, или Герой нашего времени») возникают эпизодические, но всегда содержательные упоминания Маканиным Достоевского. Имя классика 19 века встречается в контексте размышлений современного автора о спасительной роли русской литературы (повесть «Лаз»), о феномене тоталитарной власти и личности диктатора в 20 веке, таящей в себе опасности (эссе «Квази»), о проблеме преступления и наказания применительно к ситуации 20 века (роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»).
Указания на связь творчества Маканина с Достоевским мы наблюдаем в отдельных рецензиях на современную прозу, в частности на роман Маканина «Андеграунд.», где отмечена творческая перекличка по проблеме преступления и наказания применительно к нынешней ситуации, когда «тема Достоевского приобрела пространственность, как бы раздвинулась и усложнилась» и «драма Расколь-никова, изящно выписанная Достоевским, кажется чуть ли не пастушеской пасто-ралью"(144,2). Название отдельных глав романа Маканина также указывает на связь с творчеством Достоевского. Об этом пишет А. Латынина: «Глава «Двойник» трактует столь волновавший Достоевского феномен «двойничества»: преуспевший писатель Зыков — возможный вариант судьбы Петровича, талантом они равны, а удачу решил случай- «Братья встречаются» — парафраз главы «Братья знакомятся» из «Карамазовых"(118,12).
По мнению А. Архангельского, в романе Маканина «Андеграунд.», «как у Достоевского, нет ничего сюжетно предрешенного, читатель должен насторожиться и ждать всяческих событийных неожиданностей"(20,180). Исследователь проводит параллель между образами главных героев произведений Достоевского («Преступление и наказание») и Маканина. «Несостоявшийся Раскольников (Петрович) сам для себя становится Порфирием (тоже Петровичем) — он нуждается в исповеди, он должен кому-нибудь признаться в содеянном, покаяться» (20,181).
Эти наблюдения над прозой Маканина представляют для нас особый интерес. Речь идет о выявлении генетической связи творчества Маканина с великим предшественником.
Сопоставление М. А. Булгакова и B.C. Маканина вполне уместно и тем более оправданно, что писатели принадлежат к одной сложной и противоречивой эпохе прошлого столетия, их сближает «одиночество» в литературе. Творческие поиски уводили М. А. Булгакова за границы идеологизированного искусства. Писатель не мог войти в мир допустимой литературы, и «придворные критики» с легкостью объясняли причины его изоляции. Например, профессор A.A. Метченко с позиции советской идеологии разъяснял, что произведения Булгакова «уступают по глубине и верности изображения советской действительности произведениям, написанным с позиции социалистического реализма» (147,202). Это подтверждало невозможность для М. А. Булгакова оказаться в числе классиков советской литературы.
Подобно Булгакову, современный автор Маканин испытал все сложности конфликта «писатель и власть». Писатель Ю. Буйда запечатлел так образ своего современника: «Дебютировавший более тридцати лет назад, на долгое время «отставленный» от литературы (ну, не печатали — и все), не вписавшийся ни в какие литгруппировки, семь последних лет оставшийся без отдельных изданий и почти никогда не дававший газетных интервью,. Владимир Маканин наконец-то получил признание. Едва ли не со времен маканинского дебюта в 1965 году критиков смущала «отдельность» писателя: не советский, но и не антисоветский, не «городской», но и не «почвенник», да и в диссидентах никогда не числился. Всегда сам по себе. Если не печатали, занимался наукой (вообще-то и первая книга была научная) или преподавал в Литинституте. И писал, писал, постепенно, но неуклонно эволюционируя от традиционного реализма к лабораторным экспериментам и даже фантастике, наконец, в «Андеграунде» синтезировав многолетние художественные искания в некое странное, яркое, раздражающее, жестокое, страшное це-лое"(46,4).
Как и Булгакова, Маканина отличало желание сохранить целостность своего мироощущения, автономию художественного творчества. В одном из интервью писатель сказал: «. я подавляю в себе потребность высказывать свои суждения по поводу процессов, происходящих в литературе, поскольку в настоящее время они в значительной степени приобрели характер борьбы между литературными группировками, и у меня нет желания вмешиваться в этот процесс"(93,143).
Творчество Маканина 1990;х годов в ходе сопоставительного анализа с произведениями Булгакова свидетельствует, как на новом уровне писателем используется принцип «завуалированной фантастики».
Проблема соотнесенности реальности и фантастики в прозе писателя стала объектом внимания критики 1990;х годов. Сложность, неоднозначность маканинского художественного мира подчеркивает Т. Чуряева. Исследователь отмечает, что Маканин создает образ бытия как «внебытия», реальности, «застрявшей где-то в промежутке между бытием и небытием». Этот мирообраз строится «на грани реальности, фантастики, натурализма и гротеска, позволяющего совмещать несовместимое: верх и низ, духовность и телесность, жизнь и смерть, упорядоченность и стихийность» (236,5).
Сравнительный анализ произведений Маканина, Достоевского и Булгакова дает возможность глубже познать творчество каждого из рассматриваемых художников, «в своеобразии которых совершенно немыслимо разобраться на основании анализа лишь его собственных произведений» (228,13).
В диссертационной работе рассматриваются разные аспекты творчества Маканина. В первой главе прослеживаются традиции Достоевского в прозе Маканина, центральной является проблема «двойничества», во второй — проблема другая: соотнесенность реальности и фантастики, решается она на материале произведений Булгакова и его последователя. На наш взгляд, эти художники повлияли на Маканина и способствовали развитию разных сторон его дарования. С одной стороны, психологическая глубина человеческой личности, свойственная Достоевскому, с другой, — масштабность видения, присущая Булгакову.
Поскольку ориентир был на Достоевского и Булгакова, мы берем произведения Маканина 1980;1990;х годов, в которых традиции Достоевского и Булгакова нашли наибольшее отражение.
Рассмотрение традиционных для литературоведения проблем: компаративистики, места традиций в литературе нового времени, взаимодействия художественных методов в творчестве одного из самых ярких художников современностиВладимира Семеновича Маканина определяет актуальность исследования.
Научная новизна работы. Творчество В. С. Маканина, на которое обращено серьезное внимание в литературоведении (статьи А. Агеева, Л. Аннинского, А. Архангельского, Т. Блажновой, А. Бочарова, Н. Ивановой, А. Латыниной, М. Липовецкого, С. Пискуновой, В. Пискунова, И. Роднянской, К. Степаняна и других), не рассматривалось с точки зрения проблемы, заявленной в диссертации. Если по вопросу традиций Достоевского в творчестве Маканина еще имеются отдельные наблюдения и выводы исследователей, то в сопоставлении с Булгаковым Маканин не рассматривался. Сопоставительный анализ произведений конкретных авторов помогает выявить принципы взаимодействия художественных методов: реализма, модернизма, постмодернизма.
Объект исследования — проблематика и поэтика прозы Маканина 19 801 990;х годов 20 века, а также Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.
Предмет исследования — творчество B.C. Маканина 1980;1990;х годов, в частности мотив «двойничества» и принцип «завуалированной фантастики» в творчестве Маканина и его предшественников — Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.
Теоретической основой диссертации являются работы отечественных и зарубежных исследователей: Т. В. Адорно, М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, М. Я. Ермаковой, В. Я. Кирпотина, Г. Б. Курляндской, Ж. Ф. Лиотара, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, О. Н. Осмоловского, С. и В. Пискуновых, В. Я. Проппа, Ю. И. Селезнева, Я. Свежего, И. С. Скоропановой, Т. Г. Струковой, Чжон Мак Лэ, «Е.Шацкого, В. Е. Хализева.
Методы исследования. Историко-функциональный метод с элементами сравнительно-типологического анализа, структурно-семантический метод анализа текста.
Цель работы — выявить специфику функционирования в прозе Маканина традиции русской классики, прежде всего традиций Достоевского и Булгакова, определить особенности художественного метода, проблематики, поэтики B.C. Маканина.
Цель определила следующие задачи:
1. Рассмотреть вопрос о художественном методе B.C. Маканина.
2. Определить сферу влияния Достоевского и Булгакова на творчество B.C.
Маканина.
3. Выявить особенности индивидуального усвоения писателем художественных завоеваний прошлого.
4. Осмыслить своеобразие творчества Маканина и рассмотреть его в контексте прозы 20 века.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Традиции русской классики творчески используются писателями конца.
20 века, в частности писателями, — в творчестве которых ярко выражены постмодернистские тенденции, к числу которых относится В. Маканин.
2. В творчестве В. Маканина можно найти прямое и опосредованное обращение к русской классике, ориентацию на преемственность художественных образов и элементов поэтики классической литературы.
3. При сопоставлении с Достоевским прослеживаются существенные изменения такого элемента поэтики, как «двойничество». Если у Достоевского феномен «двойничества» следует рассматривать в психологическом и философском аспектах, то у Маканина — на генетическом и историческом уровнях. ф 4. С прозой Булгакова Маканина сближает прежде всего использование завуалированной фантастики", но в современном — постмодернистском — варианте: фантастики, исходящей из реальности.
Теоретическое изучение существенных особенностей художественного метода, B.C. Маканина, выявление их своеобразия в процессе сравнительного анализа составляет теоретическую значимость работы.
Практическая значимость диссертации. Наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке курса русской литературы 20 в., при чтении спецкурсов по проблемам компаративистики, традиций русской классики в литературе нового времени, в творчестве B.C. Маканина.
Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX—XXI вв.еков и истории зарубежной литературы, кафедры истории русской литературы XI—XIX вв.еков Орловского государственного университета. Материалы исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях в Орле и Воронеже, на заседаниях научного объединения аспирантов, в опубликованных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем работы — 173 страницы.
Список литературы
включает 250 на-именованиий.
Заключение
.
Исследование творчества современных писателей в аспекте проблемы «традиция-новаторство» всегда актуально, так как, с одной стороны, помогает раскрыть направление художественного поиска, вне которого немыслим большой художник, с другой — указывает на связь писателей нового времени — авангардистского толка в том числе — с литературной традицией, с классиками русской литературы.
В данной диссертационной работе творчество В. С. Маканина 1980;1990;х годов рассматривается с учетом особенностей и своеобразия художественного метода писателя.
Вопрос о художественном методе В. С. Маканина не может быть решен однозначно. Следует согласиться с исследователями, которые находят в творчестве писателя свидетельства принадлежности его к постмодернизму. В то же время нельзя упускать из виду несомненную глубинную связь писателя с традициями отечественной классики. Исследования показали, что художественный метод Ма-канина синтетичен, что его проза 80−90-х годов 20 века при всей новизне содержания и поэтики является продолжением литературы реализма и модернизма, и это не противоречит связи с постмодернизмом, который в настоящее время стремится выйти из им же созданной системы, в нем «все явственнее ощущается тоска по традиции» (Т.Струкова). С другой стороны, постмодернисты — это художники, которые не забывают «переписывать» и «прорабатывать» современность со всеми ее изъянами" (Ж.Ф.Лиотар). Тяга к традиции и «проработка» современности нашли свое место в творчестве Маканина.
Влияние постмодернизма у Маканина ощущается прежде всего на уровне поэтики, а на содержательном уровне наблюдается тяготение к реалистической концепции действительности, хотя и здесь есть определенные признаки постмодернизма — децентрализация, деидеологизация, трагедийность мироощущения.
Используя приемы постмодернизма, Маканин в то же время обращается к элементам неоклассической, романтической, реалистической, символистской поэтики. Следует говорить о взаимопроникновении и взаимообогащении эстетических систем в творчестве этого писателя. Постмодернизм проявляет себя у Маканина в специфическом — российском — варианте, возвращая гуманистическое измерение реальности, ставя в центр человеческую судьбу, начиная «кредо новой культуры» со слова «верю» (вопреки западному «не верю»).
Ставя вопрос о традиции, следует обратиться прежде всего к традиции Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова — писателей, оказавших значительное влияние на творчество нашего современника. Многомерность мировидения В. С. Маканина, нашедшая отражение как в художественном методе, так и в проблематике, поэтике его творчества, обусловила возможность усвоения и художественного пересоздания им традиций таких разных писателей, как Ф. М. Достоевский и М. А. Булгаков. Для писателя, объектом внимания которого стала противоречивая, прошедшая через многие обретения и утраты личность героя-современника, одинаково близкими и востребованными в творчестве оказались и идея «обожения» Достоевского, и демонизм булгаковского мирочувствования.
Прямые указания на связь В. Маканина с Ф. М. Достоевским содержатся как в произведениях самого писателя (например, в повести «Лаз», эссе «Квази», романе «Андеграундрили Герой нашего времени»), так и в откликах на них литературоведов и критиков (А.Архангельского, К. Степанян, А. Латыниной, А. Марченко и других).
Главное «связующее звено» критики усматривают в сходстве концепций че.
V. ловека: Маканин, как и Достоевский, «отслеживает не прочность натуры, не здравый смысл, а непредсказуемость психических реакций, поступков, чувств, мыслей», «всматривается, вслушивается в людей крайности» (А.Марченко), открывает самые глубинные и драматические коллизии самосознания личности. Наиболее плодотворным методом раскрытия внутреннего мира психологически неоднозначной личности является исследование феномена «двойничества».
Слово «двойник» бытовало в литературе задолго до Достоевского, который, однако, придал ему новое значение — психологического (или психопатического) свойства, имея в виду образ, порожденный отстранением человека от самого себя. В таком ключе феномен «двойничества» представлен в образах Голядкина («Двойник»), Версилова («Подросток»). В «Преступлении и наказании» «двойни-чество» существует в разных ипостасях: помимо «собственно-раздвоения», широко используется система внешних «двойников», как «темных», так и «светлых» а также «проекции возможной линии жизни» («проекцией жизни» Раскольникова является МармеладовС. Штильман). Другое толкование «двойничества» связано с личностью самого Достоевского: в его героях видели «собственных двойников» писателя, приписывали автору философию «человека из подполья».
При существующей «расплывчатости» толкования «двойничества» в литературоведении выделяются два основных аспекта: психологический, связанный с раздвоением души человека, и философский, предполагающий создание параллельных образов, назначение которых — выявление обратной стороны идеи, пропагандируемой героем. Вариантом первого — психологического — «двойничества» является сцена свидания Ивана Карамазова с чертом, вариантом второго — сочетание образов Ивана Карамазова и Смердякова.
Психологический и философский аспекты «двойничества» создают эффект пространственно-временного охвата действительности, через трагическое состояние личности у Достоевского раскрывается состояние всего человечества. Глобальный масштаб типизации достигается писателем за счет постижения им сущности мирового бытия и исторического состояния через философско-этическое сознание героя. Героем такого типа у Маканина является Геннадий Павлович, писатель, романтик по складу души («Отставший»), его «двойником» становится человек «реальной жизни» — Василий, мотив «отставания» делает двойником Геннадия его отца. Генетически связующим началом представителей разных поколений является память, и одно из ее проявлений в повести — легенда о Лешке-золотоискателе. В повести «Утрата», как и во многих других, просматривается стремление автора «прорваться «от быта к бытию». ;
Типологической чертой реализма Достоевского является также синтез социально-политического, морально-этического, общечеловеческого планов повествования. В связи с этим вполне логично выводится еще один аспект «двойничества» — генетический, дальнейшее развитие которого происходит в творчестве В.Маканина.
Отцы и дети" - одна из главных тем творчества Маканина, представленная в его произведениях двумя «моделями»: «случайное семейство» и «семейственное жизнепонимание». Сходны образы отцов «случайных семейств» — Федора Павловича Карамазова и Павла Алексеевича Костюкова («Гражданин убегающий»).
Повести Маканина «Голубое и красное», «Отставший», «Утрата» можно рассматривать как единое композиционное поле, реализующее общую задачуфиксировать проживание жизни человеком во времени. Здесь реализована идея Достоевского о «прекрасных впечатлениях детства», которые во многом формируют личность, ее духовное начало. В повести «Голубое и красное» происходит «открытие мира» маленьким мальчиком, постижение неразрывной связи с землей, домом, семьей. Модели «случайного семейства» противопоставлена модель «семейственного жизнепонимания». Раскрыть духовную жизнь ребенка помогают яркая метафоричность, цветопись, «цветопись звука», контраст, другие стилевые приемы, широко используемые Маканиным.
Исторический аспект «двойничества» у Достоевского и Маканина раскрывается путем сопоставления «Легенды о Великом инквизиторе» и повести «Стол, покрытый сукном и графином посередине». Если в «Легенде.» «дана целая философия истории, сокрыты глубочайшие пророчества о судьбе человечества» (Н.Бердяев), то в повести Маканина действительность середины 20 века послужила проверкой состоятельности пророчеств Достоевского и подтвердила его мысль о социализме как античеловечном, казарменном строе. Достоевский и Маканин вскрывают механизм уничтожения инакомыслия: церковный суд и государственные общественные организации действуют с одинаковой жестокостью, прикрываясь теми же теориями и лозунгами, совершают изощренное насилие над личностью. Как и Достоевский, Маканин представляет историю разрушения личности под давлением приписываемой ей вины.
Традиция взаимодействия реального и фантастического с целью раскрытия глубинного, непостижимого, тайного, имевшие место в литературе 19 века — в творчестве Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, продолжена в творчестве Ма-канина. Особенно близким ему из предшественников в этом плане оказывается Булгаков.
С одной стороны, созданный Булгаковым художественный мир соединяет в себе реальность и фантастику, конкретно-бытовой и философские планы, и это сближает его с немецкими романтиками, с Гоголем, с другой — своеобразие булга-ковской фантастики сближает его творчество с модернистской прозой. «Модерным ископаемым» назвал «Дьяволиаду» Булгакова Е.Замятин. В прозе Маканина, в частности, в произведениях «Сюр в Пролетарском районе», «Лаз», «Андеграунд, или Герой нашего времени» легко узнаются булгаковские архетипы, предстающие в новой исторической обстановке и в новом качестве.
Булгаков и Маканин используют в своем творчестве вид «завуалированной» фантастики. В «Дьяволиаде» Булгакова фантастическое рождается на грани реального и абсурдного. Бытовая травма — ожог глаза — приводит к тому, что Короткое перестает видеть мир в его целостности, далее повествование о фантастическом переходит в форму сна, и непонятно, вызвано ли это сновидение откровением «другой жизни» или «переработкой» реальной информации. Возникает параллелизм фантастической и реально-психологической концепции образа. В повести Булгакова «мистицизм связан не столько интересом к нечистой силе как к таковой., сколько к мистике каждодневного быта». Формы проявления ирреального, необычного в повести многообразны: «колдовские» знаки, необычное поведение предметов, оборотничество, дорожная путаница и неразбериха, непроизвольное движение персонажей (танец) и др. Но далее «снятие тайны» происходит с помощью реальнопричинных объяснений, что возвращает героя в действительность.
Во многом сходным образом соотнесено фантастическое и реальное в рассказе Маканина «Сюр в Пролетарском районе». Само название является развернутой метафорой мира, застывшего, унифицированного, где система подавляет индивидуальность. Возникший в начале рассказа образ огромной руки символизирует весьма реальную вещь — утрату собственного «я», когда-то, что было «я» человека, выходит из-под контроля, обращается против него. В рассказе, как и у Булгакова, нет персонифицированной ирреальной злой силы, она — фантастическое перевоплощение реальности.
У Маканина, как у Булгакова, имеют место различные формы проявления фантастического: «прямая» фантастика (человека ловила его рука) сменяется завуалированной, неявной: рука существует и в натуральном виде, и в качестве изображения на плакате, рука снится герою, та же рука в сознании героя является воплощением рока, судьбы. В итоге герой, слесарь Коля, привыкает к страшным проявлениям «сюра», они становятся необходимыми элементами реальной жизни. Мир социалистической действительности разрушается вторжением алогизма, становится страшным и трагичным. Подобное изображение действительности характерно для искусства соц-арта. Как и в предыдущих произведениях, для выражения сюрреалистического содержания Маканин синтезирует, предлагает новые художественные формы, приемы.
Уже заявленные принципы сопоставления Булгакова-Маканина лежат в основе анализа романа «Мастер и Маргарита» и повестей «Лаз», «Андеграунд или Герой нашего времени». Фантастика у Булгакова и Маканина, основываясь на мифологии, дает картину выморочной действительности, сгущенное изображение которой порождает фантастические образы.
Гиперреальность, созданная на основе тотальной идеологии, лишенная идеала, провоцирует на создание фантастического. Трагическая судьба Мастера и его шедевра — в центре романа Булгакова. У Маканина показана судьба писателя в брежневские времена, литературная жизнь этого времени вполне сопоставима с МАССОЛИТовской компанией у Булгакова. Герой повести Маканина Петрович проходит те же испытания, что и Мастер: непризнание литературной братией, изгнание из творчества, из дома. Фантастически-реальный образ «общажников» у Маканина сопоставим с образами обитателей «нехорошей квартиры» у Булгакова. Так же остро — на грани фантастики и реальности — стоит «квартирный вопрос».
В повести «Лаз» Маканин, опять же следуя за Булгаковым, создает две реальности, мифологическую и реальную, условно соединяя их «узким проходом», «лазом», через который можно проникнуть из одной в другую. Жизнь «подземелья» и жизнь «верха», интеллекта и животных инстинктов противопоставлены и соединены в одно целое. Подземный город, куда Ключарев проникает, чтобы «отдышаться», «оплодотвориться хаосом различных мнений», становится реально-мифологическим пространством. Герой Маканина, как и Мастер, вступает в полемику с литературой официоза, противостоит ей и тем писателям-отступникам, которые променяли талант на благополучную жизнь.
Судьба Мастера очевидным образом связана с судьбой Булгакова, то же можно сказать о Маканине и его герое, который сохранил свою обособленность, привычку оставаться в стороне от литературного процесса, духовная, творческая свобода сближает судьбы автора и его героя. В отличие от булгаковского Мастера, Петрович не хочет смириться со временем, с обстоятельствами, стремится отстоять свое «я».
Мир как текст" - ключевая формула постмодернизма, определяющая характер художественных приемов и средств, а также особенности содержания, сюжетостроения. У Маканина реальность стала текстом: сюжет убийства, сюжет спасения, сюжет непризнания писателя, трагедия «маленького человека» — обыгры-ваются имевшие место в литературе ситуации и образымир «интеллектуально переполнен», и ситуации, порождаемые реальностью, те же, что уже были, но только мельче, глупее, обыденнее, — показатель ощущения постмодернистского писателя. Все это мы находим у Маканина, но элементы того же мироощущения можно найти и у Булгакова. Как «текст в тексте» выстраивается модель мироздания у Булгакова и у Маканина, отсюда нечеткость категории авторства.
У Булгакова социальный абсурд так силен, что превосходит любые замыслы темной силы, у Маканина все же имеет место гармонизирующее начало, которое воплощает метафора «открытой двери».
Таким образом, традиции русских классиков, Достоевского и Булгакова, выходят в творчестве современного писателя В. С. Маканина на новый уровень, основные параметры которого обусловлены исторической ситуацией, культурным состоянием общества и своеобразием дарования такого яркого художника, как Владимир Маканин.
Список литературы
- Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени. М. 1999.
- Маканин В. Голоса. Голубое и красное. Отставший // Маканин В. Отставший М. 1988.
- Маканин В. Квази // Новый мир. 1993. № 7.
- Маканин В. Лаз. Утрата. Стол, покрытый сукном и с графином посередине // Маканин В. Лаз. М.1998.
- Маканин В. Гражданин убегающий //Маканин В. Избранное. М. 1987.
- Маканин В. Сюр в Пролетарском районе // Маканин В. Удавшийся рассказ о любви. М. 2001.
- Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Роман в 4-х частях с эпилогом // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 14,15. Л. 1972.
- Достоевский Ф.М. Двойник // Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 1. Л. 1972.
- Достоевский Ф.М. Письма. Т. 1−4. М. Л. 1928−1959.
- Ю.Достоевский Ф. М. Достоевский Ф.М. Публицистика. Письма // Полное собрание сочинений: В 30-ти т. Т.18−30. Л. 1972 -1990.
- П.Булгаков М. А. Дьяволиада. Роковые яйца // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.2. М. 1989.
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.5. М.1989.
- З.Булгаков М. А. Письма // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.5. М.1989.
- Адорно Т.В. Эстетическая теория. М. 2001.
- Арбан Д. «Порог» у Достоевского (тема, мотив и понятие) // Достоевский. Материалы и исследования. Л. 1976.
- Архангельский А. Где сходились концы с концами. Над страницами романа В. Маканина «Андераунд, или Герой нашего времени» // Дружба народов. 1998. № 7.
- Аскольдов С.А. Психология характеров у Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. М. Л. 1924.
- Афанасьев А.К. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М.1869.
- БартР. Семиотика. Поэтика. М. 1989.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М. 1986.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1979.
- Бегалиева Е. Г. Смысловое целое героя современной прозы: (А. Ким, В. Маканин, Р. Киреев) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологически наук. Донецк. 1992.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 11. М. 1953.
- Белкин A.A. Читая Достоевского и Чехова. М. 1973.
- Белкин A.A. Братья Карамазовы (социально-философская проблематика) // Белкин A.A. Творчество Достоевского. М.1959.
- Белов C.B. Ф.М. Достоевский. М. 1990.
- Белый А. Арабески. М. 1911.
- Белый А. На рубеже двух столетий. М.1989.
- Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.2. М.1994.
- Бердяев H.A. Русская идея // Самопознание. Харьков. 1999.
- Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М.1998.
- Блажнова Т. Другой // Книжное обозрение. 1998. 24 июня.
- Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М. 1991.
- Бондаренко В. Время надежд // Звезда. 1986. № 8.
- Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1999. № 1.
- Бочаров А. На реке с быстрым течением // Дружба народов. 1984. № 1.
- Буйда Ю. Маканин в «Известиях» // Известия. 1998. 2 июня.
- Буйда Ю. Ход Маканина // Известия. 1998. 26 мая.
- Булгаков С.Н. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.1992.
- Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М. 1940.
- Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». JI. 1977.
- Видинеев Н.В. Об условности в искусстве // Вопросы философии. 1963. № 10.
- Виноградов В.В. История слов. М.1994.
- Волошин М. Лики творчества. Л. 1989.
- Волынский А. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов.М.1990.
- Вулис. А.О. О романе «Мастер и Маргарита». М. 1991.
- Генис А. Беседа третья: прикосновение Мидаса // Звезда. 1999. № 7.
- Гессен Е. Вокруг Маканина, или Штрихи к портрету // Грани. 1991. № 11.58.Гоголь H.B. Нос. М.1922.
- Гофман Э.Т. А. Крейслериана. Новеллы. М. 1990.
- Гребенка Е.П. Двойник // Избранные произведения. Киев. 1954.
- Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.1925.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л. 1959.
- Гуральник У. Достоевский и современность // Новый мир. 1971. № 8.
- Даль В. Савелий Граб // Полное собрание сочинений: В 9 т. Т.2. Петербург-Москва. 1897.
- Дмитриченко Е.В. Проза позднего Маканина (в контексте антиутопических тенденций 20 в.) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологически наук. С.-Петербург. 1999.
- Днепров В. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. Л. 1978.
- Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе. М. 1990.
- Ермилов В. Достоевский. М.1956.
- Ермилова Е. В. Теория и образный смысл русского символизма М.1989.
- Ермолинский С. О Михаиле Булгакове // Театр. 1966. № 9.
- Жуков А. Мера ответственности // Маканин В. Место под солнцем. М. 1984.79.3амятин Е. Избранные произведения. М.1990.
- Иванов В. Достоевский и роман-трагедия // Борозды и межи. М. 1916.
- Иванов В. Труды и дни. 1912. № 1.
- Иванова Н. Портрет и вокруг // Иванова Н. Точка зрения. О прозе последних лет. М.1988.
- Иванова Н. Случай Маканина // Знамя. 1997. № 4.
- Ильин И.А. О демонизме и сатанизме. Собр. соч.: В 10 т. Т.6. М. 1996.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.
- Ильин И.П. Постмодернизм // Словарь терминов. М. 2001.
- Интервью Петера Ролберга с Владимиром Маканиным // Маканин В. Один и одна. М. 1991.
- Интервью, данное Владимиром Маканиным Янушу Свежему // Pisarze nowi, zapomniani i odkrywani na no wo. Katowice. 1996.
- Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.1974.
- Камю А. Бунтующий человек. М. 1990.
- Кантор В. Антихрист или Вражда к Европе // Октябрь. 2000. № 1.
- Кантор В. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М. 1983.
- Каплан В. Топография современной русской фантастики // Новый мир. 2001. № 9.
- Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М.1976.
- Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Знамя. 1997. № 3.
- Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М.1996.
- Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского. М.1986.
- Кирпотин В. Мир Достоевского. М. 1983.
- Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родина Раскольникова. М. 1986.
- Клейман Р. Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. М.1985.
- Ключевский В.О. Курс русской истории.Ч.1 // Сочинения: В 9 т. Т.1. М. 1987.
- Конышев Е.А. Просветительские и романтические традиции в творчестве Тургенева. Орел. 1993.
- Коробова М.М. Двойник семантический неологизм Достоевского?// Русская речь. № 5.2001.
- Крепе М. Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго». Энн Эрбор. Ардис. 1984.
- Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия. О мировоззрении Ф. М. Достоевского. М. 1969.
- Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура//Новый мир. 1992. № 2.
- Курляндская Г. Б. Толстой и Достоевский (проблема метода и мировоззрения писателей). Тула. 1986.
- Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч. в 5 т. Т.1. М.1989.
- Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский художник и мыслитель. М. 1972.
- Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом инквизиторе» // Вопросы философии. 1990. № 1.
- Лаут Р. Философия Достоевского. М.1996.
- Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Монограф. Свердловск. 1982.
- Лейдерман Н. Л^Л^оветдкий М. Н^РсШдение русского постмодернизма //'У / / / ^^
- Леонтьев К.Н. Над могилой Пазухина. Избранное. М.1993.
- Леонтьев К.Н. Наши новые христиане // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.1992.
- Лермонтовская энциклопедия. М.1981.
- Липовецкий М. Изживание смерти // Знамя. 1995. № 8.
- Липовецкий М. Патогенез, или лечение глухонемоты // Новый мир. 1992. № 7.
- Липовецкий М. Против течения. Авторская позиция в прозе В. Маканина // Урал. 1985. № 12.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М. 1998.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М. 1983.
- Лосский Н.О. История русской философии М. 1991.
- Мазо Б. Трудные простые истины: О прозе В. Маканина // Север. 1985. № 8.
- Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». М. 2000.
- Манн Ю. Поэтика Гоголя. М. 1978.
- Марченко А. Запах своей тропы // В. Маканин. Отставший М. 1988.
- Мелентьева А. Маленькие рецензии на прозаические произведения // http: // www.Bookman.spb.ru (03) Yeiier/Yeiier. HTM.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. М.1995.
- Меркурьева H.A. Откровение свободы в творчестве Достоевского (на материале романов «Бесы», «Братья Карамазовы»). Орел. 2002.
- Метченко A.A. О социалистическом и критическом реализме^Мве"ваг67. № 6.
- Микулич А.И. Наша генетическая память. Современные аспекты антропоге-нетики. Минск. 1987.
- Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М. 1994.
- Мотыгин С. Ю. Поэтика Маканина // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологически наук. Волгоград. 1997.
- Муравьев В. Русский Фауст // В. Ф. Одоевский. Последний квартет Бетховенам. 1987.
- Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под ред. проф. 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М. 1994.
- Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов 20 в. Минск. 1998.
- Новиков В. О художественной правде //Художественная правда и диалектика творчества. М. 1988.
- Одоевский В. Русские ночи. Л. 1975.
- Осмоловский О.Н. Ф.М. Достоевский и русский роман 19 В. Орел. 2001.
- Переверзев Ф.В. Творчество Достоевского. М.1984.
- Петров В. Загадка Мастера // Встреча. 2003. № 3.
- Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии^М. 1960.
- Погорельцева A.B. Проблема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Советская педагогика. 1991. № 12.
- Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова // Достоевский и русские и русские-дисатели. М. 1971.
- Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М. 1990.
- Попов П.С. «Я» и «Оно» в творчестве Достоевского. М. 1928.
- Пригожин И. Переоткрытие времени //Вопросы философии. 1989.№ 8
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М. 1969.
- Пушкарева Д.С. Детские эпизоды в художественных произведениях и публицистике Достоевского // Ф. М. Достоевский и H.A. Некрасов. JI.1974.
- Роднянская И. Незнакомые знакомцы. К спорам о героях В. Маканина // Новый мир. 1986. № 8.
- Роднянская И. Сюжеты тревоги: Маканин под знаком «новой жестокости"//I1. Новый мир. 1997. № 4.
- Роднянская И.В. „Братья Карамазовы“ как завет Достоевского // Роднянская И. В. Художник в поисках истины. М. 1989.
- Самвелян Н. О прозе Владимира Маканина // Маканин В. Река с быстрым течением. М. 1983.
- Самойлова Т.В. Система двойников в романе Ф.М. Достоевского» Братья Карамазовы" // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород. 1991.
- Сараскина Л. Поэма о Великом инквизиторе как этико-философская импровизация на заданную тему // Достоевский в конце 20 в. М. 1996.
- Свежий Я. Владимир Маканин. Штрихи к портрету// Pisarze nowi, zapomniani i odkrywani na nowo. Katowice. 1996.
- Свежий Я. Творческий путь В. Маканина // Slavia Orientalis. 1996. № 3.
- Селезнев Ю. В мире Достоевского. М.1980.
- Серафимова В.Д. Метафорический язык произведений B.C. Маканина // Русская речь. 2002. № 2.
- Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.1972.
- Скорино Л. П.П. Бажов // Полн собр. соч. в 3 т. Т.1. М. 1976.
- Словарь русского языка АН СССР: В^т. Т. 1. M. 1981.
- Слонимский А. Мастерство Пушкина. М. 1959.
- Современная западная социология. Словарь. М.1990.
- Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. М. 2003.
- Соколов Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М.1991.
- Соловьев Б.И. Блок и Достоевский // Достоевский и русские писатели. М. 1971.
- Соловьев B.C. Краткая повесть об Антихристе // Антихрист. М. 1995.
- Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь // О христианском единстве. М. 1994.
- Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М. 1979.
- Соловьева И. Натюрморт с книгой и зеркалом: О прозе Владимира Маканина // Маканин B.C. Повести. М. 1988.
- Степанов H.JI. Антоний Погорельский // А. Погорельский «Двойник или Мои вечера в Малороссии». М.1960.
- Степанова Т.А. Тема детства в творчестве Достоевского // Вестник Московского университета. Июль-август. Серия № 9.1982.
- Степанян К. Кризис слова на пороге свободы // Знамя. 1999. № 8.
- Степун Ф. Мысли о России // Новый мир. 1991. № 6.
- Тарасов Б. Достоевский и современность // Москва. 1989. № 5.
- Толковый словарь русского языка // И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. 2001.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 // Под ред. Д. Н. Ушакова. М. 1935−1940.
- Топоров В. Вакансия писателя. О новом романе Владимира Маканина // Культура. 1998. 11−17 июня.
- Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже // Собр. соч. в 3 т. Т.1. М.- Л. 1959.
- Тюхова Е.В. Достоевский и Тургенев (типологическая общность и родовое своеобразие). Курск. 1981.
- Ухтомский A.A. Письма // Новый мир. 1977. № 1.
- Фрадкин И. О художественных течениях 20 в., о реалистической условности и исторической конкретности" //Проблемы соцреализма. М. 1961.
- Франк С.Л. Легенда о Великом инквизиторе // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М. 1992.
- Франк С.Л. Проблема «христианского социализма» // Новый мир. 1990. № 4.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. М.1999.
- Фриндлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л. 1964.
- Фриндлендер Г. М. Эстетика Достоевского // Достоевский-художник и мыслитель. М. 1972.
- Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала 20 в. // Русская словесность. 1997. № 1.
- Храпченко М.Б. Л.Толстой как художник. М., 1963.
- Чернышева В.А. Природа фантастики. Иркутск. 1984.
- Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М. 1963.
- Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. 1988.
- Чуковская Л. Процесс исключения. М.1990.
- Чуряева Т.Н. Проблема абсурда в прозе Маканина 1980-х начала 1990-х гг. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологически наук. Новосибирск. 2000.
- Шапошникова О.В. Об условности в искусстве // Филология. 5. М.1977.
- Шаравин A.B. Городская проза 70−80-х годов XX века. 4.1. Брянск. 2000.
- Шацкий Е. Утопия и традиция.М. 1990.
- Шкловский В. За и против. Заметки о Достоевском. М^. 1957.
- Щенников Г. К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. Свердловск. 1978.
- Щербина В. Актуальные проблемы современного лиературоведения.М. 1961.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М. 1989.
- Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. 1996. № 8.
- Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова. М.2001.
- Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М. 1983.