Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Либерализация и демократизация политики, изменение характера власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые либеральная демократия возникла в США в 1776 г. — до этого момента не было ни одной демократии. Античную демократию нельзя считать либеральной, поскольку она не обеспечивала систематическую защиту нрав человеческой личности и ограничивалась только свободными гражданами. Со временем демократия распространялась за счет созданных Германии, Италии, Бельгии, и это усиление зачатков либеральной… Читать ещё >

Либерализация и демократизация политики, изменение характера власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метафизической помехой любой морали является отказ от свободы.

Иммануил Кант.

Причины распространения либерализма

В понятии «либерализм» содержится прямое указание на свободу, а прилагательное «либеральный» подразумевает еще и широту взглядов, терпимость, великодушие — они дополняют требование индивидуальной свободы. Под либерализмом следует понимать политическую теорию, обосновывающую прирожденные и неотъемлемые права личности. Все надындивидуальное (прежде всего государство) допускалось лишь в той мере, в какой оно не противоречило принципу индивидуальной свободы. Государства, более или менее соответствующие этой теории в Европе, зародились в эпоху французских революций (1789, 1830, 1848 гг.), хотя отдельные черты либерализма проявлялись в некоторых европейских монархиях с XVI—XVII вв. В процессе складывания этого типа государства взаимодействовали принципы демократии и либерализма, дополняющие друг друга. Хотя в жизни либерализм и демократия почти всегда вместе, в теории их можно разделить. Страна может быть либеральной, но не демократической (Англия XVIII в.). Возможна также страна демократическая, но не либеральная, т. е. не защищающая права личности и меньшинств. Так, в современной исламской республике Иран проводятся регулярные и честные выборы, но она не является либеральным государством, поскольку не гарантирует свободу собраний, слова и прежде всего совести.

Страну можно считать демократической, если она предоставляет право людям выбирать правительство путем регулярных, тайных, многопартийных выборов на основании всеобщего и равного избирательного права. Верно, что формальная демократия сама по себе не гарантирует равное участие и равные права. Демократическими процедурами могут манипулировать элиты, искажая их, эти процедуры не всегда верно отражают волю или истинные интересы народа. Но если не принимать во внимание формальное определение, появляются большие возможности для бесконечных злоупотреблений принципами демократии и самим понятием — известно, что тоталитарная советская система (и не только она) предпочитала себя называть «подлинной демократией».

Движение к либеральной демократии началось в Западной Европе с середины XIX в. Этот процесс включал следующие явления:

  • — рост недоверия к диктатуре и абсолютизму, против которого была направлена европейская революция 1848 г.;
  • — приверженность конституционным правительствам, избранным путем свободных выборов, и представительным собраниям (парламентам), гарантирующим власть закона, а также признанному набору прав и свобод для граждан, включающему свободу слова, публикаций, собраний.

Либеральным следует считать и признание ценности интеллекта, публичных дебатов, образования, науки, которые в итоге улучшают жизнь людей и повышают ее качество. Либеральные общества определяют правила поведения для взаимного самосохранения, но не пытаются ни поставить перед своими гражданами некую положительную цель, ни пропагандировать какой-то конкретный образ жизни как высший или предпочтительный. В либерализме первоначально не было ясного социального мифа. В отсутствие положительных «высших» целей вакуум в сердце либерализма обычно заполняется погоней за богатством, освобожденным от традиционных ограничений. Это его крупный недостаток.

Впервые либеральная демократия возникла в США в 1776 г. — до этого момента не было ни одной демократии. Античную демократию нельзя считать либеральной, поскольку она не обеспечивала систематическую защиту нрав человеческой личности и ограничивалась только свободными гражданами. Со временем демократия распространялась за счет созданных Германии, Италии, Бельгии, и это усиление зачатков либеральной демократии имело далеко идущие последствия. Либерализм начал утверждаться всюду, где не было политической деспотии, способной его задушить. До 1914 г. имелись все основания надеяться, что либеральные западные течения в остальной Европе будут постепенно усиливаться и преобразовывать общество, политику, экономику, государственные институты. Идеи либерализма стали широко распространяться в Европе в 60-е гг. XIX в. Казалось, весь континент воспримет английскую модель государства. Усиление распространения демократий очевидно, хотя некоторые задержки все же были. Так, согласно подсчетам американского политолога Френсиса Фукуямы количество демократических правительств неуклонно росло: в 1790 г. — 3, в 1848 — 5, в 1900 — 13, в 1919 — 25, в 1940 — 13 (падение, связанное с ростом тоталитарных систем), в 1960 — 36, в 1975 — 30, в 1990 — 60. Из всех видов режимов, которые возникали в мировой истории, от монархий, аристократий, теократий до фашистских и коммунистических режимов, только одна форма дожила неизменной — либеральная демократия.

Демократия — это наихудшая из всех форм государства, исключая все другие, которые вообще ни на что нс годятся.

У. Черчилль

Можно заметить, что современная либеральная демократия лишена фундаментальных внутренних противоречий, т. е. противоречий, которые могут быть разрешены только путем замены всей политической системы, но это не означает, что она лишена проблем. К примеру, извечная проблема демократии — это избрание достойного. Политики достигли высочайшего искусства нравиться избирателям. Люди их выбирают, но при этом презирают за умение подлаживаться под их интересы. Общество видит неискренность и несостоятельность политиков, но не знает, как найти достойных — это действительно трудно.

Также большую проблему составляют огромные размеры современной демократии. Человек чувствует себя задавленным масштабами безличной социальной среды, общество просто перестало быть обозримым. Человек не верит, что может влиять на жизнь, — скептицизм понижает его самооценку, одновременно обесцениваются и нравственные нормы. Чрезвычайно трудно обеспечить личности возможность остаться социально значимой, но все же многое зависит от конкретного человека и его усилий.

Поскольку идеал либеральной демократии имеет массу недостатков, к ней следует относиться осторожно и определять ее лучше негативно: она наименее плохая из всех форм государства. В реальной жизни большее значение, чем «идеальная» форма государства, имеют другие аспекты: готовность людей жертвовать чем-либо ради определенной цели, их терпение, активность, настойчивость, дисциплина и пр. Впрочем, демократические чувства, как и все простое, описать довольно трудно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой