Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим валютных счетов и вкладов резидентов и нерезидентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со ст. 15 Закона о клиринге торговый банковский счет может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет. Па торговом банковском счете учитываются денежные средства, которые могут быть использованы для исполнения или обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств… Читать ещё >

Правовой режим валютных счетов и вкладов резидентов и нерезидентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Валютный счет представляет собой банковский счет резидента или нерезидента в уполномоченном банке либо банковский счет резидента в банке за пределами территории РФ, используемый для проведения по нему валютных операций в случаях, установленных Законом о валютном регулировании.

Валютные счета обладают следующими отличительными признаками*:

  • а) открываются резидентами и нерезидентами с целью проведения валютных операций, т. е. обладают специальным правовым режимом;
  • б) подразумевают обязательное заключение договора банковского счета соответствующего вида;
  • в) особенности правового режима каждого вида валютного счета установлены Законом о валютном регулировании, а также принятыми в соответствии с ним актами органов валютного регулирования и состоят в перечне операций по зачислению (списанию) денежных средств (как в рублях, так и в иностранной валюте), разрешенных к проведению по тому или иному валютному счету.

Валютные счета являются главным инструментом совершения валютных операций резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а резидентами — также и за ее пределами. Главным квалифицирующим признаком валютного счета является не его номинал (он может открываться как в рублях (нерезидентам), так и в иностранной валюте (резидентам и нерезидентам)), а распространение на него требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Проведение валютной операции наличным порядком (без использования валютного счета), если она не содержится в перечнях, установленных в ч. 2 и 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании, является нарушением валютного законодательства (ч. 1 ст. 15.25 КоЛП РФ).

Законом о валютном регулировании правовой режим валютных счетов дифференцирован в зависимости от статуса владельца счета (резидента или нерезидента).

В соответствии с ч. 7 ст. 14 названного Закона резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Основными валютными счетами резидентов в настоящее время являются:

  • 1) текущие (для физических лиц), расчетные (для иных резидентов, кроме кредитных организаций), корреспондентские (для кредитных организаций) и транзитные валютные счета, открываемые резидентами в иностранной валюте в уполномоченных банках;
  • 2) счета в иностранной валюте, открываемые резидентами в банках, расположенных за пределами территории РФ.

В настоящее время правовой режим текущего счета, открываемого резидентам — физическим лицам уполномоченными банками в иностранной валюте, максимально приближен к режиму расчетного счета юридического лица и предназначен для учета средств в иностранной валюте, поступивших резиденту, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством РФ.[1]

На основании инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И уполномоченный банк параллельно с текущим валютным счетом[2] открывает резиденту (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) транзитный валютный счет в целях идентификации поступлений иностранной валюты в их пользу и в целях учета валютных операций.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих денежных средств, зачисляемых непосредственно на текущий валютный счет:

денежные средства, поступающие с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

  • — денежные средства, поступающие от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • — денежные средства, поступающие с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытый в одном уполномоченном банке.

С транзитного валютного счета денежные средства списываются:

  • — для осуществления продажи иностранной валюты;
  • — для оплаты расходов и иных платежей, предусмотренных в п. 1.3 инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И;
  • — для зачисления на текущий валютный счет резидента в этом уполномоченном банке или на текущий валютный счет этого резидента (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет), открытый в другом уполномоченном банке, поступлений иностранной валюты, указанных в п. 2.3.3 инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И;
  • — для возврата ошибочно поступивших в пользу резидента денежных средств;
  • — для зачисления поступлений иностранной валюты, не подлежащих зачислению на текущий валютный счет резидента.

После идентификации поступившей на транзитный валютный счет иностранной валюты по паспортам сделок и ее учета для целей валютного контроля соответствующая сумма перечисляется на текущий валютный счет резидента.

Валютными вкладами резидентов являются:

  • 1) вклады (депозиты) в иностранной валюте, открываемые резидентами (физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) в уполномоченных банках;
  • 2) вклады (депозиты) в иностранной валюте, открываемые резидентами (физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Согласно ст. 14 Закона о валютном регулировании по общему правилу юридические лица — резиденты не вправе осуществлять наличные расчеты в иностранной валюте и в валюте РФ с нерезидентами, за исключением следующих случаев:

  • — расчетов с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчетов при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
  • — расчетов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ;
  • — расчетов в наличной иностранной валюте и наличной валюте РФ с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
  • — расчетов в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчетов в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, нс связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • — расчетов в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами по операциям в соответствии с ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании;
  • — дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, с представителями или сотрудниками представительств указанных в п. 18 ч. 1 ст. 9 названного Закона федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления резидентами — физическими лицами отдельных валютных онераций также без открытия счета. Так, расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами — резидентами проводятся по общему правилу через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций:

  • 1) передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию;
  • 2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам (в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры);
  • 3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • 4) приобретения и отчуждения физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • 5) перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Банком России порядке[3], который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • 6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства, а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты;
  • 7) расчетов физических лиц — резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам — резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • 8) расчетов, осуществляемых физическими лицами — резидентами в соответствии с ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании;
  • 9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом — резидентом в пользу нерезидента на территории РФ, получения физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковского счета на территории РФ от нерезидента, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать, соответственно, только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Исключение составляют резиденты, перечисленные в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Так, в соответствии со ст. 2 названного Федерального закона запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ:

  • а) лицам, замещающим (занимающим):
    • — государственные должности Российской Федерации;
    • — должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
    • — должности членов Совета директоров Банка России;
    • — государственные должности субъектов Российской Федерации; должности федеральной государственной службы, назначение

на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ;

— должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

  • — должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
  • б) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, а также депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
  • в) супругам и несовершеннолетним детям указанных лиц;
  • г) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Приведенный запрет распространяется также на должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Федерации, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий, но которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ, и которые включены в специализированные перечни[4].

При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) и об изменении их реквизитов в срок не позднее месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, установленной приказом Минфина России и ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7−6/457@. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена в ч. 2 и ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Правовой режим счетов (вкладов), открытых резидентами в банках, расположенных за пределами территории РФ, характеризуется следующими особенностями в части осуществления по ним валютных операций.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 12 Закона о валютном регулировании на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ, могут быть зачислены средства, полученные в следующих случаях:

  • — суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады);
  • — при осуществлении перевода валюты РФ со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  • — при осуществлении перевода валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  • — при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)[5] на срок свыше двух лет;
  • — при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • — при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;
  • — при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории РФ — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;
  • — при проведении операций, связанных с расчетами и переводами иностранной валюты при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • — при проведении операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • — при осуществлении переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента, за исключением случаев, указанных в п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании;
  • — при проведении операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории РФ физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, но договорам перевозки пассажиров;
  • — при осуществлении переводов физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками, но прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ;
  • — при осуществлении дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • — при проведении операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, а также на счета постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории РФ через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории РФ, а также для оплаты или возмещения расходов, связанных с их командированием;
  • — при осуществлении расчетов в иностранной валюте и валюте РФ юридическими лицами — резидентами с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, нс связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, с представителями или сотрудниками представительств указанных в и. 18 ч. 1 ст. 9 названного Закона федеральных органов исполнительной власти и организаций;

юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами — резидентами по операциям, предусмотренным ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании.

Наряду с указанными случаями, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

  • — выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам, а также выплачиваемые в виде оплаты или возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам;
  • — выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • — выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;
  • — в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;
  • — выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.

На счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также, но кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Кроме того, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица — резидента;

выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов, но внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);

  • — полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в п. 4 ст. 27.5−3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[6];
  • — выплачиваемые физическому лицу — резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

Частью 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено общее правило о возможности резидентов — физических лиц без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами (кроме валютных операций, указанных в ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Открытие и ведение счетов в банках, находящихся за пределами территории РФ, сопряжены с обязанностью резидентов (за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) представлять ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по указанным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств, но счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Физические лица — резиденты ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Изложенные требования о порядке открытия счетов (вкладов) за пределами Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций и предоставления отчетов не применяются к уполномоченным банкам, а также к счетам (вкладам) резидентов, которые открыты в зарубежных филиалах уполномоченных банков.

Частью 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании предусмотрено право нерезидентов открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Правовой режим валютных счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, обладает следующими особенностями.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках (переводы по банковским счетам из-за границы в РФ).

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (переводы по банковским счетам из РФ за границу).

К числу валютных счетов относятся также специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов, торговый банковский счет и клиринговый банковский счет — в случаях их открытия нерезидентам независимо от валюты счета, либо при их открытии резидентам в какойлибо иностранной валюте.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона о валютном регулировании для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета. Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов. Специальный брокерский счет служит для хранения денежных средств клиентов, переданных брокеру для совершения сделок с ценными бумагами или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также денежных средств, полученных брокером по таким сделкам или таким договорам, которые совершены (заключены) брокером на основании договоров с клиентами. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете, нс может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. Брокер не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный брокерский счет, за исключением случаев их возврата клиенту или предоставления займа клиенту в порядке, установленном ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг.

В соответствии со ст. 15 Закона о клиринге торговый банковский счет может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет. Па торговом банковском счете учитываются денежные средства, которые могут быть использованы для исполнения или обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в п. 4—7 ч. 2 ст. 19 Закона о клиринге. Операции по указанному счету осуществляются либо на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения лица, которому открыт данный счет, либо на основании распоряжений лица, которому открыт такой счет, с согласия клиринговой организации.

Согласно ст. 16 Закона о клиринге клиринговый банковский счет также может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Клиринговым банковским счетом может являться и специальный брокерский счет. На клиринговом банковском счете учитываются денежные средства, которые могут быть использованы для исполнения или обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в и. 4—7 ч. 2 ст. 19 Закона о клиринге.

Основное отличие торгового банковского счета от клирингового банковского счета заключается в субъектном составе владельца соответствующего счета: торговый банковский счет открывается участникам клиринга и иным лицам, предусмотренным правилами клиринга, в то время как клиринговый банковский счет может быть открыт только клиринговой организации.

  • [1] Валютное право: учеб, пособие. С. 178, 179.
  • [2] 2 Упомянутому в названной Инструкции текущему валютному счету в настоящее времясоответствует расчетный счет резидента — юридического лица и индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.
  • [3] См. Указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У, содержание которого рассмотреновыше.
  • [4] См., например, Приказ Госкорпорации «Росатом» от 05.06.2015 № 1/8-Н11А «Об утверждении перечня должностей Госкорпорации „Росатом“, при замещении которых работникам Госкорпорации „Росатом“ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранитьналичные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностраннымифинансовыми инструментами».
  • [5] Актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСРи ФАТФ см. на официальных интернет-сайтах: wvvw.oecd.org и www. fatf-gafi.org.
  • [6] См. Приказ ФСФР РФ от 27.04.2007 № 07−51/пз-н «Об утверждении Перечня иностранных фондовых бирж, включение иностранных ценных бумаг в котировальные спискикоторых является обязательным условием для осуществления эмиссии российских депозитарных расписок в случае, если эмитент иностранных ценных бумаг не принимает на себяобязательства перед владельцами российских депозитарных расписок».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой