Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура участников. 
Социология потребления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами по себе пьесы не формируют структуры жизни людей. Их используют руководители театра, отбирающие пьесы для исполнения. Режиссер, опираясь на данную ему власть, интерпретирует пьесу, организует актеров на се исполнение, направляет и контролирует их. В результате на основе пьесы появляется театральный спектакль. Аналогичным образом поворачивается и переворачивается содержание и житейских пьес… Читать ещё >

Структура участников. Социология потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все участники спектакля делятся на две основные группы — труппа (режиссер, актеры, обслуживающий персонал) и зрители. В одних случаях состав участников на границе сохраняется, но содержание спектаклей разнос — «Ужин» сменил «Просмотр футбольного матча». В других случаях на границе происходит смена участников взаимодействия.

Ключевая роль в спектакле принадлежит актерам. Они играют в двух плоскостях: по отношению друг к другу и перед зрителями. Актеры совершают основные действия, придающие смысл всей ситуации. Как и в обычном театре, в жизни распределение ролей идет по-разному. «Звезды», обладающие властью над окружающими и ресурсами, могут себе позволить выбирать роли, которые соответствуют их определению своего амплуа, настроению или работают на долгосрочную перспективу. Актеры, лишенные власти и влияния, берут то, что дают. Их отказ чреват исключением из данного спектакля. Когда же таких отказов набирается много, они могут быть исключены из театра.

Однако одних актеров недостаточно. Без зрителей нет игры. Наличие зрителей — это атрибут спектакля. Девушка в одиночестве делает макияж у зеркала — спектакля нет, он только предстоит. Холостяк ужинает в одиночестве — какой же тут спектакль? Зрители не однородны. Они составляют группы, имеющие для актеров различную значимость. Чтобы актер ни сделал, кому-то это понравится, а кто-то будет в лучшем случае слегка недоволен, в худшем — возмущен. Зрители делятся на адресатов и свидетелей. Адресат — это тот, для кого организуется спектакль, это желанный или важный зритель. Свидетель же просто оказался в зале.

Зритель — это социальный конструкт, роль, которой наделяется или не наделяется тот или иной индивид. Далеко не каждый наблюдающий актеров является зрителем. Эту роль играет только значимый наблюдатель, тот, на кого нельзя не обращать внимания, чья реакция, оценка важна либо се приходится принимать во внимание. Иной пассивный наблюдатель — это работник сцены: он смотрит, как и зритель, но актеру не важно, как он выглядит перед ним. Это незначимый наблюдатель, свой человек. Ради него не надевается костюм, не наносится грим. Они оба находятся по эту сторону сцены. Появление зрителей означает начало спектакля, и тут поведение актеров радикально меняется: они начинают играть объявленный в афишах спектакль.

Сами по себе пьесы не формируют структуры жизни людей. Их используют руководители театра, отбирающие пьесы для исполнения. Режиссер, опираясь на данную ему власть, интерпретирует пьесу, организует актеров на се исполнение, направляет и контролирует их. В результате на основе пьесы появляется театральный спектакль. Аналогичным образом поворачивается и переворачивается содержание и житейских пьес. У каждого театра свой режиссер, отсюда — разная постановка одной и той же пьесы. «Утро в семье» можно поставить как торжественную церемонию, идущую по четкому и перенасыщенному ритуалами сценарию. Но эту же пьесу можно сыграть в предельно функциональном варианте. Режиссер, с одной стороны, связан текстом пьесы, а с другой — свободен в ее интерпретации. Он формирует ситуацию, обеспечивает ее возникновение, корректирует исполнение актерами ролей. Не удивительно, что в некоторых постановках исходный текст пьесы (обычай, ритуал) или сценария угадать невозможно.

Актеры далеко не столь влиятельны в интерпретациях, как режиссеры. Однако каждый актер, занимая статусную позицию в спектакле, играет свою роль так, как он ее понимает и в меру своих способностей. Отсюда одна и та же роль в исполнении разных актеров часто существенно отличается. Правда, актера в той или иной мере контролирует режиссер. Так, родители (режиссеры) часто заставляют детей, участвующих в спектаклях повседневности, есть, говорить, двигаться так, «как надо», «прилично». Актср ограничен текстом пьесы, однако сквозь эти внешние структуры неизбежно прорывается его индивидуальность. Игра актера — это постоянный поиск возможности проявления собственной индивидуальности в лабиринтах внешних структур (текста пьесы, воли режиссера). Участвуя в спектакле, человек, с одной стороны, играет предписанную ему роль, а с другой — представляет себя, свое понимание роли, свою индивидуальность, которая нс вмешается в роль. На этой основе возникает спрос на товары, позволяющие конструировать именно неповторимость, индивидуальность. Спрей-гель «TAFT XPRESS» предлагается под слоганом «яркая индивидуальность». Фирма обещает: он «поможет Вам создать свой собственный, индивидуальный стиль». В исполнении все большего числа социальных ролей ценится отличие от других исполнителей той же роли. И «PUPA» предлагает свои товары под слоганом «Non Conventional Beauty» («Необычная красота»).

Реальное «Я» разворачивается в цепь спектаклей и играемых в них ролей. И в каждом спектакле человек поворачивается новой стороной своей личности.

Режиссеры подбирают акгеров для исполнения конкретных ролей, но и сами актеры отбирают роли в меру своих возможностей, стремясь приблизить их к своей индивидуальности. У актера есть свое амплуа: комика, злодея, милиционера, интеллектуала и т. д. У одних актеров мера свободы предельно ограничена и они играют то, что им дают. Другие (например «звезды») имеют широкие возможности выбора ролей. Кроме того, «звезды» могут влиять на режиссера, добиваться права на собственную интерпретацию роли. Аналогичным образом разворачивается распределение ролей и в повседневной жизни. Кто-то играет много разных ролей, свободно отбираемых по собственной воле и вкусу, а кто-то играет чуждую, навязанную ему роль всю жизнь.

В ресторанах, кафе и магазинах роль режиссеров играют их собственники и менеджеры. Клиенты — актеры. В одних случаях всех потребителей вовлекают в обезличенную массовку с предельно стандартизированными и безвластными ролями. Классический пример — «Макдоналдс», организующий буквально конвейерное потребление. Здесь и потребители, и продавцы играют роль обезличенных статистов. В то же время во многих ресторанах и магазинах режиссеры дают всем своим посетителям статус «звезд»: продавцы ловят каждое их желание, стремятся максимально угодить. Здесь реализуется старый принцип «клиент всегда прав». В таком месте человек потребляет нс только и не столько товар или услугу, сколько высокий звездный статус, недостижимый за пределами этих спектаклей.

Нередко высокий статус предлагаемой клиенту роли обозначается многозначительным уточнением «VIP». За дополнительную плату (порою несоизмеримую с приобретаемым продуктом) индивид получает право сыграть звездную роль в спектаклях «Отдых в отеле», «Обед в ресторане», «Отдых в клубе», «Полет в самолете» и т. д.

Представление — это не только исполнение уже существующих ролей, но и их конструирование. В этом процессе участвует не только (а часто и нс столько) сценарист, но и режиссер, актср, зрители. Прописанные сценаристом роли (инструкции, правила, ожидания) корректируются, трансформируются их исполнителями, подгоняющими социальную оболочку под свою индивидуальность и конкретные условия. Участвуют в этом процессе и зрители. Их реакция на исполнение — мощный стимул в конструировании роли. Если они смеются над серьезным и не реагируют на иронию, шутку, значит, есть какие-то огрехи в исполнении, костюмах, декорациях, постановке. Человек выходит на сцену играть в спектакле «Прогулка», надев свой новый костюм. Если окружающие смотрят с восхищением, он начинает играть уверенно и непринужденно, чувствует себя «звездой». Если же зрители встречают ироническими усмешками и шутками, роль меняется: актер стремится слиться с толпой, стать незаметным, поскорее покинуть сцену.

Поскольку власть в театрах потребления распределена неравномерно, то производители товаров порою выбирают стратегию воздействия не на всех участников, а только на режиссеров, которые в свою очередь, будучи заинтересованными и/ или убежденными, стимулируют соответствующее потребительское поведение актеров. Так, в США многие издательства учебной литературы бесплатно выполняют заказы преподавателей вузов на новые учебники, которые им демонстрируются во время конференций или предлагаются по почте, Интернету. Если преподавателю этот учебник понравился, то он рекомендует его студентам и строит экзаменационные вопросы так, что без знания этого учебника ответить на них сложно. Аналогичным образом производители лекарственных препаратов работают с врачами, которые затем выписывают рецепты. Здесь врач играет роль режиссера в спектакле «Лечение», а актер свободен выбирать: следовать его рекомендациям или болеть дальше.

Как обычный театр, так и театр жизни удовлетворяет потребность людей стать зрителями, наблюдающими сцены чужой жизни. Зритель сидит в зале и смотрит, как разворачивается жизненная ситуация на сцене. В повседневной жизни эта потребность часто удовлетворяется через сплетни, передаваемые из уст в уста (по сути дела, это пересказ увиденного или прослушанного спектакля). Люди с интересом наблюдают экспрессивные сцены из чужой жизни через забор, в окнах домов, слушают их через тонкие стены квартир и т. д. На желании подглядеть чужую жизнь строится вся «желтая» пресса, тщательно ловящая всякую информацию об известных людях, детально описывающая различные житейские спектакли с их участием (светские рауты, скандалы и т. д.).

С появлением телевидения возникла возможность удовлетворять эту потребность, в которой многие стесняются признаться, в новых формах. Сначала на Западе, а потом и в России появились телепередачи, в основе которых лежат житейские спектакли, разворачивающиеся перед телекамерами. В результате миллионы людей, не вставая с дивана, могут подсматривать за чужой жизнью. В России пионером стала передача «За стеклом». Огромным успехом пользовалась появившаяся в 2003 г. телепередача «Окна», в основе которой — постановка перед камерами и зрителями в зале спектаклей ревности, измен, склонности к извращениям и странным привычкам. «Окна» — это предложение поглядеть, что происходит за шторами. Вскоре телепроект включил в себя и выпуск одноименной газеты. Но все рекорды длительности побило шоу «Дом-2».

Появились возможности и Интернет-спектакля. В 1996 г. американка Дженнифер Рингли установила в своей квартире веб-камеры и открыла доступ к созерцанию всего происходящего посетителям своего сайта. Зрители могли наблюдать и чистку зубов, и суету повседневного быта, и встречи с бой-френдом. Дженнифер и ее сайт быстро стали очень популярными. Героиня этого «сериала» не стеснялась показываться перед камерами в любом виде, привлекая этим и поклонников эротики, и негодующих моралистов. Сайт был в конце концов переведен на платную основу. Однако разгоревшиеся вокруг него страсти привели к тому, что электронная платежная система Рау Pal отказалась от сотрудничества, обосновав это тем, что «ее [Дженнифер] обнаженный вид не способствует созданию положительного имиджа компании» (Коммерсантъ Власть. 2003. 22−28 дек.: 61).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой