Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система стимулов. 
Денежное содержание. 
Поощрение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы является составляющей денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов и подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности гражданских служащих в результатах своей деятельности и качестве исполнения на государственной гражданской службе… Читать ещё >

Система стимулов. Денежное содержание. Поощрение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство средств воздействия на государственного служащего в целях повышения производительности его труда относится российским законодательством к системе гарантий. До того как Петром I было установлено денежное жалованье за службу, формой вознаграждения служила чаще всего раздача земли. Петр ввел также порядок наследования недвижимости. Переход к денежной оплате обусловил формирование бюрократии — социальной группы, не принадлежащей к классу феодалов, но стоявшей на страже интересов феодального государства.

Главным материальным стимулом повышения качества труда государственного служащего является уровень жалованья. Принцип платности работы в государственных органах возник как результат классовой борьбы и социального регулирования: без государственного содержания могут обходиться только состоятельные люди, а в этом случае они проводят на государственной должности интересы, которые могут не совпадать с интересами населения и даже государства в целом. Бесплатное выполнение государственных функций предусматривает только Устав Римской курии (Ватикан).

Примечательными являются размышления по этому поводу Я. И. Кузьминова: «Эффективное государство не может быть получено даром. За исполнение обязанностей ответственных государственных служащих обществу придется заплатить довольно высокую цену… Уровень оплаты труда принимающих решения работников государственного аппарата должен быть достаточным для достойного существования без поиска дополнительных источников заработка» .

Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 1 ст. 18 Закона № 58-ФЗ).

Части 1 и 2 ст. 10 Закона № 58-ФЗ содержат только упоминание о том, что государственные служащие, как федеральные, так и субъектов РФ, получают денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» также использует термин «денежное содержание», а не «заработная плата» или «оплата труда» .

В настоящее время действуют два Федеральных закона, регламентирующих данный вопрос: от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» .

Из диспозиции ст. 10 Закона № 58-ФЗ, гласящей, что федеральный государственный служащий получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, можно сделать вывод, что распределение средств государственного бюджета (устанавливаемое федеральным законом) может осуществляться тоже только законом или в порядке, определенном законом. Бюджетные вопросы — прерогатива представительных органов власти, сфера, регулируемая законами. Фактически же мы имеем массу не всегда последовательных подзаконных актов о денежном содержании государственных служащих. Важнейшим из них является Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». То есть по-прежнему данный вопрос регулируется большей частью указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Статья 50 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

В то же время Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ст. 143 закрепляет тарифную систему оплаты труда, основанную на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий, которая включает в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Определение данных понятий содержит ст. 143 ТК РФ.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В Российской Федерации до сих пор применяется система сдельной оплаты труда государственных служащих, давно и бесповоротно признанная отсталой формой организации трудовых отношений. Г. Эмерсон, Г. Форд, Ф. Тейлор и другие выдающиеся специалисты по управлению давно это доказали.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предусмотрены новые системы оплаты труда для работников как федеральных бюджетных учреждений, действующих на основе ТК РФ, так и федеральных государственных органов. Координатором этой работы определено Минздравсоцразвития России, которое утверждает рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений. А федеральные государственные органы и учреждения — главные распорядители средств федерального бюджета — по согласованию с Минздравсоцразвития России утверждают перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений, примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития России, и условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников, включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера.

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, содержит противоречивые позиции. С одной стороны, предусматривается, что системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом, в частности, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) (п. 2), с применением перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822, и перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818. А с другой стороны, закрепляется, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3) и штатного расписания (п. 10).

При этом решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяются как «рекомендации», в то время как по своему происхождению они являются основными исходными позициями для создания условий труда, основанных на правовом регулировании посредством ТК РФ. Это принципиально, так как трудовое право выделилось в самостоятельную отрасль права именно благодаря своему коллективно-договорному методу правового регулирования трудовых отношений.

В настоящее время Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 декабря 2009 г. (протокол № 10) утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год» .

Дробление по ведомственному принципу нормативного материала о жалованье государственным служащим приводит к дезорганизации государственного аппарата. Положение сопоставимо с развалом государства на ряд хозяйствующих субъектов. При такой системе оплаты труда напрочь отвергаются достижения науки управления. В лучших условиях оказывается тот, кто близок начальнику, кто обеспечит его спокойствие и уверенность на работе, т. е. подхалим и приспособленец. Во главу угла ставятся именно эти качества, а не эффективное выполнение служебных обязанностей.

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822, включает:

  • 1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • 2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ранее называвшиеся районным коэффициентом);
  • 3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
  • 4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Ведомства также регулируют вознаграждение государственным служащим. Так, приказ Минюста РФ от 13 ноября 2010 г. № 349 «Об утверждении Положения о дополнительных и других выплатах федеральным государственным гражданским служащим Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов» определяет пять видов дополнительных выплат: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 2) премия за выполнение особо важных и сложных заданий; 3) материальная помощь; 4) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 5) выплата единовременного поощрения.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы является составляющей денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов и подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности гражданских служащих в результатах своей деятельности и качестве исполнения на государственной гражданской службе Российской Федерации своих должностных обязанностей (п. 2 Положения). Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается за период работы (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания в пределах фонда оплаты труда, установленного Минюсту России и его территориальному органу на соответствующий год, и максимальными размерами не ограничивается (п. 11). При предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании его личного заявления о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 22). При предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска ему на основании личного заявления о выплате материальной помощи один раз в календарном году выплачивается материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания (п. 25). За безупречную и эффективную гражданскую службу гражданским служащим Минюста России и его территориальных органов производятся выплаты единовременного поощрения при награждении или поощрении (п. 30).

Кроме общих правил оплаты существуют также ведомственные распоряжения. Например, надбавки сотрудникам своего ведомства установил МВД России приказом от 14 декабря 2009 г. № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Денежное довольствие сотрудников МВД России включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств — министром внутренних дел РФ.

А вот в МЧС России сделали иначе: установили размер ежемесячного денежного поощрения кратным окладу по воинской должности (от 10,5 до 2,8 оклада) (приказ МЧС России от 10 декабря 2004 г. № 566 «О выплате ежемесячного денежного поощрения военнослужащим войск гражданской обороны и сотрудникам Государственной противопожарной службы, замещающим воинские должности (должности) в центральном аппарате МЧС России»). Предусмотрена надбавка и за специальное звание. Кроме того, приказом МЧС России от 24 октября 2006 г. № 610 «О дополнительных мерах материального стимулирования отдельных категорий военнослужащих 179 Спасательного центра МЧС России» введен список должностей при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности военнослужащих. Она установлена в размере 50, 40 или 25% оклада по соответствующей воинской должности.

Оплата труда государственных служащих регулируется хаотично, бессистемно. Решение вопроса о стоимости государственной должности типично ведомственным нормотворчеством создает впечатление, что единого для всей страны правительства не существует. Каждое ведомство устанавливает собственные порядки в области оплаты труда именно своих служащих в меру выбитых из бюджета своими лоббистами средств. Создается ненормальное положение, когда оплата труда государственных служащих, выполняющих свои обязанности в разных ведомствах единого государственного аппарата, различается очень сильно. В Российской Федерации, по разным оценкам, соотношение прямых и косвенных (в виде надбавок) выплат и льгот государственным служащим составляет для ряда категорий лиц 1:4, 1:5 и даже больше в пользу косвенных. Авторы правильно оценивают такое соотношение как теневую привилегию, составляющую потенциал для злоупотреблений как со стороны «дающего», так и со стороны «берущего» .

Кроме того, эта и без того сложная система определения уровня вознаграждения государственному служащему регулярно подвергается коррекциям в виде указов Президента РФ, обычно в сторону его увеличения.

При этом введение денежного содержания государственного гражданского служащего на сопоставимом с коммерческими структурами уровне влечет большие социальные конфликты. Так, А. В. Оболонский, на наш взгляд, совершенно правильно подмечает дисбаланс стоимости рабочей силы в бизнесе, в государственной службе и у наемных трудящихся. Идея о необходимости резкого многократного повышения заработной платы верхнему эшелону чиновников в изолированном виде «не улучшит качество аппарата, зато способна еще больше настроить против него общество» , — предупреждает он.

Хотя ч. 1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ декларирует, что денежное содержание гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, этот же Закон содержит нормы, отражающие, что, выполняя обязанности государственной службы, государственный служащий все еще может нуждаться в материальном смысле. Вследствие этого его интересы раздваиваются: с одной стороны, это обязанность служить государству, а с другой — удовлетворение собственных интересов, не являющихся государственными или даже конфликтующих с интересами государства. В этом случае Закон № 79-ФЗ требует от государственного служащего сообщать властям о таком конфликте интересов (п. 12 ч. 1 ст. 15). Представляется, что в стране достаточно возможностей, чтобы выбрать лиц для государственной службы, не преследующих каких-либо иных интересов на государственной службе, кроме интересов государства. Все частные интересы — за пределами не просто рабочего времени на государственной службе, но и за пределами государственной службы вообще.

В ТК РФ содержатся определения в том числе следующих понятий.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат" (ст. 129 ТК).

Если трудящиеся получают возмещение на основе тарифной сетки, т. е. обеспечены стабильным механизмом стимулирования их труда, то в отношении государственных служащих, выполняющих основные властные функции государства, такого четкого регулирования нет.

Оплата по труду является одним из основных требований и признаков рыночной экономики. Получение незаработанного — преступление, так как представляет собой посягательство на прибавочный продукт, собственность, созданный иным лицом. Противоположное деяние — недоплата — также преступление.

Существует также проблема задержек жалованья государственным служащим. Проблеме задержки заработной платы посвящена ст. 142 ТК РФ, которая предусматривает ответственность работодателя и (или) уполномоченных им в установленном порядке представителей, допустивших задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако приостановка работы не допускается, в частности, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими.

Инфляция и задержки заработной платы порождают судебные иски, и вряд ли стимулируют людей качественно трудиться и служить.

Между тем согласно ст. 52 Закона № 79-ФЗ большую часть гарантий гражданских служащих составляет оплата труда. Часть 3 данной статьи гласит:

" Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

  • 1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  • 3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  • 4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • 6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;
  • 7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации" .

При определенных условиях, предусмотренных нормативными актами, гражданским служащим могут быть предоставлены и иные, дополнительные гарантии гражданских служащих. Они приводятся в ст. 53 Закона № 79-ФЗ. Это право:

  • 1) на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
  • 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта РФ;
  • 3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 данного Закона;
  • 4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Эти гарантии в настоящее время урегулированы Указом Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Он, в частности, предписывает:

  • — исчислять ежемесячное денежное поощрение, исходя из должностных окладов без учета их увеличений (повышений) в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ, изданными в отношении отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих (лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы) (п. 2);
  • — установить размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ — оклады за классный чин (п. 3);
  • — выплачивать федеральным государственным гражданским служащим ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в следующих размерах:
    • а) по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200% должностного оклада;
    • б) по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150% должностного оклада;
    • в) по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120% должностного оклада;
    • г) по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90% должностного оклада;
    • д) по младшей группе должностей гражданской службы —до 60% должностного оклада (п. 5). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
    • а) должностных окладов;
    • б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, — в размерах (в расчете на год), предусмотренных Законом № 79-ФЗ;
    • в) ежемесячного денежного поощрения в расчете на год (п. 8).

Но главным сомнительным установлением данного Указа является то, что конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, выплачиваемой согласно п. 5 данного Указа, по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (представитель нанимателя) (п. 6). Передача права оценки служебного рвения государственного служащего его непосредственному начальнику является, на наш взгляд, реакционным нововведением, от которого весь мир давно отказался.

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 176 отдельно регулирует оплату труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Характерным является использование в данном постановлении термина «работник» вместо термина «государственный служащий» .

Приказ Государственной фельдъегерской службы РФ от 29 августа 2008 г. № 262 «О введении новой системы оплаты труда рабочих и служащих территориальных органов и подведомственных организаций Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации», утвердил «Порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера рабочим и служащим территориальных органов и подведомственных организаций Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» «. Данный документ к выплатам стимулирующего характера, которые могут устанавливаться рабочим и служащим территориальных органов и подведомственных организаций Государственной фельдъегерской службы РФ, относит:

  • — выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • — выплаты за качество выполняемых работ;
  • — выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • — премиальные выплаты по итогам работы.

Данный Порядок также использует понятие «работники» для отражения статуса и служащих, и рабочих.

Премирование федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России осуществляется на основании специального Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 2 ноября 2006 г. № 272. В этом документе премирование предусмотрено за своевременное и качественное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию государственных служащих; творческий подход государственных служащих к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности данного Министерства.

Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства РФ от 31 мая 2004 г. № 258. В соответствии с федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции исчисляется как общий трудовой стаж, так и выслуга лет, дающая право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

Отметим, что ряд ведомств практикует специальное материальное стимулирование труда своих служащих, занимающих определенные должности. Так, в аппарате МЧС России вводится специальное поощрение работников юридических служб. В соответствии с приказом МЧС России от 18 октября 2006 г. № 590 «О мерах по повышению уровня правового обеспечения деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным государственным служащим, военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам федеральной противопожарной службы, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности юридической специальности, указанным в штатном расписании структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, штатных расписаниях территориальных органов МЧС России, в основные служебные обязанности по которым входят проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, вводится ежемесячная надбавка в размере до 70% должностного оклада.

Система оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. приказом ФФОМС от 10 марта 2009 г. № 43 «О системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования» предусматривает поощрение работников ФФОМС суммами, исчисляемыми в должностных окладах.

В условиях распыленного правового регулирования материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственного служащего развивается ведомственное правовое регулирование, часто устанавливающее не совпадающие с федеральным законодательством условия оплаты труда. А вот надбавок, учитывающих иждивенцев или рацион питания, включаемых в общую шкалу ставок (GS) в США, в Российской Федерации нет.

Проведенный обзор показывает, что правовое регулирование вопросов жалованья государственных служащих является эффективным приемом нормализации качества их деятельности.

Другим действенным приемом воздействия на качество деятельности государственного служащего является применение гибкой системы поощрений.

В процессе государственной службы к государственным служащим применяются поощрения и взыскания, являющиеся методами обеспечения качества и стимулирования их труда.

За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности он получает различные поощрения.

В истории России награды за службу были самыми разнообразными: могли быть пожалованы вотчины, шубы с царского плеча, драгоценности и т. п. Т. Е. Новицкая свидетельствует, что Крымский поход князя В. В. Голицина царевна Софья отметила раздачей отличившимся шуб, имений, а также денежными пожалованиями. Профессор А. В. Малько предлагает следующее правовое определение поощрения: правовое поощрение «есть форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия». Он предлагает принять наградной кодекс РФ, что представляется актуальным в связи с очень непоследовательной и распыленной по ведомствам наградной практикой в Российской Федерации.

Приведенное определение поощрения необходимо, в частности, для отличия поощрения от льгот, регулируемых Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «. Кроме того, оно необходимо для соответствующей квалификации случаев отказа от государственных наград по разным мотивам.

В государственную наградную систему Российской Федерации, в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» входят: звание Героя Российской Федерации, 15 орденов Российской Федерации, 2 знака отличия Российской Федерации, 15 медалей и 59 почетных званий.

Работу по награждению осуществляет Управление Президента РФ по государственным наградам с участием Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.

Закон № 79-ФЗ, на наш взгляд, расширяет список государственных наград, так как все виды поощрения государственного служащего выносятся также именем Российской Федерации. Несогласованность способов выделения государственного служащего как лица, достойного государственной награды, только создает неуверенность населения в уровне ценности каждой из форм отличия.

В соответствии со ст. 55 Закона № 79-ФЗ за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

  • 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  • 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  • 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  • 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  • 5) поощрение Правительства РФ;
  • 6) поощрение Президента РФ;
  • 7) присвоение почетных званий РФ;
  • 8) награждение знаками отличия РФ;
  • 9) награждение орденами и медалями РФ.

Представляется, что не меняет государственной сущности поощрения или награды государственного служащего то непоследовательное положение Закона № 79-ФЗ, в соответствии с которым решение о поощрении или награждении гражданского служащего по некоторым пунктам приведенного списка принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего по другим пунктам принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 55).

Не вполне нормальным для стройности правового регулирования является и наличие иных, ведомственных источников правового регулирования государственных наград, кроме тех, что предусмотрены в законе.

В п. 7 Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. приказом ФСКН России от 28 ноября 2008 г. № 424, трактуется как поощрение награждение именным оружием. Представляется, что вручение оружия является формой обеспечения, допустим, самообороны должностного лица в связи с основным назначением этого предмета, но не награждением.

Такими же ведомственными являются осуществляемые, на наш взгляд, во всех случаях именем государства награды, установленные приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. № 80 «Об учреждении ведомственных медалей Министерства юстиции Российской Федерации». Данным приказом учреждены серебряная и бронзовая медали «За доблесть», золотая и серебряная медали «За укрепление уголовно-исполнительной системы, а также медаль «Ветеран уголовно-исполнительной системы» .

Полагаем, что ведомственное учреждение наград от имени государства является неверным направлением развития наградного производства. Пункт 3 Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» прямо устанавливает, что юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации" .

Нельзя относить к наградам различные формы социального обеспечения государственных служащих (например, вводимые постановлением Правительства РФ от 20 августа 2004 г. № 423 «Об обеспечении санаторно-курортным лечением отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности»).

Вряд ли можно считать наградами и льготы. А. В. Малько предлагает определение льготы: «Льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» .

Очевидно, льготы — это исключение из обычного правового статуса, установленного правовой нормой, т. е. разное применение права к разным лицам. А поскольку право—это применение равного требования к разным лицам, то таким образом льготы — это отрицание права вообще, это показатель несбалансированного правового регулирования, низкого уровня правовой культуры.

Сильно снижает уважение к государственной награде норма, закрепленная п. 10 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099, которая гласит: «В случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению государственной наградой (далее—документы о награждении), Президент Российской Федерации издает указ об отмене указа (о внесении изменения в указ) Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами в отношении названного лица, а врученная лицу государственная награда и документы к ней подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации». Эта норма создает неустойчивость статуса награжденного, подрывает историческую ценность деяния, послужившего основанием для награждения, временными или политическими оценками общественной опасности или общественной заслуги.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой