Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормотворчество федеральных органов исполнительной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заместитель Председателя Правительства может дать поручение Минюсту России о приостановке регистрации акта до принятия решения. Если по мнению заместителя Председателя либо правительственных комиссий проект акта нуждается в доработке, такой проект подлежит доработке и повторному согласованию. В случае принятия решения об отсутствии необходимости доработки, проект не проходит повторное… Читать ещё >

Нормотворчество федеральных органов исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные акты федеральных органов исполнительной власти издаются па основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по собственной инициативе в пределах их компетенции.

Акты издаются в виде:

  • • постановлений;
  • • приказов;
  • • распоряжений;
  • • правил;
  • • инструкций и положений.

Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Нормативный акт может быть издан как совместно несколькими органами, так и одним из них по согласованию с другими.

Проект акта и сам правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда акт содержит сведения, составляющие государственную тайну).

Проект акта согласовывается с заинтересованными органами власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также, если содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов власти.

В случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти», проект акта обязательно предварительно обсуждается на заседаниях общественных советов, если таковые имеются.

Проект акта, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Минфином России; устанавливающего требования пожарной безопасности, согласуется с МЧС России.

Проекты актов и документов, предусматривающих мероприятия по информатизации, вместе с финансово-экономическим и (или) технико-экономическим обоснованием, содержащим необходимые расчеты, обоснованием и описанием ожидаемых конечных результатов мероприятий, направляются в Минсвязи России на заключение, в котором дается оценка целесообразности проведения подобных мероприятий.

Проекты на бумажном носителе визируются собственноручно руководителем федерального органа или его заместителем, а созданный в форме электронного документа, — указанным руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Согласование проекта правового акта или подготовка заключений осуществляется федеральным органом власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в 30-дневный срок с даты поступления проекта такого акта или заключения.

Согласование проекта нормативного акта оформляется визами. Виза на проекте, созданном на бумажном носителе, включает в себя наименование должности руководителя органа исполнительной власти или его заместителя, собственноручную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату, а на проекте акта, созданном в форме электронного документа, — наименование должности указанного руководителя (его заместителя) и усиленную квалифицированную электронную подпись визирующего.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного акта, созданного на бумажном носителе.

При наличии возражений проект визируется с замечаниями, которые фиксируются на бланке федерального органа власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии) либо создаются в форме электронного документа.

Если имеются разногласия, в том числе выявленные, но результатам проведения оценки регулирующего воздействия, федеральный орган — разработчик обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами. В случае если в заключении Минсвязи России па проект акта сделан вывод о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации или их финансирования, разработчик проводит с Министерством согласительное совещание. При не достижении согласия оформляются протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями (заместителями) федеральных органов исполнительной власти.

Проект, по которому имеются не урегулированные разногласия, все же может быть подписан (утвержден) руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и направлен на государственную регистрацию в Минюст России с последующим уведомлением несогласных. В этом случае руководитель федерального органа, замечания которого не были учтены, вправе направить заместителю Председателя Правительства РФ, либо в Правительственную комиссию по проведению административной реформы, либо в Комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности материалы разногласий, проект несогласованного акта и протоколы согласительных совещаний для рассмотрения с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих разногласия, и принятия соответствующего решения.

Заместитель Председателя Правительства может дать поручение Минюсту России о приостановке регистрации акта до принятия решения. Если по мнению заместителя Председателя либо правительственных комиссий проект акта нуждается в доработке, такой проект подлежит доработке и повторному согласованию. В случае принятия решения об отсутствии необходимости доработки, проект не проходит повторное согласование и после подписания (утверждения) направляется на государственную регистрацию.

Проекты актов, регулирующих отношения в сфере государственного контроля (надзора) по взиманию налогов и сборов, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства и последующим другим, в области порядка и правил регулирования таможенного дела, оценки соответствия и безопасности процессов производства, подлежат оценке регулирующего воздействия.

Проект нормативного акта, влияющий на доходы или расходы соответствующего бюджета, направляется вместе с финансовоэкономическим обоснованием предлагаемых решений в Минфин России на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий их принятия.

Финансово-экономическое обоснование составляется, но форме, устанавливаемой Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, и представляет собой описание экономического эффекта от реализации правового акта, основывается на содержащихся в пояснительной записке к проекту финансовом, экономическом и статистическом анализах текущей ситуации, прогнозе экономических и иных последствий реализации таких решений, содержит оценку влияния реализации проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета, юридических и физических лиц, а также в зависимости от содержания нормативного правового акта включает расчеты в денежном выражении (тыс. руб.):

  • — расходов соответствующего бюджета в связи с реализацией проекта;
  • — финансового обеспечения расходов из иных источников;
  • — расходов юридических и физических лиц, но исполнению решений, предлагаемых к принятию проектом правового акта;
  • — доходов соответствующего бюджета;
  • — изменения поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет;
  • — изменения доходов физических и юридических лиц (включая дополнительные) при реализации проекта.

Подготовка проекта акта возлагается на одно или несколько профильных подразделений федерального органа, в том числе и юридическую службу. При этом определяются ответственные лица, срок подготовки акта, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе.

При подготовке акта проводится его правовая и антикоррупционная экспертиза. Минюст России может осуществлять правовую экспертизу проектов подготовленных нормативных актов. Для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы орган-разработчик размещает проект нормативного акта на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет.

Структура нормативного акта должна быть логичной, если требуется разъяснение целей и мотивов принятия акта, то в проекте дается преамбула.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов (подпунктов), которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Значительные по объему акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и озаглавливаются.

При необходимости в актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов, сопровожденные ссылками.

Таблицы, графики, карты, схемы оформляются в виде приложений с соответствующей ссылкой в тексте на эти приложения.

К проекту должны быть приложены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов.

Подготовленный проект до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие федеральному законодательству, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы органа-разработчика.

Акты, созданные на бумажном носителе, подписываются (утверждаются) руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, собственноручно, а созданные в форме электронных документов, — с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

  • • наименование органа (органов), издавшего акт;
  • • наименование вида акта и его название;
  • • дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  • • наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  • • затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • • устанавливающие правовой статус организаций;
  • • имеющие межведомственный характер;
  • • содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация осуществляется Минюстом России, ведущим Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и включает в себя:

  • • правовую экспертизу акта;
  • • антикоррупционную экспертизу;
  • • принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  • • присвоение регистрационного номера;
  • • занесение акта в Государственный реестр.

Подлежащие государственной регистрации акты нс позднее.

10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Минюст России на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом созданные на бумажном носителе акты представляются в шести экземплярах — подлинник и пять копий, а содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или конфиденциальные сведения — в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

К нормативному акту прилагается справка, содержащая следующие сведения:

  • — об основаниях издания акта;
  • — о действующих правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
  • — согласовании акта с заинтересованными органами, если таковое требуется;
  • — проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений;
  • — направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения;
  • — раскрытии информации о разработке нормативного акта[1];
  • — предварительном обсуждении на заседаниях общественного совета с приложением копии заключения;
  • — результатах проведения педагогической экспертизы[2] нормативного правового акта, в случае ее проведения.

На обороте каждого листа подлинника акта руководителем юридической службы федерального органа власти проставляется собственноручная виза. Электронный документ визируется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Государственная регистрация актов производится в течение 15 рабочих дней (в исключительных случаях — до 30 рабочих дней) с даты получения Минюстом России акта.

В регистрации может быть отказано, если:

  • • правовой экспертизой установлено несоответствие акта законодательству РФ;
  • • антикоррупционной экспертизой выявлены коррупциогенные факторы.

Нормативные правовые акты, получившие отказ в государственной регистрации, возвращаются издавшему их органу с указанием причин отказа.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Минюстом России:

  • — в «Российскую газету» ;
  • — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ;
  • — НТЦ «Система» ;
  • — Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Акт, признанный не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию и вступлению в силу в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

  • [1] В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851.
  • [2] См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой