Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная система. 
Конституционное право зарубежных стран. 
Особенная часть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте (и носят соответствующие названия). В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по депутатскому списку… Читать ещё >

Судебная система. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На судебную власть Пятой Французской республики сильное влияние оказала правовая система Франции, которая в основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789−1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799−1814). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права — пять кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация нрав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из пяти наполеоновских кодексов три (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь два кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный — полностью и Гражданский процессуальный — частично.

Судебная система Франции представляет собой сложную структуру по сравнению, например, с Россией и США.

Судебная система Франции включает в себя суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

  • — трибуналы малой инстанции (в департаментах), рассматривающие незначительные гражданские и уголовные дела;
  • — трибуналы большой инстанции, рассматривающие гражданские и уголовные дела средней сложности;
  • — апелляционные суды;
  • — суды ассизов, выполняющие роль судов присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; они состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов (присяжных заседателей) — грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;
  • — специальные суды (коммерческие, трудовые);
  • — Кассационный суд, который возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Особую ветвь составляют административные суды:

  • — региональные административные суды (низовое звено);
  • — административные апелляционные суды;
  • — Государственный совет (высшее звено).

Административные суды рассматривают жалобы на действия государственных органов.

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов во Франции существуют два специальных органа, не входящие в судебную систему и созданные для суда над высшими чиновниками:

  • — Палата правосудия республики, которая правомочна судить министров;
  • — Высокая палата правосудия, рассматривающая обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Особенность Франции — отсутствие специализированного конституционного суда. Его функции (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный государственный орган — Конституционный совет.

Конституция содержит разд. VIII «О судебной власти», но которому Президент Республики является гарантом независимости судебной власти (ст. 64). Важный элемент в деятельности судов занимает Высший совет магистратуры.

Конституционная формула

Статья 65

Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Министр юстиции является по праву вице-председателем. Он может замещать Президента Республики.

Высший совет магистратуры включает одно присутствие, компетентное в отношении судей, и другое — в отношении должностных лиц прокуратуры.

Присутствие, компетентное в отношении судей, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять членов суда и одного чиновника прокуратуры, одного генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, не входящие ни в Парламент, ни в судебные органы, назначаемые соответственно Президентом Республики, председателем Национального собрания и председателем Сената.

Присутствие, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять чиновников прокуратуры и одного члена суда, генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, упомянутые в предыдущем абзаце.

Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении судей, вносит предложения о назначении судей Кассационного суда, первого председателя Апелляционного суда и председателей судов высшей инстанции. Другие судьи назначаются по его заключению.

Оно выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей. В этом случае председательствует первый председатель Кассационного суда.

Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, дает свое заключение о назначении должностных лиц прокуратуры, за исключением чиновников, назначаемых Советом министров.

Оно дает свое заключение по дисциплинарным санкциям в отношении должностных лиц прокуратуры. В этом случае председательствует Генеральный прокурор при Кассационном суде.

Органический закон определяет условия применения настоящей статьи.

Статья 66

Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть как хранительница личной свободы обеспечивает соблюдение этого принципа в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, — одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при «старом режиме», предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название полущил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает шесть палат — пять по гражданским делам и одну по уголовным. В свою очередь «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палаты по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Согласно декретам 1982−1983 гг. Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда — аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию (их функции определены декретом 1984 г.).

Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты. Постановление палаты выносится при участии в ее заседании не менее пяти членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты. По некоторым вопросам, в частности относительно отклонения явно необоснованных жалоб либо жалоб на постановления обвинительной камеры апелляционного суда, решения могут приниматься коллегией из трех судей соответствующей палаты. Смешанные палаты созываются в случаях, когда в одной из палат голоса разделились поровну либо дело содержит вопрос, касающийся компетенции нескольких палат или вызывающий противоречивые суждения. Пленум Кассационного суда собирается для слушания таких дел, которые содержат вопросы принципиального характера, а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.

В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, исчерпаны возможности обжалования в обычном апелляционном порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд пересматривает приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если фактические обстоятельства дела нс вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они существенно влияют на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особую значимость имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.

Апелляционные суды во Франции насчитывают 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в «заморских территориях» Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым и социальным вопросам. В Парижском апелляционном суде насчитывается 25 палат, в Лионском — семь, в некоторых апелляционных судах — по одной палате. Дела рассматриваются в составе не менее трех, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел — пяти судей.

Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и трибуналы малого процесса, а разбирающие уголовные дела — на суды присяжных, исправительные трибуналы и политические трибуналы. Термин «трибунал» в названиях французских судов (как гражданских, так и уголовных) указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, но сравнению с судами, объем их компетенции.

Трибуналы большого процесса имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из не менее чем трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается единоличное судейское разбирательство, да и то при условии согласия на это сторон. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 тыс. франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др. Если в округе отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.

Трибуналы малого процесса были учреждены в 1958 г. взамен мировых судей, избиравшихся населением каждого кантона и существовавших во Франции с 1790 г. Они расположены в главных городах всех департаментов и всех округов, а также в некоторых крупных кантонах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 тыс. франков (решения по делам с суммой иска до 13 тыс. франков не подлежат апелляционному обжалованию).

Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте (и носят соответствующие названия). В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по депутатскому списку избирателей путем жребия посте отбора специальными комиссиями. Сессии суда присяжных проводятся ежеквартально, а при необходимости и чаще. Ныне они принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями, но по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе о наказании. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако неблагоприятное для обвиняемого решение (например, отказ принять наличие смягчающих обстоятельств) принимается большинством не менее чем в 8 голосов из 12. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.

Полицейские трибуналы рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях — проступках, за которые может быть назначен штраф на сумму до 10 тыс. евро либо же, в ограниченном числе случаев, арест на срок от одного дня до двух месяцев (название «полицейские» связано с тем, что в ст. 1 УК Франции наказания за проступки именуются полицейскими). Дела в них рассматриваются единоличными судьями трибунала малого процесса, нередко разбирающими попеременно то гражданские, то уголовные дела.

В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции, но делам несовершеннолетних. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявленные лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных. Дела об уголовных деликтах и о наиболее серьезных проступках лиц в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13−15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в округах трибуналов большого процесса. Эти трибуналы состоят из судьи по делам несовершеннолетних и двух заседателей (асессоров), назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Судьей по делам несовершеннолетних назначается на три года один из судей трибунала большого процесса. Он может рассматривать дела об уголовных деликтах и проступках несовершеннолетних и единолично, но в этом случае он вправе применять к ним лишь меры воспитательного и надзорного характера. Решения судьи и трибунала по делам несовершеннолетних обжалуются в специальную палату апелляционного суда.

Торговые трибуналы состоят из трех судей-консулов, как их принято именовать. Они избираются на два-три года по весьма сложной системе из лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании. Торговые трибуналы имеются в большинстве относительно крупных городов Франции. Они рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Они имеются как минимум по одному в каждом департаменте (всего их насчитывается 282) и состоят из советников — представителей предпринимателей и работников, избираемых по сложной системе. Советы прюдомов рассматривают дела в коллегиях из двух или четырех представителей от каждой стороны под председательством судьи трибунала малого процесса. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов — консультативный орган при министре юстиции и министре труда.

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокая палата правосудия, которая избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по шесть их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокая палата правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене. Расследование и предание обвиняемых осуществляется только по решению обеих палат парламента.

Конституционная формула

Статья 67

Учреждается Высокая палата правосудия.

Она состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она избирает председателя из числа своих членов.

Органический закон определяет состав Высокой палаты правосудия, порядок ее деятельности, а также применяемую в ней судебную процедуру.

Статья 68

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов; судит Президента Высокая палата правосудия.

В 1993 г. в результате очередного конституционного пересмотра была учреждена Палата правосудия Республики для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства за должностные преступления или проступки. Ранее ответственность членов правительства была аналогична ответственности президента, а граждане не могли обжаловать действия министров. Палата также не входит в судебную систему, а ее статус подробно регулируется Органическим законом о Палате правосудия Республики 1993 г.

Согласно ч. 1 ст. 68−2 Конституции Палата состоит из 15 судей; 12 парламентариев, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом после полного или частичного обновления этих палат, и трех судей Кассационного суда, один из которых председательствует в Палате (ст. 68−1, 68−2).

Конституционная формула

Статья 68−1

Члены Правительства несут ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, квалифицируемые в момент их совершения как преступления или деликты.

Они подлежат суду Палаты правосудия Республики.

Палата правосудия Республики выносит свои решения в соответствии с законодательством, устанавливающим наказание за совершенные преступления и деликты.

Статья 68−2

Любое лицо, пострадавшее от преступления или деликта, совершенного членом Правительства при осуществлении им своих обязанностей, может обратиться с ходатайством в комиссию по жалобам.

Эта комиссия принимает решение либо о возбуждении судебной процедуры, либо передает жалобу Генеральному прокурору при Кассационном суде для последующего представления дела на рассмотрение в Палату правосудия Республики.

Генеральный прокурор при Кассационном суде может также официально обратиться по поводу соответствующего заключения комиссии по жалобам в Палату правосудия Республики.

Органический закон определяет условия применения настоящей статьи.

Независимо от системы общих судов, возглавляемой Кассационным судом, существует самостоятельная система органов административной юстиции. В них рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет систему административной юстиции Государственный совет, который одновременно является органом государственного управления — консультативным учреждением при правительстве. В составе Государственного совета есть секция по рассмотрению споров (в ней около 30 членов), в свою очередь состоящая из девяти подсекций. В них от имени Государственного совета рассматриваются кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих органов административной юстиции. Секция Государственного совета рассматривает по первой инстанции жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др.

Основную массу жалоб на действия и акты органов управления и должностных лиц по первой инстанции рассматривают административные трибуналы (их насчитывается 25), округа которых охватывают территории нескольких департаментов (от двух до семи). Административный трибунал состоит из председателя и трех-четырех членов. В 1987 г. были созданы пять административных апелляционных судов (с большими округами, разделившими всю территорию страны) в качестве промежуточной инстанции, куда отныне поступают апелляционные жалобы на решения административных трибуналов, за исключением некоторых категорий дел, по-прежнему обжалуемых непосредственно в Государственный совет. На решения административных апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы в Государственный совет[1].

По своему смыслу к разд. VIII (о судебной власти) примыкает разд. VII, посвященный Конституционному совету.

Конституционный совет Французской Республики был учрежден Конституцией Пятой республики 4 октября 1958 г. Он является квазисудебным органом и не считается высшей судебной инстанцией. Конституционный совет состоит из девяти членов. Состав Совета обновляется на одну треть каждые три года. Но три члена Совета назначаются соответственно президентом, председателем Национального собрания и председателем сената. Бывшие президенты Республики пожизненно по праву входят в состав Конституционного совета, если они не занимают должность, несовместимую с мандатом члена Конституционного совета.

Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа назначенных им членов.

Срок полномочий членов Конституционного совета составляет девять лет; эти полномочия не подлежат возобновлению.

Перед вступлением в должность члены Конституционного совета приводятся к присяге Президентом Республики.

Конституционная формула

Статья 57

Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента. Другие случаи несовместимости устанавливаются органическим законом.

Статья 58

Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента Республики.

Он рассматривает протесты и объявляет результаты голосования.

Статья 59

Конституционный совет выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если результаты их выборов оспариваются.

Статья 60

Конституционный совет осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

Статья 61

Органические законы до их промульгации и регламенты палат Парламента до их применения должны быть представлены в Конституционный совет, который высказывается об их соответствии Конституции.

С этой целью законы до их промульгации могут быть переданы в Конституционный совет Президентом Республики, Премьер-министром председателем Национального собрания, председателем Сената, шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами.

В случаях, предусмотренных двумя предыдущими абзацами. Конституционный совет должен вынести решение в месячный срок. Однако по требованию Правительства, в случае срочности вопроса, этот срок сокращается до восьми дней.

В этих случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает течение срока промульгации.

Статья 62

Положение, объявленное неконституционным, не может быть ни промульгировано, ни применено.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для публичных властей и для всех административных и судебных органов.

Статья 63

Органический закон определяет порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую им, в частности сроки обращения в него с протестами.

При назначении членов Конституционного совета отсутствуют ограничения по возрасту или профессии. Обязанности членов Конституционного совета несовместимы с обязанностями члена правительства, парламента, Европейского парламента или Экономического и социального совета. В период выполнения своих обязанностей члены Совета не могут назначаться на государственный посты и не вправе принимать по своему выбору предложенное им продвижение, но государственной службе. Члены Конституционного совета могут сами принимать решение о прекращении своих полномочий. Они могут быть также объявлены смещенными со своих постов в случае несовместимости занимаемой должности или постоянной физической неспособности исполнять свои обязанности, констатированной Конституционным советом.

Конституционный совет является постоянно действующим судебным органом, сессии которого проводятся по мере поступления дел. Его работа организуется в виде пленарных заседаний, на которых принимаются решения Совета. Заседания Совета проводятся при наличии не менее семи членов Совета.

В случае споров по вопросам о выборах проводится расследование, которое поручается одной из трех секций в составе трех членов, назначенных путем жеребьевки.

Судопроизводство ведется в письменной форме и является состязательным, кроме случаев принятия дела к производству в обязательном порядке. Практики подачи особых мнений нс существует. Не подлежат оглашению результаты обсуждения в совещательной комнате и результаты голосования по рассмотренным вопросам.

Совет имеет свой аппарат. Генеральный секретарь, назначаемый декретом Президента Республики, руководит административными службами и правовой службой. В составе последней работают сотрудники парламентских структур, судьи судов общей юрисдикции и административной юстиции, а также ученые университетов.

Конституционный совет пользуется полной финансовой самостоятельностью, председатель Совета определяет смету расходов Совета, его требования вносятся в проект бюджета отдельной строкой.

Компетенция Конституционного совета включает две основные функции: юрисдикционного контроля и консультативную.

Юрисдикционный контроль включает в себя:

а) абстрактный контроль соответствия Конституции Франции нормативных актов и международных договоров. Контроль осуществляется после голосования в парламенте, но до промульгации закона, ратификации или одобрения международного договора и вступления в силу регламентов палат парламента.

Обязательный контроль осуществляется в отношении органических законов и регламентов палат парламента. Факультативному контролю подвергаются обычные законы и международные договоры. Правом обращения в Совет по этому поводу обладают президент, премьер-министр, председатели Национального собрания и сената, а также 60 депутатов и 60 сенаторов;

б) рассмотрение споров, возникающих по результатам референдумов и выборов.

Конституционный совет выносит решения о законности избрания президента и проведенного референдума, результаты которого он провозглашает. Совет дает оценку законности парламентских выборов, соблюдения условий выборности и совместимости выборных постов с иными должностями.

Совет также следит за законностью и обоснованностью финансовых ассигнований на проведение избирательных кампаний.

Второй важной функцией Конституционного совета является консультативная функция. Совет составляет заключения по официальным запросам главы государства в тех случаях, когда речь идет о применении ст. 16 Конституции (о чрезвычайных полномочиях президента) и о принимаемых президентом на ее основе решениях.

В свою очередь правительство консультируется с Конституционным советом по вопросам конституционности нормативных актов, касающихся порядка голосования на президентских выборах и референдумах.

Решения Конституционного совета имеют обязательную силу для всех исполнительно-распорядительных и судебных органов и не подлежат обжалованию. Исправлению подлежат только технические ошибки.

Решения по вопросам о соответствии правовых актов Конституции ведут к изменению акта, но не к его отмене, поскольку замечания Совета делаются до промульгации закона и до ратификации международного договора. Последствия решений Совета по избирательным спорам бывают различными и могут предусматривать как аннулирование избирательных бюллетеней, так и отмену самих выборов, включая объявление того или иного кандидата неизбранным или подлежащим отстранению от выборной должности.

Стороны уведомляются о принятых решениях, а сами решения публикуются в ежегодном сборнике решений. В официальном вестнике публикуются решения Совета, касающиеся парламентской деятельности.

  • [1] См.: Франция. Конституция и законодательные акты: пер. с фр. М.: 1989; Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994; Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой