Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы, виды и подвиды нормативно-правовых предписаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По территориальной сфере действия различают нормативноправовые предписания общероссийского, регионального, ограниченного (Крайний Север), местного (имеют силу на территории административного района) и локального (действуют на территории определенного учреждения) характера. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федеральные… Читать ещё >

Типы, виды и подвиды нормативно-правовых предписаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют разнообразные типы нормативно-правовых предписаний.

  • 1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нормативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характеристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т. п.).
  • 2. По предмету воздействия можно различать предписания, регулирующие имущественные отношения, личные неимущественные и иные отношения.

Здесь же можно, видимо, говорить о нормативно-правовых предписаниях, действующих, например, в сфере промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и иных сферах жизнедеятельности общества.

3. В зависимости от способов юридического воздействия нормативно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

Управомочивающие нормативно-правовые предписания предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Обязывающие — требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Запрещающие предписывают воздержание от совершения запрещенных ими действий. Поощряющие предписания стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования. Рекомендующие предписания содержат советы и рекомендации наиболее целесообразного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

  • 4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нормативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отвечают на вопрос «Что нужно (не нужно) делать?», вторые — «Как?», «Каким образом?» Указанные предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.
  • 5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие) и охранительные (правовосстановительные, карательные).
  • 6. По категоричности сформулированных требований (правил, велений) предписания бывают императивными и диспозитивными. В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения. Например, в ст. 17 Конституции Бельгии установлено: «Наказание конфискацией имущества не может быть установлено».

В диспозитивных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения. «Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, — отмечается в п. 2 ст. 682 ГК РФ 1994 г., — за исключением случаев, предусмотренных законом или договором».

  • 7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федеральные органы и субъекты федерации, представительные и исполнительные органы, государственные учреждения и органы местного самоуправления.
  • 8. По форме закрепления различают нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах (законах, постановлениях) и договорах, судебных прецедентах и смешанных правовых актах.
  • 9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в федеральных законах, обладают наибольшей юридической силой, чем в указах Президента РФ.
  • 10. По срокам действия нормативно-правовые предписания бывают постоянными и временными.
  • 11. Нормативные предписания могут быть адресованы юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.
  • 12. По территориальной сфере действия различают нормативноправовые предписания общероссийского, регионального, ограниченного (Крайний Север), местного (имеют силу на территории административного района) и локального (действуют на территории определенного учреждения) характера.
  • 13. Принципиальное значение имеет выделение норм права и нестандартных нормативно-правовых предписаний, к рассмотрению которых мы и переходим.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой