Анализ внутренней среды предприятия
Как видно на рис. 1, к элементам внутренней среды организации принято относить ее цели, задачи, организационную структуру, технологию и кадры. Как и в случае с внешней средой, исследование внутренних факторов можно провести, изучая каждый из названных элементов. Однако в современном менеджменте более распространен другой способ анализа, который подразумевает выделение внутри организации… Читать ещё >
Анализ внутренней среды предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как видно на рис. 1, к элементам внутренней среды организации принято относить ее цели, задачи, организационную структуру, технологию и кадры. Как и в случае с внешней средой, исследование внутренних факторов можно провести, изучая каждый из названных элементов. Однако в современном менеджменте более распространен другой способ анализа, который подразумевает выделение внутри организации функциональных подсистем — маркетинговой, финансовой, организационной, производственной, кадровой — и поиск «узких мест» в этих сферах. Изучение базовых элементов внутренней среды (целей, задач, структуры и т. д.) при этом автоматически включается в процесс изучения названных функциональных срезов.
При исследовании кадровой подсистемы анализируются процессы взаимодействия менеджеров и рабочих; найма, обучения и продвижения кадров; оценки результатов труда и стимулирования; создания и поддержания отношений между работниками.
Организационный срез включает структуру предприятия; коммуникационные процессы; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В процессе анализа производства изучаются технология изготовления продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление НИОКР.
Рассмотрение маркетинговой подсистемы подразумевает анализ стратегий ценообразования и продвижения продукта на рынке; изучение рынков сбыта, систем распределения и т. д.
Финансовый анализ включает изучение основных экономических показателей деятельности организации.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться изучению в процессе анализа.
Отметим, что именно в рамках исследования внутренней среды предприятия осуществляется основной поиск резервов повышения эффективности, так как формирование и изменение ее элементов (в отличие от большинства факторов окружения организации) чаще всего является результатом управленческих решений. Стиль и методы управления определяют все внутренние переменные предприятия: организационную структуру, кадровую политику, оперативное планирование и контроль, систему финансирования и отчетности и т. п. В связи с этим становится понятно, что, неся на себе ответственность за эффективное использование ресурсов организации, менеджмент играет особую роль в процессе повышения результативности.