Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное удовольствие. 
Психология, психотерапия и социальная педагогика а. Адлера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом индивид создает также идеальный образ себя. Таким образом, переживание ощущения неполноценности и ощущения власти осуществляется в форме сложной социальной конструкции, социальных диалогов, интроецированных сознанием индивида. Чтобы ощутить удовольствие или неудовольствие, необходимо, чтобы сработал внутренний социально-психологический механизм самосознания индивида, его индивидуальная… Читать ещё >

Социальное удовольствие. Психология, психотерапия и социальная педагогика а. Адлера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычно основной мотив развития личности в учении Адлера видят в стремлении к власти, хотя, казалось бы, что реакцией на неполноценность просто должно быть стремление к полноценности. И тут нам важно понять, как полноценность интерпретируется и понимается ребенком. Адлер объясняет, что ребенком неполноценность понимается как слабость, а полноценность — как сила и власть. Очевидно, нс просто понимается непосредственно, а также отображается сразу в рефлексивных категориях, в категориях обязательно ценностных, идеологизированных, в категориях отношений. Эти идеи будут в дальнейшем активно разрабатываться как в самом психоанализе, так и в социальной академической психологии. Таким образом, Адлер впервые активно вводит социальное объяснение поведения. Так, он говорит, что чувство неполноценности создает социальное окружение ребенка. Именно взрослые своим отношением к ребенку создают у него чувство неполноценности. Адлер утверждает, что чувство неполноценности — это определенная реакция сознания ребенка на действия его ближайшего окружения. Более того, это определенная целостная реакция индивида на его социальную оценку другими людьми, оценку прямую или косвенную. Откуда же возникает эта целостность? Во-первых, от осознания ребенком определенной структурности и систематичности воздействия на него социального окружения. И во-вторых, целостная реакция появляется, потому что влияние на него окружения осуществляется как подавление (проявление власти окружения над ребенком) и самим ребенком осознается как проявление власти взрослых по отношению к нему. Проявление власти же ассоциируется с проявлением.

Я и его характера и осознается как важнейший аспект личности. Точно так же реагирует на ощущение неполноценности и ребенок — реакцией эмансипации и власти. Поскольку ребенок вынужден терпеть подавление и неполноценность, постольку его тайной целью всегда будет приобретение власти. Оставаясь на этой точке зрения, следует предположить, что наша психика интерактивна, диалогична и в ней всегда свернута наша прошлая жизнь в виде социальных оценок нашего поведения и личности и соответствующих личностных реакций на эти оценки. Но этот диалог, согласно Адлеру, окрашен отношениями чувства неполноценности и стремления к власти со всеми возможными их оттенками. Действительно, отношения взрослого и ребенка (по крайней мерс, в той социальной ситуации, которую изучал Адлер) окрашены отношениями власти и подчинения. Потом эти отношения переносятся и во взрослую жизнь. Видя в этом фундаментальную проблему развития индивида, Адлер всю жизнь боролся за изменение отношения родителей к детям.

Адлер не возражает Фрейду по поводу раннего формирования личности ребенка. Он тоже считает, что именно в детстве формируются различные предрасположенности ребенка. Только Адлер рассматривает их под другим углом зрения. Например, он говорит о том, что в детстве формируется «цель жизни» индивида или жизненный «прототип», смысл которых состоит в изобретении ребенком средств достижения полноценности. Эту линию анализа личности продолжит последующая постфрейдовская психотерапия, например трансактный анализ. Но следует помнить, что такие исследования исторически являются продолжением адлеровской линии анализа. Хотя Адлер многое в достижениях психоанализа и упускает, кое-то упрощает, но одновременно делает и ряд открытий. Например, как мы уже видели, он пишет о том, что сексуальное поведение может иметь только знаковый характер, т. е. имеет часто не биологическое значение, а сугубо социальное. Так, опираясь на свои наблюдения, Адлер полагает, что сексуальные отношения часто обретают значение достижения власти над другим человеком. И эта власть означает полноценность личности, скажем, в качестве мужчины. И конечно же, эта полноценность должна быть осуществлена в глазах других людей, чтобы стать значимой для самого индивида. Эта стратегия поведения понятна, потому что, в сущности, полноценность — это полноценность перед другим человеком, полноценность в глазах другого, потому что сама идея неполноценности или полноценности диалогична. Нужен другой человек, который наблюдает, другой человек, с которым должно произойти сравнение.

Итак, еще раз зададимся вопросом: почему же полноценность у Адлера отождествляется с идеей власти? Одной из причин этого является тот факт, что, согласно Адлеру, ощущение власти и могущества дает ощущение удовольствия. Неполноценность же означает для Адлера соответственно слабость и неудовольствие, которые индивид пытается избежать. Поэтому человек стремится к ощущению удовольствия, т. е. к ощущению силы, власти и могущества.

Таким образом, Адлер как бы дублирует Фрейда, но на другом материале и прибегая к иным понятиям. Но что же первично — ощущение неполноценности или стремление к власти (ощущение боли, неудовольствия или стремление к удовольствию)? Логически вроде бы именно из чувства неполноценности должно рождаться стремление к власти. В других работах, особенно в более поздний период, Адлер говорит также и о стремлении к власти как некотором исходном побуждении. Но чаще он рассматривает чувство неполноценности и стремление к власти как взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия.

В чем же различие здесь мышления Фрейда и мышления Адлера? Ощущение слабости осмыслено так или иначе определенной социальной ситуацией. То же самое мы можем сказать и об ощущении власти, за которым стоят восхищенные взгляды других или, напротив, страх и опасение окружающих, которые и создают настоящее ощущение власти, удовольствие от этого ощущения и чувство собственной полноценности. И эта демонстрация своего могущества индивидом является специфическим ответом определенному социальному окружению. А точнее, кому-то из социального окружения, человеку из его детства, породившему у него чувство неполноценности. Теперь у индивида этот образ другого (других) включен в собственный внутренний мир, интроецирован, и он проецирует его на нынешнее свое социальное окружение.

При этом индивид создает также идеальный образ себя. Таким образом, переживание ощущения неполноценности и ощущения власти осуществляется в форме сложной социальной конструкции, социальных диалогов, интроецированных сознанием индивида. Чтобы ощутить удовольствие или неудовольствие, необходимо, чтобы сработал внутренний социально-психологический механизм самосознания индивида, его индивидуальная психотехника (имеющая социальное происхождение), которая и производит удовольствие и неудовольствие. Поэтому, в отличие от Фрейда, у Адлера удовольствие и неудовольствие имеют социальную природу. Это всегда социальные и производимые посредством внутренних диалогов состояния. Поэтому всякое удовольствие — это социальное удовольствие. Так Адлер возражает против натурализма Фрейда. Но при этом Адлер восстанавливает до сих пор скрытые социокультурные условия возможности концепций удовольствия (например, концепции удовольствия Фрейда) и культурные условия и границы их истинности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой