Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Способы словообразования. 
Введение в языкознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лексико-синтаксический способ, заключающийся в создании нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов (ср. рус. тот час > тотчас, сего дня > сегодня; франц. bonne homme > bonhomme). Сращения отличаются от сложений тем, что во всех своих формах они тождественны словосочетаниям, на базе которых они возникли, но в отличие от словосочетаний они имеют единое ударение… Читать ещё >

Способы словообразования. Введение в языкознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Словообразование (или деривация < лат. derivatio ‘отведение') — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям. Словообразование отличается от формообразования, и отличие это носит принципиальный характер: если формообразование связывает формы одного и того же слова, нс меняя его значения (ср. рус. читать — читал: суффиксл не меняет лексического значения слова), то словообразование связывает слова с разными значениями (ср. рус. читать — читатель: суффикс -тель формирует новое значение слова — ‘лицо, производящее действие'), поэтому словообразование обращено не только к грамматике, но и к лексике: в словообразовании находят отражение изменения в словарном составе языка.

В языках мира существует несколько способов словообразования, причем степень их продуктивности различна. Среди них выделяются:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам, т. е. это словопроизводство в полном смысле этого слова, поэтому морфологический способ является наиболее действенным средством обогащения словарного состава языка. Он включает в себя аффиксацию, сложение и безаффиксный способ словообразования.

Аффиксация — это создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов. В зависимости от того, какие формоили словообразовательные аффиксы участвуют в образовании слова и как они присоединяются к производящей основе (слову), в аффиксации выделяются: суффиксальный способ словообразования, т. е. образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящей основе или слову суффикса (ср. рус. молод-ость, сильн-ее, сын-ок; франц. blanch-eur, dent-iste); префиксальный: образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящему слову префикса (ср. рус. пра-родина, пре-забавный', франц. marche — de-marche); ностфиксальный: образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящему слову постфикса (ср. рус. стричъ-ся, читай-те); смешанно-аффиксальный способ: суффиксально-префиксальный: образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову суффикса и префикса (ср. рус. па-сын-ок); префиксально-постфиксальный способ: образование нового слова путем одновременного присоединения к производящему слову префикса и постфикса (ср. рус. раз-бежать-ся)', суффиксалыю-постфиксальный: образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса (ср. рус. горд-и-тъ-ся)', префиксально-суффиксалыю-постфиксальный способ: образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе префикса, суффикса и постфикса (ср. рус. за-блуд-и-ть-ся).

Безаффиксный способ словообразования (или способ нулевой аффиксации) — это создание нового слова на базе производящей основы без участия аффикса, т. е. производящая основа сама становится основой нового слова (ср. рус. удалой — удаль, синий — синь), отсутствие в этих словах материально выраженного аффикса является также деривационно значимым (ср. прогулять — прогул-0−0: первый 0 — нулевой суффикс, а второй 0 — нулевое окончание).

Сложение — образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ (ср. рус. лес-о-степь). Особенно продуктивен этот способ словообразования был в санскрите (например, основа go- ‘корова, бык' была представлена в классическом санскрите в десятках сложных слов, ср. gopas ‘пастух', gopatis ‘хозяин стада', gopalas ‘царь, правитель'). Высокая степень продуктивности словосложения наблюдалась и в древнегреческом языке, благодаря чему сложение стало продуктивным способом создания европейских интернациональных научных терминов (ср. интернационализмы, пришедшие из греческого языка: hordskopos ‘гороскоп' < horn ‘время' и skopeo ‘смотрю'; hippodromes ‘ипподром' < hippos ‘конь' и dromos ‘бег, состязание'). Среди европейских языков этот способ словообразования особенно продуктивен в немецком языке (ср. Bildhauer ‘скульптор' и Bildhauerkunst ‘скульптура'). Словосложение играет важную роль и в языках изолирующего типа, например, в китайском, где этот способ словообразования является господствующим. Поскольку корень слова здесь всегда совпадает со слогом, а аффиксация практически не развита, то образование нового слова происходит путем словосложения (например, корень линь имеет значение ‘лес', присоединение к нему других корней создает новые слова: сяолииъ ‘роща', где сяо ‘молодой, маленький', милинъ ‘чаща', где ми ‘густой').

В зависимости от того, как происходит сложение, какие типы основ в нем участвуют, различают чистое сложение: образование нового слова путем объединения двух или более полных основ (ср. рус. пар-о-ход); сложно-суффиксальный способ: образование нового слова путем объединения двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы (ср. рус. редк-о-лес-j-e); аббревиацию: образование нового слова путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание (ср. рус. продмаг, вуз). В разговорном языке иод влиянием аббревиации часто используется еще один способ словообразования — усечение производящей основы по аббревиатурному способу (ср. рус. заведующий — зав, магнитофон — маг; франц. laho < laboratoire, ha с < hacalaureat);

  • 2) семантический, или лексико-семантический, способ словообразования, заключающийся в создании нового слова путем расщепления старого на два или более омонима (ср. рус. лайка ‘порода собак' и лайка ‘вид кожи');
  • 3) конверсия (< лат. conversio ‘превращение'), или морфолого-синтаксический, способ словообразования: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую (ср. рус. рабочий, весной; франц. pansien ‘парижский', ип parisien ‘парижанин'). Слово при этом приобретает новые грамматические признаки. Особенно продуктивен этот способ словообразования в английском языке, где путем конверсии можно образовать существительное практически от любого глагола и наоборот (ср. sleep ‘спать' и sleep ‘сон'; look ‘смотреть' и look ‘взгляд'); это связано с тем, что в английском языке слабо выражены морфологические показатели частей речи: в нем по существу отсутствуют флексии, разграничивающие части речи; части речи формально вообще не различаются или различаются по закрепленным за ними словообразовательным аффиксам. Эта особенность английского языка способствует активному использованию в нем именно конверсии, при помощи которой пополняется словарный состав языка[1];
  • 4) лексико-синтаксический способ, заключающийся в создании нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов (ср. рус. тот час > тотчас, сего дня > сегодня; франц. bonne homme > bonhomme). Сращения отличаются от сложений тем, что во всех своих формах они тождественны словосочетаниям, на базе которых они возникли, но в отличие от словосочетаний они имеют единое ударение, закрепленный порядок частей и ограниченную сочетаемость с существительными.
  • [1] Камчатное А. М. у Николипа //. А.

    Введение

    в языкознание. М., 2001. С. 107.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой