Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ дСтского Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ этапы (стадии) становлСния ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ трСбованиям соврСмСнной ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии. Они ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ спСцифику Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСской) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π½Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ двиТСния ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρƒ. Вакая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΠ· ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ состояния… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ дСтского Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ДСтскиС ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ СстСствСнным ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ· Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… внСшними ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ класс, ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΎΠΊ, спортивная сСкция ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Π°, отряд Π² Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΌ Π»Π°Π³Π΅Ρ€Π΅. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ это происходит Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ процСссом коллСктивообразования.

Для формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС аспСкты развития ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ основы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСского управлСния этим процСссом.

А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ выдСлял ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ основныС стадии развития ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, каТдая ΠΈΡ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою характСристику ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ становлСния. Они ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ стадии ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ стадии Π΅Π³ΠΎ развития.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ стадия — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии:

  • — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ направляСт свою Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π΅Π³ΠΎ становлСниС Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ выдвиТСния личностно ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ясных ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»;
  • — Ρ„ормируСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… рСбят, Ρ‚Π΅Ρ…, ΠΊΡ‚ΠΎ сразу ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ трСбования воспитатСля;
  • — ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСтся ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ содСрТания Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ возмоТностСй ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсов Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π΅Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ;
  • — ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся совмСстная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ своих обязанностСй;
  • — Ρ‡Π»Π΅Π½Ρ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° учатся ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΎΠ½ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊΠ° воспитатСля.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡΠΌΠΈ становлСния ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ стадии ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, общая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, общая организация ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Π», Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ².

Вторая стадия — ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ, достиТСниС качСствСнно Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ состояния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии:

  • — Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитатСля Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡;
  • — ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся дальнСйшая Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ: увСличиваСтся Π΅Π³ΠΎ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ привлСчСния пассивных ΠΊ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡŽ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΏΠΎΠ΄ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ направлСния Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ организаторской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ качСства личности Ρƒ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°;
  • — Ρ„ормируСтся Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ общСствСнноС ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅;
  • — Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ся ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ;
  • — ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π΅Ρ‚ся ядро ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈΠ· Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ трСбования воспитатСля, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ свои трСбования ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ рСбятам Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅;
  • — ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ся Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, интСнсивно Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ мСТличностныС, друТСскиС связи, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡΠΌΠΈ становлСния ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ стадии являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ² ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ свои, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для Π½ΠΈΡ… ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ личностный смысл. Π§Π»Π΅Π½Ρ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° становятся ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ воспитанников, влияниС Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° усиливаСтся.

РазвиваСтся самоуправлСниС ΠΈ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ отвСтствСнной зависимости ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ воспитанниками. ЀормируСтся Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ общСствСнноС ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅. АтмосфСра Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ сСбя Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ стадия — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ся. Она ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ содСрТаниС ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ проявляСтся Π² ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅ воспитатСля Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π½Π΅ ΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Он Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянном ростС, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ.

Для этой стадии Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ:

  • — Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ трСбования ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, цСнности Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹;
  • — Ρ‚рСбования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ самим ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌ. А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, «ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² сбился Π² ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠ½Π΅ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° воспитатСля становится матСматичСски Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ»[1];
  • — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ общСствСнноС ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅;
  • — Π²ΡΠ΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° достаточно ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ.

Вопросам раскрытия Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития дСтского сообщСства ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΄ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° посвящСны ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ соврСмСнных ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ…. Π›ΡŒΠ²ΠΎΠΌ Π˜Π»ΡŒΠΈΡ‡ΠΎΠΌ Уманским (1921 — 1983), Артуром Π’Π»Π°Π΄ΠΈΠΌΠΈΡ‚Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΌ (1924−2006) ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌΠΈ[2] ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ развития ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ направлСнности построСна ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ иСрархия Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-Π°Π½Ρ‚ΠΈΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² — это Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° внутригрупповая Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ своСй Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ («ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠΈ Π² Π±Π°Π½ΠΊΠ΅»). Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Ρ†Π°Ρ€ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ внутригрупповая антипатия, ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Π°Ρ травля слабого. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ явлСниС ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ стадии развития ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π² Π½Π΅ΠΌ Π½Π΅Ρ‚ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ядра, ΠΈΠΌ Π½Π΅ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ся Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠΈ прСдоставлСны сами сСбС. Π”Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π±Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ наносит Ρ‚ΡΠΆΠ΅Π»ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ психикС.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-ΠΊΠΎΠ½Π³Π»ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ (диффузная Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°) — случайно ΡΠΎΠ±Ρ€Π°Π²ΡˆΠ°ΡΡΡ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, пассаТиры автобуса, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Π² Π±ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ кассС). На ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ формируСтся объСдинСниС Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… людСй, ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ вмСстС ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎ врСмя. Вакая Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈ Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°. Π“ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠΌ влиянии Π΅Π΅ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ…одится.

Номинальная Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° — Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ (ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ, стадия) формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΌΠ°Π»ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΅ΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ класс, Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ созданный ΠΈΠ· ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΡ… ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… школ, воспитанники Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ дСтского ΠΎΠ·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ лагСря). НаличиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ объСдинСния ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΎ влияниС ΠΌΠΈΠ·Π΅Ρ€Π½ΠΎ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ. Π˜Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ носят внСшний, ситуативный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ состояниС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ являСтся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ развития.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-ассоциация — пСрвая ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ (стадия) развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρƒ. На Π½Π΅ΠΉ начинаСтся Сдиная ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ростки Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ивообразования: принятиС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, трСбования ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ²; происходят измСнСния Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ взаимодСйствия ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΡ, Ссли Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚, Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΡ…раняСтся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-коопСрация — вторая ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Она отличаСтся Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ структурой, высоким ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ подготовлСнности ΠΈ ΡΠΎΡ‚рудничСства. Π•Π΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ носят сугубо Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ высокого Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° Π² Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-автономия — Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ ступСни проявляСтся Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ Сдинство Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Однако Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ стадии Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅Π³ΠΎ обособлСния ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ-ΠΊΠΎΡ€ΠΏΠΎΡ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ эгоизм, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ развития, ΠΊ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ости, ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… интСрСсах, ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ всСм ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°-ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² — складываниС Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии наряду с Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ сплочСнности Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ связи, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ коллСктивистская Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π²ΡΠ΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ особСнности.

Π£ Π²ΡΠ΅Ρ… этих Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ. Но ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ — ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ этапы (стадии) становлСния ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ трСбованиям соврСмСнной ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии. Они ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ спСцифику Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСской) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π½Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ двиТСния ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρƒ. Вакая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΠ· ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ состояния Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅, ΠΈ ΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ процСсс Π½Π° Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ стадии развития ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ стадий позволяСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… находится Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎ, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ мСсто ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚.

ОсобСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΡΠ»Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ развития дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ Π½Π΅ΠΌ это Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ планируСтся ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся взрослыми (ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΅Π³ΠΎ нСпосрСдствСнными воспитатСлями).

Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, поступая Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, становится Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, благодаря Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎ Π²Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ, сСкции. Π‘ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ становятся ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΎΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΉ формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°.

Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ стрСмится ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ (ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅) ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, эффСктивно ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π² Π½Π΅ΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ мСсто. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ситуации ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ, Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ повСдСния ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² Π½Π΅ΠΉ. Как Ρ‡Π»Π΅Π½Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΅ΠΌΡƒ приходится ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Π½Π΅ΠΉ слоТились. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ случаС ΠΎΠ½ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ с Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ, формируя ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚, вслСдствиС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½ Π»ΠΈΠ±ΠΎ всС-Ρ‚Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ эти трСбования, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅. Но ΡΡ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ всСгда пассивно ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΌΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ. Π•Π³ΠΎ своСобразиС проявляСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, приспособлСния ΠΊ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΈ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ самоизмСиСшпо, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ измСнСнию Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

  • [1] ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ А. Π‘. Π£ΠΊΠ°Π·. соч. Π’. 4. Π‘. 151−153.
  • [2] Π€Ρ€ΠΈΠ΄ΠΌΠ°Π½ Π›. М., Π’ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² К. Н. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ. М.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 1985. Π‘. 201−202.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ