Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тарифные методы регулирования международной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная… Читать ещё >

Тарифные методы регулирования международной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущих главах было показано, насколько выгодно странам участвовать в свободной торговле. Доказать обратное невозможно, так как существует огромное количество фактов, подтверждающих эффективность такого режима торговли. Получение же максимальной взаимной выгоды от свободной торговли предполагает, что движение товаров через государственные границы будет происходить без какого-либо вмешательства правительств соответствующих стран в этот процесс.

Тем не менее, вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых наряду с ограничениями свободы торговли являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или (и) защита национальных (отечественных) производителей.

Ключевые термины:

торговая политика; протекционизм; тарифные методы регулирования; таможенный тариф; таможенная пошлина; адвалорная пошлина; специализированная пошлина; смешанная пошлина; номинальный и фактический уровень защиты; тарифная эскалация; малая страна; большая страна; излишек производителя; излишек потребителя; таможенный союз; антидемпинговая защита; оптимальный тариф.

Виды тарифов

¦ Тариф — это налог или таможенная пошлина, взимающаяся с товара, который пересекает государственную границу[1].

Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Они разделяются прежде всего на: импортные, экспортные, транзитные.

Налогообложение ввозимых в страну товаров импортными пошлинами встречается наиболее часто — это главное средство национального протекционизма.

Реже встречается экспортная пошлина — налог, взимаемый с экспортируемых товаров. Экспортная пошлина чаще всего вводится странами, экспортирующими основной[2] товар: либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. Например, вывоз риса облагается налогом в Таиланде и Бирме, какао — в Гане, кофе — в Бразилии. В развитых рыночных странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США, например, даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и в настоящее время практически не применяются.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в форме адвалорной, специфической и смешанной пошлины.

¦ Адвалорная (лат. ad valorem — по стоимости) пошлина — это пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости импортируемого или экспортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара Pd составит.

Тарифные методы регулирования международной торговли.

где Pw — таможенная стоимость товара; TAV — ставка адвалорного тарифа.

¦ Специфическая пошлина — это налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую импортируемую или экспортируемую единицу товара, единицу измерения (количество, вес, площадь, объем).

Внутренняя цена импортного товара после обложения специфическим тарифом равна.

Тарифные методы регулирования международной торговли.

где Тарифные методы регулирования международной торговли. - ставка специфического тарифа.

¦ Смешанная пошлина — это объединение адвалорного и специфического налогов.

При выборе того или иного вида таможенной пошлины необходимо учитывать следующие основные различия между ними.

  • 1. Для недорогого импортируемого товара адвалорная пошлина является более обоснованной, чем специфическая. Предположим, что каждый автомобиль, импортируемый в условную страну «Дагония», облагается единым специфическим налогом в размере 1000 USD. Это соответствует 10% адвалорного налога для автомобиля «Тойота» стоимостью 10 000 USD, но только 2% адвалорного налога для «Мерседеса» стоимостью 50 000 USD. Таким образом, специфическая пошлина регрессивна: чем выше цена на товар, облагающийся налогом, тем меньше размер самого налога (в относительном измерении).
  • 2. Уровень защиты, обеспечиваемый с помощью специфического тарифа, снижается в период инфляции (повышения цен) и увеличивается в период дефляции (падения цен), оставаясь постоянным и в том и в другом случаях для адвалорной пошлины.
  • 3. Специфическая пошлина очень проста в применении, тогда как адвалорная может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара в целях обложения налогом не всегда объективен и прежде всего из-за неформализованности процедуры установления типа (вида) цены, по которой величина таможенной стоимости рассчитывается. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ[3], включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы — членах Европейского союза определяется на базе цены СИФ[4], включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5−7%.

Россия в вопросе определения таможенной стоимости товаров занимает позиции, близкие позициям западноевропейских стран.

4. Таможенные пошлины могут начисляться как с цены, указанной в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичный товар продается на мировом (или даже внутреннем) рынке. Могут использоваться и другие методы определения таможенной стоимости товаров. В результате экспортер зачастую не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет применяться в данном конкретном случае и, следовательно, не может заранее определить конечную цену продаваемого товара.

Необходимо отметить, что в практике таможенной службы стран используются все рассмотренные виды таможенных пошлин. Соединенные Штаты Америки, например, используют как адвалорную, так и специфическую пошлины (приблизительно с одинаковой частотой), а европейские страны (в том числе и Российская Федерация) вводят в основном адвалорные налоги. Особенно широкое распространение адвалорные пошлины получили после Второй мировой войны, когда во всем мире стала наблюдаться тенденция повышения цен, обусловленная инфляционными процессами. В настоящее время на их долю приходится от 70 до 80% от всех таможенных пошлин.

  • [1] Под тарифом иногда понимается систематизированный по группам товаров перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары.
  • [2] Основным здесь считается товар, на производство и экспорт которого преимущественно и традиционно ориентирована национальная экономика с целью обеспечения своей стране ведущих позиций на мировом рынке данного товара.
  • [3] FOB — free on board — свободно на борту.
  • [4] CIF — cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой