Практическое занятие II по теме: Этнические и культурные особенности взаимодействия преподавателя и студента
Преподаватель зачитывает инструкцию: сначала в колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «О» — напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке «Б» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает… Читать ещё >
Практическое занятие II по теме: Этнические и культурные особенности взаимодействия преподавателя и студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тест на толерантность.
Студентам предлагается заполнить тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко. Время заполнения — 15 мин.
Участники практикума напротив каждой из зачитываемых педагогом фраз ставят цифру от 0 до 3 в зависимости от того, насколько данное утверждение совпадает с их личным мнением.
- 0 — совсем неверно;
- 1 — чаще не верно;
- 2 — чаще верно;
- 3 — всегда верно.
Необходимо акцентировать внимание студентов на том, что нет правильных или неправильных утверждений и отвечать нужно максимально искренне.
- 1. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
- 2. Шумные игры переношу с трудом.
- 3. Яркие личности действуют на меня отрицательно.
- 4. Безупречный человек — настораживает.
- 5. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
- 6. Меня раздражают любители поговорить.
- 7. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу.
- 8. Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям.
- 9. Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня.
- 10. Мне не симпатичны молодежь, прически, мода.
- 11. «Новые русские» (бескультурье, рвачество).
- 12. Представители некоторых национальностей.
- 13. Тип мужчины (женщины).
- 14. Одногруппники с низким уровнем успеваемости.
- 15. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
- 16. Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен.
- 17. Раздражают те, кто в споре стоит на своем.
- 18. Неприятны самоуверенные люди.
- 19. Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте, в очереди.
- 20. Имею привычку поучать окружающих.
- 21. Невоспитанные люди возмущают меня.
- 22. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать когонибудь.
- 23. По привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
- 24. Люблю командовать близкими.
- 25. Меня раздражают старики в час пик в магазинах и транспорте.
- 26. Комната на двоих с незнакомым.
- 27. Несогласие других с моей правильной позицией.
- 28. Когда мне возражают.
- 29. Другие делают не так, как мне хочется.
- 30. Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам.
- 31. Меня часто упрекают в ворчливости.
- 32. Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю.
- 33. Нельзя прощать одногруппникам бестактные шутки.
- 34. Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь
- 35. Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку.
- 36. Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях.
- 37. Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье.
- 38. Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей.
- 39. Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных.
- 40. Мне трудно, как правило, идти на уступки другим.
- 41. Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
- 42. С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, однокурсникам.
- 43. Не поддерживаю отношений со странными людьми.
- 44. Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
- 45. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
Обработка результатов теста
- 1—45 высокая степень толерантности;
- 45—85 средняя степень толерантности;
- 85—125 низкая степень толерантности;
- 125—135 полное неприятие окружающих.
Результаты: после подсчета студентами общего количества баллов и их обработки полученные результаты выносятся на коллективное обсуждение, насколько они по субъективному ощущению верны для студентов, что для них толерантность и как она проявляется в классе, в институте, на улице, в городе, в стране и в мире.
Упражнение «Черты толерантной личности»
Время: 30 мин.
Оборудование:
- — доска или флипчарт;
- — ватман;
- — раздаточный материал с бланком опросника.
Бланк опросника на ватмане с колонкой «Б» на большом листе прикрепляется на доску. Студенты получают бланк опросника, где представлены 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственные толерантной личности.
Преподаватель зачитывает инструкцию: сначала в колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «О» — напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке «Б» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Затем педагог заполняет бланк опросника на ватмане. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «Б» первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Так же подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность сравнить свои представления о толерантной личности с общегрупповыми, а также сравнить представления о себе («+» в колонке «А») с групповым портретом толерантной личности.
Таблица 4
Черты толерантной личности | А | Б |
Расположенность к другим. | ||
Снисходительность. | ||
Терпение. | ||
Чувство юмора. | ||
Чуткость. | ||
Доверие. | ||
Альтруизм. | ||
Терпимость к различиям. | ||
Умение владеть собой. | ||
Доброжелательность. | ||
Умение не осуждать других. | ||
Гуманизм. | ||
Умение слушать. | ||
Любознательность. | ||
Способность к переживанию. |
Далее игроки, в зависимости от схожести полученных результатов, делятся на группы, и им предлагается коллективно нарисовать шаржированный портрет конфликтной личности с позиции нетерпимости.
Портрет должен содержать в себе противоположные черты, обсуждаемые выше.
Результаты: победители определяются методом голосования участниками групп, не являющихся членами оцениваемой группы. Побеждает группа, набравшая более всего голосов. Преподаватель подводит итоги игры.
Упражнение «Культурная дистанция»
Время: 15 мин.
Организатором зачитывается инструкция: Перед вами список утверждений и список различных этнических и культурных групп. Какие-то народы и национальности каждому из нас более близки, какие-то — менее. Для каждой группы из предложенного списка укажите единственно верное для вас утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: «Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…».
- 1. Как близкого родственника.
- 2. Как близкого друга.
- 3. Как соседа по дому.
- 4. Как коллегу по работе.
- 5. Как гражданина моей страны.
- 6. Как гостя (туриста) в моей стране.
- 7. Я не хотел бы видеть его в моей стране.
В таблице напротив каждой группы поставьте только одну галочку под цифрой, высказывание под которой соответствует вашему отношению к представителям этой группы.
Таблица 5
Группа. | |||||||
Англичане. | |||||||
Французы. | |||||||
Грузины. | |||||||
Американцы. | |||||||
Немцы. | |||||||
Китайцы. | |||||||
Узбеки. | |||||||
Шведы. | |||||||
Австрийцы. | |||||||
Норвежцы. | |||||||
Венгры. | |||||||
Евреи. | |||||||
Греки. |
Группа. | |||||||
Афроамериканцы. | |||||||
Голландцы. | |||||||
Испанцы. | |||||||
Португальцы. | |||||||
Итальянцы. | |||||||
Армяне. | |||||||
Турки. | |||||||
Поляки. | |||||||
Казахи. | |||||||
Украинцы. | |||||||
Белорусы. |
Результаты: вынесение результатов на коллективное обсуждение (15 мин). Определение основных факторов, воздействующих на возникновение и снижение межкультурной дистанции. Подведение итогов педагогом.