Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическое занятие II по теме: Этнические и культурные особенности взаимодействия преподавателя и студента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преподаватель зачитывает инструкцию: сначала в колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «О» — напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке «Б» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает… Читать ещё >

Практическое занятие II по теме: Этнические и культурные особенности взаимодействия преподавателя и студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тест на толерантность.

Студентам предлагается заполнить тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко. Время заполнения — 15 мин.

Участники практикума напротив каждой из зачитываемых педагогом фраз ставят цифру от 0 до 3 в зависимости от того, насколько данное утверждение совпадает с их личным мнением.

  • 0 — совсем неверно;
  • 1 — чаще не верно;
  • 2 — чаще верно;
  • 3 — всегда верно.

Необходимо акцентировать внимание студентов на том, что нет правильных или неправильных утверждений и отвечать нужно максимально искренне.

  • 1. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
  • 2. Шумные игры переношу с трудом.
  • 3. Яркие личности действуют на меня отрицательно.
  • 4. Безупречный человек — настораживает.
  • 5. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
  • 6. Меня раздражают любители поговорить.
  • 7. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу.
  • 8. Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям.
  • 9. Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня.
  • 10. Мне не симпатичны молодежь, прически, мода.
  • 11. «Новые русские» (бескультурье, рвачество).
  • 12. Представители некоторых национальностей.
  • 13. Тип мужчины (женщины).
  • 14. Одногруппники с низким уровнем успеваемости.
  • 15. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
  • 16. Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен.
  • 17. Раздражают те, кто в споре стоит на своем.
  • 18. Неприятны самоуверенные люди.
  • 19. Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте, в очереди.
  • 20. Имею привычку поучать окружающих.
  • 21. Невоспитанные люди возмущают меня.
  • 22. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать когонибудь.
  • 23. По привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
  • 24. Люблю командовать близкими.
  • 25. Меня раздражают старики в час пик в магазинах и транспорте.
  • 26. Комната на двоих с незнакомым.
  • 27. Несогласие других с моей правильной позицией.
  • 28. Когда мне возражают.
  • 29. Другие делают не так, как мне хочется.
  • 30. Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам.
  • 31. Меня часто упрекают в ворчливости.
  • 32. Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю.
  • 33. Нельзя прощать одногруппникам бестактные шутки.
  • 34. Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь
  • 35. Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку.
  • 36. Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях.
  • 37. Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье.
  • 38. Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей.
  • 39. Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных.
  • 40. Мне трудно, как правило, идти на уступки другим.
  • 41. Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
  • 42. С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, однокурсникам.
  • 43. Не поддерживаю отношений со странными людьми.
  • 44. Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
  • 45. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

Обработка результатов теста

  • 1—45 высокая степень толерантности;
  • 45—85 средняя степень толерантности;
  • 85—125 низкая степень толерантности;
  • 125—135 полное неприятие окружающих.

Результаты: после подсчета студентами общего количества баллов и их обработки полученные результаты выносятся на коллективное обсуждение, насколько они по субъективному ощущению верны для студентов, что для них толерантность и как она проявляется в классе, в институте, на улице, в городе, в стране и в мире.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Время: 30 мин.

Оборудование:

  • — доска или флипчарт;
  • — ватман;
  • — раздаточный материал с бланком опросника.

Бланк опросника на ватмане с колонкой «Б» на большом листе прикрепляется на доску. Студенты получают бланк опросника, где представлены 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственные толерантной личности.

Преподаватель зачитывает инструкцию: сначала в колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «О» — напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке «Б» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Затем педагог заполняет бланк опросника на ватмане. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «Б» первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Так же подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность сравнить свои представления о толерантной личности с общегрупповыми, а также сравнить представления о себе («+» в колонке «А») с групповым портретом толерантной личности.

Таблица 4

Черты толерантной личности

А

Б

Расположенность к другим.

Снисходительность.

Терпение.

Чувство юмора.

Чуткость.

Доверие.

Альтруизм.

Терпимость к различиям.

Умение владеть собой.

Доброжелательность.

Умение не осуждать других.

Гуманизм.

Умение слушать.

Любознательность.

Способность к переживанию.

Далее игроки, в зависимости от схожести полученных результатов, делятся на группы, и им предлагается коллективно нарисовать шаржированный портрет конфликтной личности с позиции нетерпимости.

Портрет должен содержать в себе противоположные черты, обсуждаемые выше.

Результаты: победители определяются методом голосования участниками групп, не являющихся членами оцениваемой группы. Побеждает группа, набравшая более всего голосов. Преподаватель подводит итоги игры.

Упражнение «Культурная дистанция»

Время: 15 мин.

Организатором зачитывается инструкция: Перед вами список утверждений и список различных этнических и культурных групп. Какие-то народы и национальности каждому из нас более близки, какие-то — менее. Для каждой группы из предложенного списка укажите единственно верное для вас утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: «Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…».

  • 1. Как близкого родственника.
  • 2. Как близкого друга.
  • 3. Как соседа по дому.
  • 4. Как коллегу по работе.
  • 5. Как гражданина моей страны.
  • 6. Как гостя (туриста) в моей стране.
  • 7. Я не хотел бы видеть его в моей стране.

В таблице напротив каждой группы поставьте только одну галочку под цифрой, высказывание под которой соответствует вашему отношению к представителям этой группы.

Таблица 5

Группа.

Англичане.

Французы.

Грузины.

Американцы.

Немцы.

Китайцы.

Узбеки.

Шведы.

Австрийцы.

Норвежцы.

Венгры.

Евреи.

Греки.

Группа.

Афроамериканцы.

Голландцы.

Испанцы.

Португальцы.

Итальянцы.

Армяне.

Турки.

Поляки.

Казахи.

Украинцы.

Белорусы.

Результаты: вынесение результатов на коллективное обсуждение (15 мин). Определение основных факторов, воздействующих на возникновение и снижение межкультурной дистанции. Подведение итогов педагогом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой