Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка студенческой молодежи педагогических вузов к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулированию самореализации. Поэтому… Читать ещё >

Подготовка студенческой молодежи педагогических вузов к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные перемены, происходящие в обществе, обусловили новую постановку вопроса о профессиональной компетенции будущего специалиста-педагога. Очевидно, что на данном этапе развития российского общества необходима переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, что является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован потенциал и индивидуальное своеобразие каждой личности.

В этой связи подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулированию самореализации. Поэтому можно считать, что одной из целей реализации профессионального образования, является создание условий для самореализации личности студента, будущего педагога, способного работать в условиях конкуренции и различных типах учебных заведений, с различными категориями учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, поэтому, сегодня педагогический вуз призван быть центром не только образования, но и центром формирования нравственных качеств: толерантности, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, милосердия, то есть духовного становления личности будущих педагогов.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что в нашем обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. Дети-инвалиды одна из самых уязвимых социальных групп, их количество с каждым годом растет, за несколько последних десятилетий их число в стране выросло в 13 раз [1, с. 144]. Около 600 тысяч составляют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Становится очевидным, что социальные катаклизмы, происходящие в современном обществе, особенно негативно влияют на представителей групп социального риска, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере которых процессы социальной дискриминации проявляются наиболее рельефно.

Таким образом, важность и масштабность проблем инвалидности определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной поддержки, интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурное и образовательное пространство. Сегодня можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности работы с детьми-инвалидами [2, с. 55].

К сожалению, силами только государственных структур образования, здравоохранения, социальных учреждений разрешить проблему не удается, поэтому важно привлекать общественность, развивать в стране волонтерство. Анализ литературы по проблеме (А.Б. Бархаев, Т. В. Гудина, А.С. Игнатьева) показал, что действительно, особую значимость в решении этой проблемы сегодня можно увидеть в организации волонтерского движения, которое привлекает студенческую молодежь с педагогическим образованием к решению проблем. Анализ научных трудов по теме показал, что если многие исследователи изучают проблемы социализации детейинвалидов (например, H.H. Малофеев, И. В. Цукерман, В. Карвялис), вопросы реабилитации «особых» детей (В.И. Курбатов, Ф. С. Возжаева и другие), то феномен волонтерства в нашей стране только начинает изучаться. В своих работах исследователи этой проблемы (Л.Е. Никитина, И. Матвиенко, Г. Федоренко) отмечают актуальность этого движения и его значимость для современного российского общества.

Анализируя сущность понятия «волонтер» следует указать, что слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». Волонтер это человек, который желает внести личный вклад и предложить свою помощь безвозмездно, в то время как волонтерство понимается нами как неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтерская деятельность это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное или иное вознаграждение. Но нельзя понятие волонтерская деятельность подменять понятием «общественная деятельность», которая обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность волонтеров направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной). Критерием оценки эффективности деятельности волонтера, выражающемся в оказании помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, является обеспечение максимально независимой жизни в обществе, повышение уровня социальной адаптированности детей, подростков, имеющих значительные ограничения в жизнедеятельности. Организация волонтерской деятельности по поддержке свободного развития «особого» ребенка восстановление ребенка в правах на наследование культурно-исторического опыта человечества. Основная цель приобщения студентов к волонтерской деятельности есть понимание того, что волонтер это образ жизни, волонтерство это работа, которая не нуждается в оплате, потому что сама является наградой. Ведь не получать денег не значит не получать ничего.

Основными принципами студенческого волонтерства являются желание помогать людям добровольно, наличие желания делиться своим опытом, желание учиться самому, солидарность с принципами и целями организации, добросовестность, законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ). Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом, дающим юридическое определение волонтера: «Волонтеры граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [3].

Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. На сегодняшний день студенческое волонтерское движение наиболее распространено в США. Оказание безвозмездной помощи другим считается абсолютно нормальным явлением в студенческой среде США и европейских странах. К сожалению, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. Поэтому так важно в задачи современного педагогического образования вводить и популяризировать идеи волонтерства, пропагандировать принципы и идеи добровольческого движения, создавать позитивный имидж педагога-волонтера.

Положение осложняется тем, что в России на сегодняшний день нет не только механизма отбора и подготовки волонтеров для работы с детьми-инвалидами, но даже не обозначены подходы к проблеме, нет эффективных методик подготовки к волонтерской деятельности, не обозначена сама проблема, которая на практике является очень острой и болезненной. Необходимо не только исследовать психологические и нравственные аспекты современного волонтерства, но и выработать определенные подходы в вопросе отбора и подготовки студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми-инвалидами. Определяя задачи подготовки волонтеров к деятельности по социализации детей-инвалидов, мы основывались на понимании гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической работы в России, основанной на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины. Ведь социальная работа всегда существовала в рамках определенного политического и культурного контекста.

Непрофессиональная волонтерская социальная деятельность остро необходима в нынешней России. Отсюда возникает необходимость создания специальной обучающей программы для волонтеров-студентов. В российской системе образования проблема волонтерского движения исследуется учеными, но на практике механизм отбора и подготовки волонтеров для работы с детьми-инвалидами разработан недостаточно, не обозначена сама проблема подготовки волонтеров-педагогов, не раскрыты подходы к организации и методического сопровождения.

Говоря о цели программы подготовки студентов педвузов к волонтерской деятельности, необходимо подчеркнуть следующее: студенты будут ориентированы на общечеловеческие гуманистические ценности добровольческой деятельности; студенты приобретут необходимые профессиональные и личностные компетенции, связанные с организацией волонтерской деятельности и получат практические навыки в области управления волонтерским движением; будут способны продемонстрировать знание социальных и психологопедагогических технологий и методик работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями здоровья; будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия с этой категорией детей и овладеют навыками эффективного общения с «особыми» детьми, а также освоят различные методы и способы оказания практической помощи по разрешению социальных проблем в практике волонтерской деятельности. В качестве конкретных задач подготовки студентов к волонтерской работе могут быть определены следующие:

сформировать ценностное отношение к волонтерской деятельности, основы системного понимания социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов волонтерской деятельности;

обеспечить освоение различных технологий в волонтерской деятельности в социальной сфере посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности;

подготовить к самостоятельному решению профессиональных задач в условиях различных учреждений, осуществляющих социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформировать систему технологических умений и навыков эффективного отбора волонтеров, формирования профессионально значимых умений и развития профессионально значимых личностных ресурсов;

сформировать систему когнитивных, коммуникативных и личностных компетенций в области подготовки специалистов волонтерской деятельности и создания волонтерской организации.

Волонтёры не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Волонтерская деятельность это и путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Поэтому, говоря о результатах подготовки студенческой молодежи к волонтерской деятельности следует выявить компетенции, которыми должны овладеть будущие педагоги для успешной деятельности:

способность использовать полученные теоретические и практические знания для организации социального партнерства в сфере волонтерской деятельности; разрабатывать стратегию работы с волонтерскими группами и организациями на основе критического осмысления выбранных и созданных теорий, концепций, подходов и (или) технологий; пополнять профессиональные знания на основе использования оригинальных устных, печатных и электронных источников;

развитие необходимых профессиональных и личностных компетенций, связанных с организацией и управлением волонтерской деятельностью и овладение знаниями в области теории управления волонтерской организацией, включая законодательство и финансы, практическими навыками в области менеджмента волонтерства;

овладение современными технологиями в области управления волонтерской деятельностью;

овладение системными знаниями в области психологических феноменов волонтерской деятельности, психологических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья;

активизация собственных личностных ресурсов, способствующих саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей профессиональной деятельности; повышению уровня толерантности и личностной креативности как адаптационного ресурса и условия эффективной волонтерской деятельности, рефлексии, повышению устойчивости к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.

В ходе исследования ведется работа по созданию волонтерских организаций студентов (ВОС), одним из важных направлений деятельности которых является работа с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). По результатам работы студенты делают научные доклады в рамках недели науки, организуют студенческие круглые столы, используют полученный опыт в подготовке курсовых проектов. ВОС активно привлекает новых добровольцев в свои ряды. Волонтерские организации студентов имеет свою структуру: совет, мобильную группу, волонтерские отряды и другие объединения студентов, которые в свою очередь имеют внутреннюю структуру, что позволяет организации эффективно функционировать, а студентам осуществлять свою деятельность.

Для участников добровольческого движения регулярно проводятся тренинги по работе в команде, лидерству, коммуникационным навыкам. Студенты принимают участие в общественно-полезных акциях, получают навыки социального проектирования, становятся наставниками для своих сверстников. Волонтеры отмечают, что добровольческая деятельность способствует личностному росту, развитию профессиональных навыков и общественной активности, которые им пригодятся в профессиональной деятельности и жизни.

Организация и поддержка добровольчества среди студенческой молодежи как способ пропаганды здорового образа жизни, формирования духовно-нравственных ориентиров помогает вырастить и воспитать психологически здоровое молодое поколение педагогов-профессионалов. Добровольчество в образовательном пространстве вуза формирует у выпускников такие качества, как ответственность, эмпатия, целеустремленность, милосердие, креативность, внимательность, патриотичность. Педагогический институт призван поддерживать и развивать у студентов культуру толерантного поведения на основе ценностей, сложившихся в культурно-историческом процессе становления России. В этом случае у них формируются нравственная позиция и способность противостоять отрицательным тенденциям, характерным для нашего общества.

волонтерство студент молодежь.

  • 1. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 7. С. 144 148.
  • 2. Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: Монография. Красноярск, 2012.
  • 3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой