Африканское право.
Теория государства и права
Колонизация Африки европейцами внесла существенные изменения в развитие обычного права. В зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т. д.) является та или иная африканская страна, происходит рецепция либо общего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний… Читать ещё >
Африканское право. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Африканское право представляет собой пеструю мозаику обычаев различных племен и общин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни. Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, природой, а их дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь невероятную негативную реакцию духов земли. Зависимость индивида от силы коллектива (касты, общины, племени) обусловливает корпоративный (коллективистский) характер традиционного обычного права Африки. В связи с этим отрицается идея субъективных прав, а само право понимается как обязанность. Совокупность обычаев одновременно используется для регламентации взаимоотношений внутри племен и между ними. По этой причине деление права на отрасли отсутствует, как и их систематизация.
Колонизация Африки европейцами внесла существенные изменения в развитие обычного права. В зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т. д.) является та или иная африканская страна, происходит рецепция либо общего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний и метрополий регулируются с помощью законов, кодексов, заимствованных в европейских государствах-метрополиях.
Процесс освобождения от колониальной зависимости актуализировал необходимость создания национальной правовой системы в новых независимых государствах. В основу правовых систем был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовым обычаем. Традиционные моральные ценности, очищенные от некоторых злоупотреблений обычаев, составили правовую баз}' регулирования частноправовых отношений в африканских государствах. Суды стали применять обычное право, обеспечивая судебную защиту субъективных прав. В результате реформы судопроизводства в большинстве независимых государств преодолены различия между судами современного и обычного права.
В африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. В этой связи часто возникает коллизия закона и обычая, которая нередко разрешается в пользу обычая. Скорее всего обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в силу раскола африканского общества на множество субкультур заметно будет возрастать роль закона в качестве универсального источника нрава, обеспечивающего справедливость и гражданское согласие.