Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преступления, посягающие на содержание управленческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ заключается в уклонении призывника без законных оснований от прохождения военной службы. Как уклонение рассматривается не только неявка призывника по повестке военкомата на сборный пункт, получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, но и, как указано в п. 4 постановления Пленума… Читать ещё >

Преступления, посягающие на содержание управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ). В ст. 59 Конституции РФ в качестве обязанности и долга гражданина России названа защита Отечества. Согласно данной конституционной статье гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с законом.

Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок несения военной службы, являются федеральные законы:

  • — от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • — от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороне» граждане Российской Федерации обязаны нести военную службу или могут добровольно выполнять обязанности военной службы на контрактной основе.

Часть 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает возможность в случаях, установленных законом, заменять военную службу на альтернативную гражданскую. Граждане России вправе, если это не противоречит закону, вместо прохождения военной службы проходить альтернативную. Данная возможность реализуется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Уклонение от военной или альтернативной службы может причинить ущерб обороноспособности страны или ее экономическому развитию, в связи с чем непосредственные объекты преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 328 различны.

Непосредственным объектом уклонения от призыва на военную службу является установленный порядок комплектования Вооруженных Сил РФ, урегулированный в федеральных законах «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ заключается в уклонении призывника без законных оснований от прохождения военной службы. Как уклонение рассматривается не только неявка призывника по повестке военкомата на сборный пункт, получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, но и, как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу. Как уклонение следует рассматривать и неявку на медицинское обследование по направлению призывной комиссии, если такая неявка была обусловлена целью уклонения от военной службы.

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не имеющие законных оснований на освобождение или отсрочку.

В качестве законных оснований непрохождения военной службы признается конституционное право гражданина России не проходить военную службу, если это противоречит его нравственным или религиозным убеждениям (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Перечень других законных оснований изложен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Уклонение от учебных или поверочных сборов или воинского учета преступлением не считается. В этом случае субъект несет ответственность в рамках административного законодательства.

Если в целях уклонения от военной или альтернативной гражданской службы субъект совершит другое преступление, его действия квалифицируются по совокупности деяний. Например, дача взятки работнику военкомата; представление подложных документов.

Рассматриваемое деяние относится к числу длящихся преступлений и считается оконченным с момента установления факта уклонения.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328, является гражданин мужского пола, достигший возраста 18 лег, состоящий или обязанный состоять на воинском учете и не пребывающий в запасе, подлежащий в установленном законом порядке призыву на военную службу (призывник).

Непосредственным объектом уклонения от альтернативной гражданской службы в соответствии с ч. 2 ст. 328 является нормальная деятельность государственного аппарата по обеспечению прохождения государственной службы.

Объективная сторона деяния характеризуется уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы любым способом (представлением подложных документов, призванных освободить субъекта от службы, неявкой к месту и т. д.). Если субъект не явился по уважительным причинам, тогда его бездействие не преследуется по закону (в данном случае уважительные причины неявки идентичны тем, по которым не возбуждается уголовное преследование по ч. 1 ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения военной службы).

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 328 УК РФ характеризуется прямым умыслом и обязательной целью — уклонение от соответствующей службы. В соответствии с абз. 2 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 328 УК РФ. В этом случае лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства. При этом следует иметь в виду, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются периоды времени, указанные в п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (в частности, прогулы, т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).

Субъект преступления специальный — лицо призывного возраста, не имеющее законных оснований освобождения от несения соответствующей службы.

В соответствии с абз. 2 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 граждане приобретают статус лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы. При этом началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием — день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.

Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу (например, в случае неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ. Такие лица подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Статья 21.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, что аналогично уклонению. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 предлагается разграничивать административный проступок и практически аналогичное преступление, но цели неисполнения соответствующей обязанности.

Самоуправство (ст. 330 УК РФ). Объектом рассматриваемого преступления является нарушение установленного порядка реализации гражданами своих прав.

Объективная сторона заключается в самовольном, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. Объективная сторона деяния может быть выражена только в активных действиях. Такое деяние, как неисполнение судебных решений (пассивное поведение) самоуправством не являются.

В качестве самоуправных рассматриваются лишь такие действия, которые:

  • 1) совершаются вопреки установленному нормативным актом порядку;
  • 2) правомерность которых является спорной;
  • 3) совершение которых причинило существенный вред. Так, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Данное требование содержится в ст. 393 ГК РФ. Убытки возмещаются на основании судебного решения и кредитор обязан доказать факт нарушения обязательства и причинную связь между деянием и возникшими в результате этого убытками. Если факт причиненных убытков оспаривается и кредитор, минуя судебные органы, самостоятельно восстанавливает свои права посредством самовольного изъятия ценностей в счет погашения убытков, то может встать вопрос о квалификации его действий по ст. 300 УК РФ. В том случае, если подобного рода действия осуществлялись в качестве и по правилам самозащиты (ст. 14 ГК РФ), они не являются ни преступлением, ни каким-либо иным правонарушением.

Существенный вред как обязательный признак объективной стороны самоуправства должен быть причинен лишь законным интересам граждан или организаций. Вопрос о существенности вреда решается в каждом конкретном случае с учетом размеров причиненного ущерба и важности нарушенных прав и интересов. Так, лишение гражданина возможности пользоваться жилой площадью, изъятие ценностей, в результате которого гражданин лишился средств существования, образует существенный вред.

В качестве квалифицированных видов самоуправства ч. 2 ст. 300 называет насилие (1) или угрозу его применения (2). Пользуясь систематическим толкованием закона следует прийти к выводу, что под применением насилия понимается причинение потерпевшему вреда любой степени тяжести. Это объясняется тем, что родовое понятие «насилие», используемое законодателем при конструировании ч. 2 ст. 330, может быть образовано только совокупностью тех признаков насильственных действий, которые предложены законодателем в гл. 16 УК РФ (тяжкий вред здоровью, вред средней тяжести, легкий, а также истязание и побои). Вместе с тем понятие «применение насилия» и понятие «причинение вреда здоровью» различаются, ибо они обозначают различные процессуальные моменты действий. Если применение насилия вовсе не требует причинения конкретного вреда, являясь лишь началом физического воздействия, то причинение вреда здоровью предполагает наступление конкретных последствий.

Угроза применения насилия должна быть реальной и действительной. Форма, в которую субъект облекал угрозу, для квалификации преступления безразлична. Это может быть демонстрация оружия, любые конклюдентные действия или вербальное воздействие.

Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде существенного вреда.

С субъективной стороны деяние может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом. В последнем случае субъект безразлично относится к возможности причинения существенного вреда.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если деяние совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения, то его действия могут быть квалифицированы как превышение должностных полномочий.

Если субъект в целях осуществления оспариваемого права прибегает, помимо закона, к помощи других лиц (кредитор нанимает третьих лиц, с помощью которых возвращает долг), то данные действия образуют самоуправство. Однако если в процессе самоуправства совершено другое преступление, например, причинение реального вреда здоровью, то деяния квалифицируются по совокупности.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента (ст. 330.1 УК РФ). Объект преступления — отношения в области управленческой деятельности.

Объективная сторона состоит в злостном уклонении от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Указанный Закон также устанавливает, что некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае если уполномоченное лицо не представляет необходимые для внесения в реестр документы после официального предупреждения о необходимости представления таких документов, уклонение считается злостным, а деяние — оконченным преступлением.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел.

Субъект преступления — специальный: лицо, в обязанности которого входит представление соответствующих документов для включения в реестр некоммерческих организаций.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Дайте определение понятия «управленческая деятельность».
  • 2. Определите основные признаки элементов составов преступлений, посягающих на субъектов управленческой деятельности.
  • 3. Охарактеризуйте составы преступлений, посягающих на отношения, связанные с обеспечением режима государственной границы.
  • 4. Какова характеристика преступлений, посягающих на предметы управленческой деятельности?
  • 5. Раскройте особенности характеристики преступлений, посягающих на содержание управленческой деятельности.
  • 6. С какого момента считается оконченным посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа?
  • 7. В чем заключается объективная сторона оскорбления представителя власти?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой