Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рыночное предложение и равновесие отрасли в длительном периоде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании новых кривых краткосрочного предложения отрасли (SRS[, SRS2 и им подобных) можно построить и новую линию долгосрочного рыночного предложения LRS2. При этом типичные фирмы отрасли, минимизируя свои собственные убытки, увеличат выпуск до q2, при котором они при новой долгосрочной рыночной цене P2L будут покрывать свои средние издержки. Обратим внимание на то, что если в краткосрочном… Читать ещё >

Рыночное предложение и равновесие отрасли в длительном периоде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теперь обратимся к равновесию конкурентной отрасли в длительном периоде и формированию долгосрочного рыночного предложения.

Анализируя поведение отдельных фирм на длительном временном отрезке (см. гл. 10), мы уже в первом приближении разбирали ситуацию на рынке в целом. Наличие в отрасли фирм с разным уровнем средних затрат.

(предельных, внутрипределъных и запредельных), получающих в коротком периоде нулевую, положительную или отрицательную экономическую прибыль, порождает процесс миграции фирм из отрасли в отрасль с целью получения как минимум нормальной прибыли на вложенный капитал.

При повышении уровня рыночной цены объем отраслевого выпуска увеличивается как за счет роста производства уже действующих в отрасли фирм — внутрипредельных и предельных (причем последние превращаются во внутрипредельные), так и в результате прихода в отрасль новых фирм, в том числе и тех, которые раньше были запредельными.

При понижении рыночной цены некоторые ранее внутрипредельные фирмы превращаются в предельные, а ранее предельные — в запредельные. В итоге последние уходят из отрасли.

В долгосрочной перспективе проявляется тенденция к выравниванию уровней затрат всех действующих в отрасли фирм благодаря широкой репликации (размножению, распространению) передовых технологий, приемов и методов среди производителей. Другими словами, в длительной перспективе происходит определенная унификация, стандартизация фирм.

Повышение или понижение рыночной цены может быть вызвано изменениями в отраслевом спросе. Однако по мере вхождения в отрасль новых фирм или выхода из нее части ранее работавших будет меняться не только объем рыночного предложения, но и рыночная цена. Как будет развиваться этот процесс и сколько фирм в принципе может вместить отрасль, рынок данного товара — можно проследить с помощью двух взаимосвязанных графиков (рис. 11.5). На одном графике (рис. 11.5, а) изображены кривые средних и предельных затрат типичной фирмы отрасли, на другом (рис. 11.5, 6) — кривые предложения отрасли для разного числа действующих на рынке фирм.

Предложение типичной фирмы (а) и рыночное предложение при разном числе фирм в отрасли (б).

Рис. 11.5. Предложение типичной фирмы (а) и рыночное предложение при разном числе фирм в отрасли (б).

Поскольку все фирмы одинаковые и имеют одну и ту же функцию предложения, отраслевой выпуск просто удваивается, утраивается, учетверяется и т. д. при появлении на рынке второй, третьей, четвертой фирм и г. д. при каждом возможном уровне цены. Для всех фирм отрасли ценой закрытия является цена 4 руб. за единицу товара (см. рис. 11.5, а). Ценой, при которой любая фирма отрасли получает нулевую экономическую прибыль, является рыночная цена в 7 руб. Чем больше фирм будет представлено в отрасли, тем более пологой окажется кривая отраслевого предложения. При очень большом числе фирм эта кривая могла бы стать практически горизонтальной. Могла бы, но не станет, так как рыночный спрос на данный товар отсечет какое-то число фирм.

Рассмотрим пересечение конкретной кривой рыночного спроса D с кривыми отраслевого предложения для разного числа фирм (см. рис. 11.5, б).

Если фирм в отрасли одна, две или три, то каждая будет получать положительную экономическую прибыль при рыночных ценах на уровне I, Р2> P;sПока такая ситуация сохраняется, новые фирмы будут приходить в отрасль.

В нашем примере при наличии в отрасли четырех фирм кривые D и 54 пересекутся на уровне самой низкой цены (Р4), обеспечивающей каждой фирме отрасли неотрицательную прибыль. Речь идет о 7 руб. за товарную единицу. Вход в отрасль пятой фирмы приведет к падению рыночной цены ниже уровня минимальных средних общих издержек (Р5< min /1 ТС) типичной фирмы. В этом случае все фирмы отрасли будут получать отрицательную экономическую прибыль. В коротком периоде они будут продолжать производить, поскольку цена все-таки выше минимума средних переменных затрат (Р5 < min AVC) и покрывает часть постоянных. Хотя в долгосрочной перспективе по крайней мере одна из типичных фирм должна будет покинуть отрасль.

Таким образом, в нашем конкретном примере максимальное количество конкурентных фирм, которые могут нормально существовать в данной отрасли при данном рыночном спросе, равно четырем.

Если кривая рыночного спроса сместится вправо, то отрасль сможет вместить большее количество типичных фирм, получающих неотрицательную прибыль. И наоборот, при уменьшении рыночного спроса сократится число фирм, способных получать неотрицательную прибыль в данной отрасли.

Возможные изменения рыночного спроса можно использовать для построения одной кривой долгосрочного предложения отрасли из общего множества кривых рыночного предложения (для разного количества фирм в отрасли), изображенных на графике (см. рис. 11.5, б).

Какие же точки этих кривых могут войти в кривую долгосрочного предложения отрасли?

Прежде всего следует отбросить (исключить) все точки этих кривых, лежащие ниже уровня цены, соответствующей минимуму средних общих затрат (ниже Р4). Они не обеспечивают даже нормальной прибыли и, следовательно, неприемлемы для фирм в длительном периоде. Вместе с тем можно исключить из рассмотрения и некоторые точки этих кривых, лежащие выше данной цены РЛ (рис. 11.6).

Построение приближенной кривой долгосрочного предложения отрасли.

Рис. 11.6. Построение приближенной кривой долгосрочного предложения отрасли.

Учитывая, что кривые рыночного спроса имеют, как минимум, неположительный наклон, на каждой кривой рыночного предложения (от 5, до S-j) следует исключить точки, находящиеся справа от перпендикуляра, проведенного через точку пересечения следующей (в порядке возрастания) кривой предложения с линией безубыточной цены Р4 = min АТС.

Для примера возьмем точку А на кривой рыночного предложения S2 (при наличии двух фирм в отрасли). Любая кривая рыночного спроса с неотрицательным наклоном, которую можно провести через эту точку (даже, например, вертикальная D'), обязательно пересечет одну из следующих кривых предложения. И следовательно, эта точка Л, как и ей подобные, нс может принадлежать к кривой долгосрочного предложения отрасли.

Для сравнения, точка Тс той же кривой рыночного предложения S2может принадлежать кривой долгосрочного предложения, так как при определенном, достаточно крутом наклоне кривой рыночного спроса (D") последняя не будет пересекать следующую (53) кривую предложения отрасли в коротком периоде.

На чем больший объем производства предъявляется рыночный спрос, тем большее количество фирм могут безубыточно работать в данной отрасли и тем более пологими становятся отрезки краткосрочных кривых отраслевого предложения, могущие относиться к долгосрочной кривой рыночного предложения 5.

Чем больше фирм находится в отрасли, тем эластичнее будет реакция отраслевого производства (предложения) даже на незначительное повышение цены. Для достаточно большого числа фирм приближенная кривая долгосрочного отраслевого предложения может быть представлена горизонтальной линией на уровне цены, равной минимуму средних затрат. А это значит, что в конкурентной отрасли при наличии свободного входа и выхода из нее экономическая прибыль не может значительно отклоняться от нуля.

Долгосрочное же равновесие наступает тогда, когда новые фирмы не желают войти на рынок, а уже действующие — выйти из него.

Кривая долгосрочного рыночного предложения может перемещаться параллельно вверх или вниз в случае изменения уровня затрат всех типичных фирм отрасли при неизменном рыночном спросе. Причиной такого изменения может быть, например, введение (увеличение) или отмена (сокращение) потоварного налога, скажем, акцизного сбора.

Рассмотрим графики на рис. 11.7.

На одном графике представлены затраты типичной фирмы (рис. 11.7, а), на другом — рынок товара X, находящийся в состоянии долгосрочного предложения LRS{ (long тп supply) при уровне цены I = min ACt, а также кривая краткосрочного рыночного предложения SRSt (short run supply), имеющая положительный наклон (при постоянном составе отрасли) (рис. 11.7, б).

Допустим теперь, что вводится потоварный налог на продукцию отрасли в размере Т руб. Его введение вызовет подъем кривой средних затрат типичной фирмы на величину налога (до ЛС2). Предельные затраты при этом не изменятся. При прежнем объеме выпуска фирма начнет нести убытки (заштрихованная площадь на рис. 11.7, б).

Изменение положения кривой долгосрочного предложения отрасли при введении потоварного налога.

Рис. 11.7. Изменение положения кривой долгосрочного предложения отрасли при введении потоварного налога:

(2, = <7, • пл и Q2 = q2 • и2, где п — оптимальное количество фирм в отрасли Введение налога вызывает сдвиг вверх кривой краткосрочного предложения отрасли на Т руб. (в положение SRS[). Произойдет переход к новому состоянию рыночного равновесия в точке Е[. При этом цена, которую платят теперь покупатели, составит Р°, а цена, получаемая продавцами после уплаты налога, — Ps, и она не покрывает минимальные средние затраты типичной фирмы.

Однако, поскольку по условиям функционирования конкурентной отрасли вход и выход из нее свободные, часть фирм из такой отрасли уйдет, что вызовет сдвиг влево вверх (в положение SRS2) кривой краткосрочного предложения отрасли. В результате произойдет подъем рыночной цены до нового долговременного уровня Р22 = min /1C,).

На основании новых кривых краткосрочного предложения отрасли (SRS[, SRS2 и им подобных) можно построить и новую линию долгосрочного рыночного предложения LRS2. При этом типичные фирмы отрасли, минимизируя свои собственные убытки, увеличат выпуск до q2, при котором они при новой долгосрочной рыночной цене P2L будут покрывать свои средние издержки. Обратим внимание на то, что если в краткосрочном периоде производители вынуждены делить введенный налог с потребителями, то в долгосрочной перспективе через регулирование числа фирм в конкурентной отрасли им удастся переложить на потребителей весь налог.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой