Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Форма государственного (административно-территориального) устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Форма государственного (административно-территориального) устройства характеризует управленческую (административную) систему государства, раскрывает характер взаимоотношений между административно-территориальными образованиями — единицами, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти. В федеративном государстве… Читать ещё >

Форма государственного (административно-территориального) устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форма государственного (административно-территориального) устройства характеризует управленческую (административную) систему государства, раскрывает характер взаимоотношений между административно-территориальными образованиями — единицами, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.

По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные и федеративные.

1. Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) — это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.

Признаки унитарного государства:

  • — государственно-властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, реализующих эти полномочия от имени всего государства;
  • — существует единая система государственных органов и единая система национального законодательства;
  • — порядок создания, изменения и ликвидации административнотерриториальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбирают жители соответствующей территории. В централизованных государствах глав местных администраций назначают «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Страна Басков в Испании, Сицилия в Италии и т. д.).

2. Федеративное государство (РФ, США, ФРГ) представляет собой единую административно-территориальную систему, включающую в качестве составных элементов обособленные автономные образования — субъекты федерации, обладающие определенным объемом государственной власти и осуществляющие взаимодействие с государством (представленным аппаратом федеральной власти) по принципу разграничения предметов ведения и распределения властных полномочий.

Признаки федеративного государства:

  • — территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований — субъектов;
  • — государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);
  • — система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;
  • — интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в Российской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания), формируемая из представителей субъектов;
  • — в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период — Бельгия).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной Российской Федерации республики являются национальными субъектами, а области — политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РФ).

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству, относятся:

  • — наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере;
  • — наличие единого правового поля, единого таможенного пространства;
  • — наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;
  • — наличие единой денежной единицы.

В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

  • — сохранение национальной валюты, национального гражданства, государственного языка, территориальной обособленности;
  • — правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;
  • — субъекты конфедерации обладают правом нулификации — правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;
  • — субъекты конфедерации обладают правом сецессии — правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано только на основании соответствующего договора.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) — США или распадаются на суверенные государства — Сенегамбия (Сенегал и Гамбия).

В настоящее время признаками конфедеративного государственного устройства обладают Европейский союз и Союзное государство Россия — Белоруссия.

Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой союзы самостоятельных государств, образуемых для достижения конкретных целей экономического, политического, военного характера.

Пример Вторая мировая война представляет собой военный конфликт между двумя враждующими межгосударственными объединениями: «странами оси» (Германия, Италия, Япония и др.) и антигитлеровской коалицией (СССР, США, Великобритания, Франция и др.). При этом в качестве основного объединяющего фактора рассматривалась концепция общего врага, представлявшего для каждого из членов той или иной коалиции большую угрозу, чем другие опасности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой