Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система органов прокуратуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прокуратуры субъектов РФ, это: прокуратуры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ (ст. 15 ФЗ). В систему органов военной прокуратуры входят… Читать ещё >

Система органов прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система органов прокуратуры

Согласно ст. 11 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», система прокуратуры Российской Федерации такова:

Генеральная прокуратура Российской Федерации;

отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах;

прокуратуры субъектов Российской Федерации;

прокуратуры городов и районов;

военная прокуратура;

специализированные прокуратуры;

научные, образовательные и иные учреждения (в том числе бытового и хозяйственного назначения), необходимые для решения возложенных на органы прокуратуры задач и обеспечения их нормальной деятельности.

Для системы органов прокуратуры характерен признак единства и централизации (ст. 4 ФЗ о прокуратуре), это:

единство целей и задач органов прокуратуры;

подчиненность прокуроров исключительно вышестоящим прокурорам, а всей системы этих органов — Генеральному прокурору Российской Федерации;

независимость органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;

подчинение органов прокуратуры только закону;

единство правовой регламентации организации и деятельности органов прокуратуры;

общность формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности;

единые требования, предъявляемые к работникам прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ — федеральный орган, выполняющий две основные задачи:

  • — оперативное руководство деятельностью органов прокуратуры;
  • — непосредственное исполнение особо важных и наиболее ответственных функций прокуратуры.

В содержание деятельности Генеральной прокуратуры РФ по руководству системой прокуратуры входит широкий круг вопросов, связанных с поддержанием единства прокурорской практики:

осуществление анализа состояния законности в РФ и на этой основе внесение предложений Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ об укреплении законности;

контроль за деятельностью прокуратур по надзору за исполнением законов и остальным направлениям деятельности;

осуществление методического руководства надзорной деятельностью нижестоящих прокуратур;

ведение вопросами подбора, расстановки и подготовки прокурорских работников; обеспечение исполнения законодательства о службе в органах прокуратуры;

организация материально-технического и финансового обеспечения органов и учреждений прокуратуры и реализация других управленческих полномочий.

Наряду с этим Генеральная прокуратура РФ:

  • — осуществляет надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти;
  • — участвует в заседаниях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

При Генеральном прокуроре Российской Федерации действует Координационное совещание руководителей правоохранительных органов федерального уровня.

Возглавляет Генеральную прокуратуру РФ Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по предложению Президента РФ (ст. 12 ФЗ).

К исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесены создание и ликвидация органов прокуратуры, назначение на должность и освобождение от должности прокуроров. При этом назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с субъектами Российской Федерации (ст. 13 ФЗ о прокуратуре РФ).

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 14 ФЗ).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей, других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Отделы Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями. Их возглавляют начальники управлений — старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации.

Отделы вправе:

  • — проводить проверки исполнения законов созданными в округе федеральными структурами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, законности издаваемых ими правовых актов, а также правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • — направлять поручения прокурорам субъектов Российской Федерации, находящимся в пределах округа, о проведении проверок исполнения законов и законности правовых актов;
  • — запрашивать из органов контроля и управления статистические и иные сведения, а из прокуратур субъектов Российской Федерации дополнительно к ним — протесты, представления, информацию и другие документы, необходимые для анализа, организации и осуществления прокурорского надзора;
  • — проверять организацию работы прокуроров субъектов РФ по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма, а по поручению Генерального прокурора РФ — по остальным направлениям деятельности;
  • — истребовать из прокуратур субъектов РФ взятые на контроль материалы и уголовные дела, давать по ним указания, отменять (за исключением решений, принятых прокурорами субъектов РФ) необоснованные решения, а в случае необходимости — принимать к своему производству.

Отделы в федеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а взаимодействуют с ними в пределах предметов ведения и полномочий. Они вмешиваются только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно или имеются иные причины и обстоятельства.

Прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры районов и городов образуют территориальные органы прокуратуры РФ.

Прокуратуры субъектов РФ, это: прокуратуры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ (ст. 15 ФЗ).

В составе прокуратур субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры.

Прокуроры республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, у которых имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров (ст. 16 ФЗ о прокуратуре РФ).

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов могут быть образованы функциональные отделы.

Органы военной прокуратуры выполняют задачи прокуратуры в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В систему органов военной прокуратуры входят: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры образуют управления, отделы, канцелярии и приемная.

Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей, других прокурорских работников.

Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Специализированные прокуратуры создаются для осуществления функций прокуратуры в определенной сфере общественной жизни или по соответствующим направлениям прокурорского надзора.

К числу таких специализированных прокуратур относятся:

транспортные прокуратуры;

прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;

прокуратуры закрытых административно-территориальных образований;

природоохранные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур.

Они в пределах своей компетенции надзирают за законностью правовых актов и исполнением законов предприятиями, организациями и учреждениями транспортного комплекса, а также органами дознания и предварительного следствия на транспорте.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях действуют на правах межрайонных и входят в состав прокуратур субъектов РФ.

Основной их задачей является обеспечение законности в исправительных учреждениях, находящихся на территории республики, края или области (исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, воспитательных колониях).

Надзирают за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, поддерживают обвинение в судах по уголовным делам, дают заключения по гражданским делам, а также по делам об УДО осужденного, о замене наказания более мягким.

Во взаимодействии с территориальными прокуратурами прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях осуществляют надзор за соблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы, об осуществлении административного надзора, установленного за лицами, представляющими повышенную общественную опасность.

Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) осуществляют функции прокуратуры в территориальных образованиях, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Прокуратуры ЗАТО входят в состав прокуратур субъектов РФ. Прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур» подчинены Генеральной прокуратуре РФ.

Задачей природоохранных прокуратур является обеспечение экологической безопасности.

Природоохранные прокуратуры созданы по принципу межрайонных прокуратур. Руководство и контроль за их деятельностью осуществляют прокуроры республик, краев, областей по месту их нахождения.

В систему природоохранных прокуратур входят также региональные природоохранные прокуратуры, например Волжская, которые действуют на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.

На эти прокуратуры, возлагаются также функции по координации деятельности специализированных прокуратур, расположенных на территории региона, по вопросам надзора за исполнением природоохранного законодательства.

прокуратура надзор законность контроль.

Заключение

Анализ норм приводит к выводу, что прокуратура занимает в государственном аппарате особое место, не относясь ни к судебной, ни к исполнительной власти.

Она выполняет роль одного из элементов системы «сдержек и противовесов» в отношениях между законодательной, судебной и исполнительной властями, обеспечивая устранение нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

В этом состоит регулятивная функция прокуратуры в общественных отношениях.

  • 1 Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202−1.
  • 2 Басков В. И. Курс прокурорского надзора. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. — 278 с.
  • 3 Власов А. А. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М., 2002. — 268 с.
  • 4 Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор / учебник: Юрайт-М, 2001. — 314 с. Лукичев Ю. А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. — СПб., 2000. — 310 с.
  • 5 Винокуров Ю. Е. и др. Прокурорский надзор / учебник: Юрайт-М, 2001. — 314 с.
  • 6 Рохлин В. И., Дворянский А. М. Прокурорский надзор. — СПб., 2006. — 292 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой