Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы развития менеджмента. 
Современная управленческая парадигма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Труд Тейлор понимал в значительной степени антропологически-натуралистически и отождествлял его с проявлением нервно-физиологических структур мозга или деятельности мышц. Он сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Используя наблюдения, замеры, анализ, он попытался устранить лишние, непродуктивные… Читать ещё >

Этапы развития менеджмента. Современная управленческая парадигма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития менеджмента связана с двумя подходами к управлению:

  • 1) управление производством (операциями), т. е. технической стороной производства;
  • 2) управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).

В последнее время к этим направлениям добавилась так называемая маркетинговая концепция, которая учитывает влияние на объект управления внешних факторов. Система маркетинга сочетает факторы производства и обращения, причем производство не рассматривается как определяющая величина.

В настоящее время наблюдается переплетение этих подходов. Например, в кружках качества не только решают проблемы повышения качества, но и удовлетворяют потребности в общении, причастности к управлению, повышают квалификацию.

Предпосылки и источники формирования менеджмента как управления особого рода:

  • • индустриальный способ организации производства;
  • • развитие рыночных отношений.

Этапы и школы в развитии менеджмента:

  • • школа научного управления и классическая (административная школа) (1910−1930);
  • • школа человеческих отношений (1920−1950) и школа поведенческих наук (1950 — по н/в);
  • • ситуационный подход.

В некоторых источниках называют количественную школу (другое ее название — «школа науки управления», где сформулированы три методологических подхода: процессный, системный, ситуационный).

Рассмотрим основные школы в управлении.

Школа научного управления и классическая школа управления

В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства.

Основателем классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор. До Тейлора под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-либо конкретного продукта. Тейлор впервые придал этому понятию качественную определенность, охарактеризовав его как «организацию производства» .

В своей главной книге «Научная организация труда» (1911) он сформулировал постулаты, которые получили в дальнейшем название «тейлоризм» .

Труд Тейлор понимал в значительной степени антропологически-натуралистически и отождествлял его с проявлением нервно-физиологических структур мозга или деятельности мышц. Он сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Используя наблюдения, замеры, анализ, он попытался устранить лишние, непродуктивные движения. Кроме того, он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха. Например, он описывает рациональные движения рабочих при погрузке чугунных болванок или дает рекомендации по оптимизации величины совка лопаты при погрузке угля и т. д.

Ф. Тейлор определял тот объем работы, выполняя который соответствующим образом, рабочий может отдавать рабочую силу в течение длительного времени.

Принципы Ф. Тейлора:

  • • планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию — рабочие;
  • • техники находят одно решение, которое не обсуждается;
  • • чем больше разделение труда, тем выше производительность;
  • • чем больше рабочий работает, тем он больше получает;
  • • каждого человека, независимо от квалификации, можно поставить работать.

Таким образом, согласно концепции Тейлора, необходимо оптимально приспособить человека к машине.

Фильм Ч. Чаплина «Новые времена» является протестом против новых «механизированных» времен. Чарли страдает на фабрике, находясь у конвейера, и счастлив в тюрьме, где ему спокойно и сытно. Работа на фабрике настолько интенсивна и утомительна, что у него происходит решительная переоценка традиционных ценностей: работа уже не благо, а кошмар, в то время как тюрьма — благо.

В нашей стране подход Тейлора всегда критиковался и характеризовался как «научная система выжимания пота» .

Интерес представляют работы немецкого социолога М. Вебера. Он указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы. Функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них.

Он предлагал строить организации по линейному признаку (т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником). Отсюда он предлагал регламентировать функции и количество управленцев. Однако впоследствии было выявлено, что количество служащих и объем работы не всегда связаны между собой. Этот постулат был назван законом Паркинсона.

Развитие идей Тейлора было продолжено А. Файолем. Его считают основателем административной школы управления.

В работе «Основные черты промышленной администрации: прозорливость, организация, распорядительство, контроль» (на русский язык работа была переведена как «Стратегический и промышленный менеджмент»), которая увидела свет в 1916 г., А. Файоль впервые предложил формализованное описание работы управляющих в организации, выделив характерные для них виды деятельности и функции. Им были сформулированы принципы менеджмента, следование которым, безусловно, повышало эффективность управленческой деятельности. Рассматривая профессию менеджера в свете повышения се эффективности, достижения А. Файоля можно распределить по их значимости.

На первом месте находится утверждение, что любая успешная предпринимательская деятельность может быть разбита на следующие взаимосвязанные группы:

  • • техническая деятельность — производство, обработка, изготовление;
  • • коммерческая деятельность — покупка, продажа, обмен;
  • • финансовая деятельность — поиск, привлечение и оптимальное использование капитала;
  • • обеспечение безопасности — защита имущества и людей;
  • • отчетная деятельность — инвентаризация, статистика, бухгалтерский отчет, т. е. «внутренний аудит» ;
  • • деятельность по управлению.

Иными словами, А. Файоль теоретически обосновал деление организации по функциональным областям, или функциональное построение организации. Первые три области являются обязательными при построении современной функциональной организационной структуры. В начале прошлого века еще нс было представления об организации как социальной системе, не было четкого представления и об инновационной деятельности, поэтому не нашли отражения ни «кадры», ни «НИОКР», ни другие функциональные направления деятельности, используемые в современных организациях. Эти направления часто рассматриваются как бизнес-процессы.

В рамках управленческой деятельности, а это второе по значимости его достижение, А. Файоль впервые дал определение управленческой деятельности (читай — менеджмент), включающее в себя пять основных функций:

  • 1) предвидение и планирование — изучение будущего и набросок плана действий;
  • 2) организация;
  • 3) распорядительство — поддержание активности среди персонала;
  • 4) координация;
  • 5) контроль.

Организация, координация и контроль рассматривалась А. Файолем в современном их понимании. В настоящее время большинство авторов соглашаются с тем, что основных функций менеджмента как минимум четыре:

  • 1) планирование;
  • 2) организация;
  • 3) мотивация;
  • 4) контроль.

Некоторые авторы добавляют в этот перечень еще и такие функции, как анализ, прогноз, координация, диспетчеризация, инновация и целый ряд других.

В настоящий момент этот перечень и последовательность действий дополнены и выглядят следующим образом:

  • • установление целей — определение будущего состояния организации;
  • • формирование стратегии — определение способов достижения цели;
  • • планирование работы — определение задач конкретным исполнителям;
  • • проектирование работы — определение рабочих функций исполнителей;
  • • мотивация деятельности — целенаправленное воздействие на работника;
  • • координация работ — согласование усилий исполнителей;
  • • учет и оценка работы — измерение результатов и их анализ;
  • • контроль хода работы — сопоставление результатов с целями;
  • • обратная связь — корректировка целей.

Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений:

  • 1) техническая деятельность;
  • 2) коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
  • 3) финансовая деятельность (поиски капитала и его использование);
  • 4) защитная деятельность;
  • 5) бухгалтерская деятельность;
  • 6) администрирование (воздействие на личный состав).

Основной функцией управления он считал администрирование. Им были сформулированы принципы управления:

  • 1) разделение труда (специализация работ);
  • 2) полномочия и ответственность (каждому работнику делегированы определенные полномочия);
  • 3) дисциплина (рабочие должны выполнять условия соглашения между ними и менеджерами);
  • 4) единоначалие (работник отчитывается перед одним начальником);
  • 5) единство направлений (все действия, имеющие одну цель, должны осуществляться по единому плану);
  • 6) подчиненность личных интересов общим (интересы организации имеют преимущества перед личными интересами);
  • 7) вознаграждение (получение справедливого вознаграждения за труд);
  • 8) централизация (естественный порядок в организации);
  • 9) скалярная цепь (неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии (цепь лиц, состоящих на руководящих должностях));
  • 10) порядок (рабочее место для каждого работника);
  • 11) справедливость (установленные правила реализуются справедливо на всех уровнях);
  • 12) стабильность рабочего места для персонала (установка работающих на долгосрочную работу);
  • 13) инициатива (поощрение работающих к независимым суждениям в рамках делегированных им полномочий);
  • 14) корпоративный дух (объединение интересов в организации).

Кроме того, А. Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).

По мере развития новой техники[1] наблюдается достижение большей гибкости производства. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляются самим коллективом.

В данном случае мотивация становится основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт требовал поиска новых подходов к управлению.

Все эти достижения позволили ему вывести французскую металлургическую компанию, которую он возглавлял, в число если не мировых лидеров, то точно европейских в период, который предшествовал Первой мировой войне.

Эти взгляды и достижения оказали существенное влияние не только на теорию, по и на практическую деятельность. Так, П.-Ф. Друкер в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» приводит такой пример: в 1895 г. Г. Сименс (1839−1901), основатель (в 1870 г.) Deutsche Bank, с помощью концепции организационной структуры, разработанной его другом А. Файолем, спас идущую ко дну компанию Siemens Electric, основанную его двоюродным братом, электротехником и промышленником Э.-В. Сименсом (1816- 1892) и пришедшую в упадок после смерти последнего.

  • [1] Термин «новая техника» применяется к широкому кругу оборудования, принцип действия которого основан на использовании микросхем и соответствующего программного обеспечения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой