Литература.
История России
Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры… Читать ещё >
Литература. История России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму. Его представителями были поэт Г. Р. Державин, писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»), Но русский сентиментализм продержался недолго. Его вытеснил романтизм, появившийся в героическое время Отечественной войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенностями русского романтизма были интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В. А. Жуковского (1783- 1852), исторических романах А.А. Бестужева-Марлинского (1797- 1837) и М. Н. Загоскина (1789−1852).
Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, который связан, прежде всего, с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и других великих писателей. Для этого направления характерны правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа.
В данный исторический период обозначился интерес к русскому фольклору. Это направление разрабатывали представители славянофильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лирические и исторические народные песни, баллады, было собрано и издано П. В. Киреевским (1808−1856).
Театр и музыка
Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько театров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции.
Наиболее известными актерами были М. С. Щепкин (1788−1863), П. С. Мочалов (1800−1848), В. А. Каратыгин (1802−1853), заложившие классические традиции русской театральной школы.
В музыкальном искусстве использовались лучшие народные традиции. Композиторы в основном обращались к историческим, героикопатриотическим сюжетам.
Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский (1799−1862). Самым популярным его сочинением стала опера «Аскольдова могила», поставленная в 1835 г. на либретто М. Н. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М. И. Глинка (1804- 1857). Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.
Принципы реализма и народности широко использовал в своем творчестве А. С. Даргомыжский (1813−1869), оперы которого «Русалка» и «Каменный гость» были впервые поставлены в этот период на русской сцене.
Архитектура и скульптура
Для архитектуры первой половины XIX в. характерно продолжение традиции классицизма, который получил название русский ампир.
Для зодчих этого времени отличительной чертой был синтез архитектуры и скульптуры (хотя и не всегда). Ближе к середине XIX в. в России начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архитектуре, которая приобретает все более функционально-утилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамблей и их упорядочению были главными в архитектурно-градостроительной деятельности данного периода.
Выдающимися зодчими, создавшими замечательные памятники, были:
- • А. Д. Захаров (1761 -1811), по проекту которого в Петербурге возведено здание Адмиралтейства (1806−1823). Именно от него разошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремленность ввысь задала тон всей городской архитектуре;
- • А. Н. Воронихин (1759−1814) — автор проектов Горного института (1806- 1823), а также Казанского собора (1811), с возведением которого ведущая магистраль Петербурга — Невский проспект — приобрела завершенный вид;
- • Огюст Монферран (1786−1858) — французский архитектор, по проекту которого в течение 40 лет (с 1818 по 1858 г.) возводился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту были сооружены 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829−1834) — памятник императору Александру 1 и монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.;
- • К. И. Росси (1775−1849), с творческой деятельностью которого связаны завершающие работы по формированию центральных петербургских архитектурных ансамблей. По проектам К. И. Росси построены здания Сената и Синода (1829−1834), Главного штаба и министерств на Дворцовой площади (1818−1829), Михайловский дворец (1819−1825) (Русский музей);
- • О. И. Бове (1784−1834) — по его проектам в Москве построены Большой театр (1821 -1824), здание Голицынской больницы (1-я градская; 1828−1832), Триумфальные ворота (1827−1834);
- • Д. И. Жилярди (1785−1845), который провел огромную работу по восстановлению памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное его строение — старое здание Московского университета (1817−1819). Большинство московских архитектурных сооружений Д. И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А. Г. Григорьевым (1782−1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823−1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818−1823).
Скульптура как вид искусства в первой половины XIX в. существовала и в сочетании с архитектурой и градостроительством, и самостоятельно.
В первом случае показательно творчество П. К. Клодта (1805−1867). Его скульптурная группа «Укротители коней» (1849−1850), установленная на Аничковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа мастера — памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.
Талантливым скульптором был Б. И. Орловский (1796−1837), в творчестве которого сочетались точность портретного изображения, классическая строгость и величественность (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге, 1828−1836).
По проекту И. П. Мартоса (1754−1835) в 1818 г. был установлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.
Живопись
Русское изобразительное искусство развивалось в первой половине XIX в. в рамках различных художественных направлений: романтизма, классицизма, реализма.
О.А. Кипренский (1782−1836) относился к романтикам в живописи; его кисти принадлежат великолепные портреты А. С. Пушкина (1827), В. А. Жуковского (1816), Е. П. Ростопчиной (1809) и др. В. А. Тропинину (1776−1857) была больше свойственна реалистическая манера письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа («Кружевница»), Создал также галерею портретов героев Отечественной войны 1812 г. (атаман М. И. Платов, партизан А. С. Фигнер, генерал П. И. Багратион и др.).
Классическое направление в живописи было представлено творчеством К. П. Брюллова (1799−1852), писавшим как полотна на исторические сюжеты («Последний день Помпеи», «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.»), так и парадные портреты («Всадница»), а также картинами А. А. Иванова (1806−1858) религиозно-нравственного содержания («Явление Христа народу», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»),.
Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи первой половины XIX в. являлся А. Г. Венецианов (1780−1847), отразивший повседневную жизнь крестьян («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»).
Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки молодых художников.
Основоположником критического реализма в изобразительном искусстве стал П. А. Федотов (1815−1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появились картины, на которых отражены конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон российской действительности («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор»).
Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как и в предшествующие периоды, существовали разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе. Названные компоненты представляли доминирующую часть общественно-культурного и духовного уровня в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.