Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Российская федерация в 1992-1999 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом, переходном, этапе этого периода (1991—1993 гг.) происходил слом политических и партийных структур прежней советской государственности, было разрушено сложившееся плановое хозяйство. Шло становление новой демократической системы в РСФСР, проводились форсированные рыночные реформы, которые сопровождались острой борьбой между исполнительной и законодательной (в форме Советов) ветвями… Читать ещё >

Российская федерация в 1992-1999 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственно-политическое развитие России.

В конце XX в. советское время сменилось эпохой реформирования, первый период которой, охватывающий 1991—1999 гг., характеризуется стремительным разрушением основ прежней государственности и социалистической экономики. Главную роль в этом сыграла команда либералов-реформаторов, возглавляемая первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным.

На первом, переходном, этапе этого периода (1991—1993 гг.) происходил слом политических и партийных структур прежней советской государственности, было разрушено сложившееся плановое хозяйство. Шло становление новой демократической системы в РСФСР, проводились форсированные рыночные реформы, которые сопровождались острой борьбой между исполнительной и законодательной (в форме Советов) ветвями власти.

Второй этап (1994—1999 гг.) был обусловлен принятием в 1993 г. пятой в истории нашей страны Конституции, оформившей новый государственно-политический строй и установившийся режим президентской власти. В этот период эффективность функционирования всей государственно-политической системы значительно ослабла, заметно возросло влияние финансово-олигархических групп и глав регионов, одновременно усилились коррупция госаппарата и криминализация общества.

Государственное строительство Российской Федерации в 1991—1993 гг. Процесс формирования новой российской государственности начался с принятия 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России, что стало важнейшей вехой в становлении институтов власти и управления республики, независимых от союзных структур. (Этот день в 1992 г. объявлен государственным праздником, получившим название Дня России.) На пост Председателя Верховного Совета па съезде был избран Б. Н. Ельцин. Ровно через год, 12 июня 1991 г., опираясь на итоги проведенного в апреле референдума, а также принятый IV Съездом народных депутатов республики Закон о Президенте РСФСР, Ельцин был избран на этот пост в результате всенародного голосования.

После событий августа 1991 г., когда российское руководство своими действиями предотвратило реализацию планов ГКЧП, вся полнота власти перешла от союзного центра к республикам. Осенью 1991 г. руководство России поставило своей целью разрушение структур КПСС, создание новой системы исполнительной власти, а также обеспечение перехода рычагов управления страной от союзных органов к республиканским.

В сфере государственного строительства важнейшей задачей российского руководства было решение вопроса о сохранении территориальной целостности. Еще в 1990 г. автономные республики в составе РСФСР получили статус союзных, что значительно расширило их государственноправовую компетенцию и повысило суверенитет, а в условиях острейшего социально-экономического кризиса между регионами усилились центробежные тенденции, разрушались хозяйственные связи. Это означало для России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР. Для предотвращения «расползания» Российской Федерации необходимо было создать прочный правовой барьер.

Важной вехой в формировании основ новой российской государственности стало подписание в Кремле 31 марта 1992 г. большинством из 89 субъектов РФ Федеративного договора. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами исполнительной и законодательной власти и соответствующими органами власти и управления субъектов Федерации. К числу субъектов РФ были отнесены республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные образования, а также города Москва и Санкт-Петербург. Однако подписание Договора не дало ожидаемых результатов.

После распада Советского Союза и обретения РСФСР (с 1992 г. — Российской Федерацией — Россией) подлинной независимости российская государственность в высшем эшелоне власти была представлена тремя ветвями. Высшая законодательная власть осуществлялась Съездом народных депутатов России и избираемым из числа депутатов двухпалатным Верховным Советом. Исполнительная власть концентрировалась в руках Президента и назначаемого им Правительства. Председатель Правительства утверждался, но представлению Президента Съездом народных депутатов. Систему судебных органов власти венчали Конституционный Суд и Верховный Суд, состав которых также утверждался Съездом народных депутатов. В действующей в тот период Конституции РСФСР 1978 г. с внесенными в нее многочисленными поправками функции и пределы компетенции разных ветвей власти четко определены не были. В условиях поиска оптимальной формы государственности Основной Закон не мог обеспечивать политическую стабильность. На повестке дня стоял первостепенный вопрос: быть ли России президентской республикой, парламентской республикой или парламентско-президентской республикой? В президентской республике глава государства — президент является одновременно гарантом Конституции, возглавляет исполнительную власть, имеет право издавать указы, обладающие силой законов, а также при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять досрочные выборы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой