Стиль образовательных корпоративных изданий
Образовательные издания занимают особое место в ряду корпоративной прессы, в первую очередь в силу специфики своей целевой аудитории. Являясь одним из главных инструментов внутривузовской коммуникации, образовательный корпоративный журнал ориентирован на внутреннюю аудиторию — студенты, профессорско-преподавательский состав, администрация и др. Кроме того, он способствует формированию… Читать ещё >
Стиль образовательных корпоративных изданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образовательные издания занимают особое место в ряду корпоративной прессы, в первую очередь в силу специфики своей целевой аудитории. Являясь одним из главных инструментов внутривузовской коммуникации, образовательный корпоративный журнал ориентирован на внутреннюю аудиторию — студенты, профессорско-преподавательский состав, администрация и др. Кроме того, он способствует формированию и поддержанию на определенном уровне бренда учебного заведения в глазах внешней общественности.
Интенциональность образовательных журналов, как и в целом корпоративных изданий, направлена на формирование положительного имиджа образовательного учреждения для внутренней и внешней аудитории.
Она проявляется в следующих частных интенциях:
- а) оптимизированное информирование о жизни вуза;
- б) внедрение корпоративных ценностей;
- в) создание в коллективе благоприятной рабочей атмосферы;
- г) стимулирование творческой активности сотрудников и др.
Проследим особенности формирования стиля образовательного корпоративного издания на примере журнала «Санкт-Петербургский университет».
Особенности информирования проявляются в тематической модели издания: основным предметом освещения в журнале является университетская жизнь — все события подвергаются корпоративной оценке, отбираются только факты, способствующие формированию положительного имиджа университета.
Оптимизированному информированию о жизни университета способствуют новости следующих тематических сфер.
Новости о событиях, конференциях, встречах, проводимых в университете: СПбГУ принимал лучших математиков (№ 1. 2014); Золотоискатели из СПбГУ получили премию (№ 2. 2014); Торжественное вручение первых PhD дипломов СПбГУ (№ 16. 2013).
Новости образовательного процесса:
Два года — и дорога в медийный мир Европы открыта. В СПбГУ открывают новую учебную программу (№ 2. 2014);
О мире науки просто, популярно, понятно. Открывается новая магистерская программа «Научно-популярная журналистика» (№ 3. 2014).
Новости студенческой жизни:
Репортаж с футбольного матча (№ 15. Ноябрь. 2013);
Война для нас не закончилась…" Студенческий поисковый отряд «Ингрия» провел две очередные Вахты Памяти (№ 13. 2013).
Внедрению корпоративных ценностей служат в первую очередь материалы, посвященные истории университета и способствующие сохранению исторической памяти:
Университетские аудитории стали колыбелью самиздата Ленинграда (№ 2. 2013);
Кантата для науки. Внучка композитора Римского-Корсакова стала известным минералогом (№ 5. 2014).
Здесь университет предстает как учебное заведение с богатой историей, со своими традициями, сложившимися на протяжении веков своего существования.
В одном из номеров, например, материал об университетских анекдотах завершается призывом, который, с одной стороны, указывает на многолетнюю историю университета, с другой же, способствует объединению коллектива и созданию благоприятной рабочей атмосферы:
Здесь приведены только некоторые образцы университетского фольклора, а ведь есть еще различные мифы и легенды, песни, целые пласты экспедиционного фольклора геологов, географов, биологов, археологов и других «полевых» специальностей. Наверняка у всех есть свои предания и о профессорах, и о студентах, со своим специфическим «профессиональным» юмором. Так давайте соберем все это в Музее истории СПбГУ! Тогда со временем при помощи наших филологов-фолъклористов можно будет выпустить большую книгу о фольклоре СанктПетербургского университета («Несерьезное серьезно». № 1. 2014).
Стимулированию благоприятной рабочей атмосферы внутри коллектива, с одной стороны, а с другой — формированию имиджа одного из ведущих университетов страны способствуют следующие публикации.
О материально-техническом оснащении вуза:
Сквозь «прибыльные стекла». От микроскопа Левенгука до ресурсного центра (№ 1. 2014);
Вычислительный центр СПбГУ: быстрее, мощнее, эффективнее (№ 3. 2014).
О научных разработках сотрудников университета, о проводимых в рамках различных грантов исследованиях:
Как «биологическая кристаллизация» поражает мозг. Генетики разбираются в механизме возникновения амилоидов (№ 5. 2014);
Эти непростые простые химические реакции. В лаборатории кластерного катализа СПбГУ под руководством члена-корреспондента РАН профессора Валентина Ананикова разрабатывают методы, с помощью которых можно будет получать новые биологически активные соединения и новые лекарственные препараты (№ 4. 2014).
С интенцией реализации творческой активности и самовыражения связано появление в журнале:
- — литературной критики: «Доешь, Вертинский и кино» — очерк, написанный профессором кафедры истории журналистики В. В. Перхиным (№ 14. 2013);
- — художественных произведений: «Водополь» — рассказ профессора ЛГУ Н. И. Соколова (№ 9. 2011);
- — путевых заметок универсантов: «Соловки. Часть 1. Духовная твердыня Беломорья» (№ 16. 2013); «Остров Наксос — мраморное ухо планеты» (№ 12. 2013) и др.
Этим же целям служат книжные обзоры сотрудников, выпускаемые под рубрикой «Человек читающий»: Доцент СПбГУ Егор Малашичев знает, что лучше читать в палатке под дождем, а не на диване (№ 3. 2014); Людмила Петровна Громова открыла для себя «Остров Крым» (№ 4. 2014) и т. д.
Специфической чертой образовательных корпоративных журналов становится то, что проблемы общественно-политической и культурной жизни страны и мира представлены здесь через призму опыта сотрудников и студентов университета:
Европейская планировка центра и отсутствие холмов делают Петербург весьма привлекательным для тех, кто хочет передвигаться по городу на велосипеде. Городские власти идут навстречу, и уже к концу 2015 года правительство Северной столицы намерено подготовить предложения по трассировке городских велосипедных маршрутов по 16 направлениям, предложенным в «Концепции развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге». Она разработана социологами СПбГУ совместно с командой открытой лаборатории «Город» («Я буду долго ждать велосипед?» // № 5. 2014).
Как и для большинства корпоративных изданий, для образовательного журнала характерно сочетание журналистских жанров и жанров PR-коммуникации. PR-жанры большей частью призваны формировать и поддерживать имидж учебного заведения. С связи с этим мы встречаем:
- — событийные байлайнеры: «Трудитесь, дерзайте и вдохновляйте!» (№ 1. 2014) — байлайнер от лица ректора, посвященный 290-летнему юбилею университета;
- — поздравления: «50 лет в Университете» (№ 15. 2013); «Историк, популяризатор науки, педагог. К 80-летию профессора Владислава Александровича Кутузова» (№ 14. 2013) и др.;
- — факт-листы: «Древо жизни Университета» (№ 1. 2014); «Петербург vs Москва, или Круговорот умов. Выпускники и профессора СПбГУ и МГУ» (№ 4. 2014); «Имена универсантов па административной карте России» (№ 3. 2014) и др.;
- — имиджевые интервью. Например, интервью с одним из проректоров Л. А. Цветковой «Об инновациях в образовании и оптимизации ресурсов» (№ 7. 2011); «Большому университету — большие перспективы» (№ 1. 2014) — интервью с ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым и др.;
— имиджевые статьи: «Профессиональное признание на академическом уровне» (№ 3. 2014) — статья о присуждаемой в Университете престижной научной награде — Невской премии и т. д.
Материалы журналистских жанров создают особую атмосферу образовательного журнала, сближая его с общественно-политическими и деловыми изданиями.
Так, информационные жанры (заметки и отчеты) направлены на информирование об актуальных событиях мира науки (рубрика «На острие науки»). Но основу каждого номера составляют аналитические материалы (в первую очередь — статьи). Опора на аналитику, безусловно, связана со спецификой целевой аудитории журнала, большая часть которой — это «профессионалы речи, владеющие системой научных оценок жанрово-стилевых предпочтений»[1].
Оценочные значения в журнале «Санкт-Петербургский университет» выражаются в основном косвенно, в первую очередь через акцентирование отдельных фактов, способствующих формированию положительного имиджа университета. С этой целью выражение получают следующие смыслы.
Компетентность преподавательского состава (получение премий, наград сотрудниками университета):
В СПбГУ трудится уникальная команда востоковедов и имеются все условия для научной работы. Именно это побудило выпускника Университета, а ныне ученого с мировым именем, профессора Мичиганского университета Александра Дмитриевича Кныша вернуться в свою alma mater и возглавить здесь в рамках гранта новую лабораторию («В СПбГУ узнают, что представляет собой ислам сегодня» // № 1. 2014).
Преимущества образовательного процесса (открытие новых образовательных программ):
Два года — и дорога в медийный мир Европы открыта. Такую перспективу открывает студентам новая уникальная программа
магистратуры по журналистике «Глобальные коммуникации и международная журналистика» (Global Communication and International Journalism), реализуемая в рамках сотрудничества СПбГУ и Свободного университета Берлина (№ 3. 2014).
Наличие передовых технологий:
Сегодня студентам и ученым СПбГУ доступна самая современная техника. Она позволяет не только увеличить изображение объекта до пяти миллионов раз, но и воздействовать на него в процессе работы. Во времена Ломоносова такую возможность сложно было даже представить («Сквозь „прибыльные стекла“» // № 1. 2014).
Успешность выпускников:
Есть те, кто, получив естественно-научное образование, погружаются в науку, и те, кто занимается ее популяризацией. Выпускница СПбГУ Ася Казанцева пошла по второму пути. Сегодня она известный журналист и нисколько не жалеет о своем выборе («Журналист должен быть самостоятельной боевой единицей» // № 3. 2014).
Выражение диалогичности в вузовских корпоративных изданиях связано с установкой на гармонизацию отношений как с внутренней, так и с внешней аудиторией. Поскольку адресат мыслится, с одной стороны, как имеющий непосредственное отношение к миру науки (и собственно к университету), с другой — как массовый читатель, тексты приобретают нередко черты научно-популярного изложения:
Можем ли мы осознанно и целенаправленно применять или не применять имплицитные знания (знания, полученные неосознанно)? Влияет ли на использование таких знаний наличие у человека определенной стратегии при решении задач и принятии решений? Чтобы ответить на эти вопросы, психологи СПбГУ провели исследование, в ходе которого были созданы условия, чтобы имплицитные и эксплицитные знания вступали в противоречие. Это было необходимо для того, чтобы понять, какие из них пользуются приоритетом («Интуиция пасует перед противоречиями» // № 5. 2014).
В приведенном примере мы можем встретить основные черты выражения диалогичности в образовательном корпоративном журнале. Текст адресован образованной аудитории, о чем свидетельствует и литературный язык (имеет черты научного стиля), и наличие сложных конструкций (сложноподчиненных предложений с придаточными цели). Разнородность аудитории подчеркивается, например, пояснительной конструкцией, ориентированной па неподготовленного читателя (знания, полученные неосознанно). Текст начинается предполагаемыми вопросами адресата, на которые автор в дальнейшем намерен ответить. Такое построение направлено на стимулирование интереса к излагаемому.
- [1] Цветова Н. С. К проблеме формирования речевой концепции корпоративного издания // Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации): матер, науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативныхпроцессов (Корпоративные массмедиа) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2010. С. 171.