Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология редактирования. 
Стилистика и литературное редактирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ознакомительное чтение — это знакомство с текстом как целостным речевым произведением. На этом этапе редактор решает, соответствует ли содержание текста поставленной задаче, есть ли в нем новое и интересное для читателя или потенциального клиента, соответствует ли форма текста его содержанию и назначению. Все эти выводы он делает на основе сопоставления содержания текста с тем, что известно ему… Читать ещё >

Технология редактирования. Стилистика и литературное редактирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными операциями редакторской работы являются профессиональное чтение рукописи и ее правка. Существует несколько разновидностей чтения и правки, соответствующих этапам редакционной подготовки материала.

Виды редакторского чтения

В практике редактирования приняты следующие виды профессионального чтения: ознакомительное, углубленное (аналитическое) и шлифовочное.

Ознакомительное чтение — это знакомство с текстом как целостным речевым произведением. На этом этапе редактор решает, соответствует ли содержание текста поставленной задаче, есть ли в нем новое и интересное для читателя или потенциального клиента, соответствует ли форма текста его содержанию и назначению. Все эти выводы он делает на основе сопоставления содержания текста с тем, что известно ему и предполагаемому читателю по теме из других источников информации и оценки основных качеств текста, о которых шла речь выше.

По технике ознакомительное чтение мало чем отличается от обычного просмотра, скажем, утренней газеты. Можно охватывать взглядом не только отдельные слова, но и целые строки и даже абзацы — читать по диагонали, преследуя цель проследить за общим смыслом, развертыванием содержания, соотношением частей и не концентрируя внимания на отдельных фактах, деталях, именах. При ознакомлении с текстом можно делать карандашные пометы в тексте и на полях (например, отмечать непонятные или трудные для понимания фрагменты, ставить вопросы), которые помогут в дальнейшей работе редактора с автором и его произведением.

Цель ознакомительного чтения — редакторское решение о том, пригоден ли текст в принципе для опубликования.

Важнейший результат знакомства редактора с произведением — это выработка стратегии дальнейших действий: текст может быть возвращен автору на доработку или принят к публикации.

Текст А Люди пользовались мебелью всегда, Но о том, как выглядели первые кровати, столы и стулья, мы можем судить в основном только по рассказам и рисункам современников. А вот столяр из Обазинского монастыря во Франции 850 лет тому назад сделал такой прочный шкаф для посуды, что он в первозданном виде дошел до наших дней. Э го, по свидетельству историков, самый древний предмет мебели в мире. Древний буфет, правда, совсем не красив и скорее напоминает сундук на ножках. Запирается он на засов, а потом запирается настоящим амбарным замком. Но если дизайн не устроил бы современных любителей роскошных меблировок, то качество древесины и мастерство работы заставят позавидовать любого. В самом деле — за все прошедшие века своего существования буфет ремонтировался не более пяти раз, и то в чисто косметических целях.

Текст Б

Элегантная тактичность и утонченный консерватизм — вероятно, по этим критериям жюри выбрало «горячую десятку» лучших стульев, «стул года» и призеров двух других конкурсов, проводившихся в рамках 23 международной выставки стульев Promoscdia в Удино (Северная Италия). За четыре дня журналистам, архитекторам и дизайнерам предстояло оценить 5000 моделей от 200 фирм-производителей с точки зрения эстетики, эргономичности и технологических новаций.

Мечтатели и экспериментаторы демонстрировали полеты своей фантазии во внеконкурсных мероприятиях — таких, например, как выставка «Фантастические стулья» или музыкальное представление «Там, Там, Там» на резонирующих сиденьях. Начало третьего тысячелетия, похоже, приводит в замешательство творцов моды: непонятно, каким должен быть образ нового человека и вещей, его окружающих. Верность образцам, ставшим классикой, — таково решение ведущих итальянских дизайнеров (семь из десяти победителей) и их зарубежных коллег.

После ознакомительного чтения следует второй этан работы — углубленное, или аналитическое, чтение. Оно требует предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой, задавать вопросы по существу. Наиболее близкая аналитическому чтению аналогия — это изучение учебной или научной литературы, с той только разницей, что и тогда может происходить непроизвольное ослабление внимания, а редактор должен научиться максимально контролировать процесс чтения.

Анализируя форму и выделяя ее части (слово — предложение — сверхфразовое единство — текст), редактор оценивает и язык, и содержание. Он сопоставляет связанные по смыслу элементы между собой, с контекстом, формулирует вопросы и замечания на нолях, отмечает ошибки, смысловые неясности, расплывчатые формулировки.

Редактор должен стремиться к тому, чтобы для него не осталось в материале ничего непонятного. Именно в ходе углубленного чтения он анализирует текст с предметно-логической, структурной, стилистической точек зрения. И каждому из этих аспектов анализа соответствуют свои приемы работы, о которых будет сказано далее. Надо помнить, что в любом фрагменте текста может встретиться неточность или ошибка. Сознательная установка на обнаружение возможной ошибки — профессиональное умение, и реализуется оно во время аналитического чтения. Ошибки и неточности отмечаются в тексте, на полях формулируются замечания, вопросы.

Цель углубленного чтения:

  • — профессиональная оценка текста с точки зрения того, нужна ли правка. Теоретически, если при анализе не выявлены недостатки, процесс редактирования может этим ограничиться;
  • — выработка представления о том, в каких аспектах, как и в каком объеме нужно править текст, если это необходимо; и какой результат может быть достигнут.
  • Ш Прочитайте предельно внимательно текст, А из предыдущего задания. Выделите факты, определите их смысловые связи, оцените стиль изложения. В тексте много фактических, логических и стилистических погрешностей. Найдите их, сопоставляя связанные по смыслу реалии, реалии и их наименования, вспомните правила практической стилистики, сформулируйте вопросы к тексту.

Сравните Ваши ответы с результатами нашего анализа, представленными в таблице.

Работа редактора с текстом.

Фрагмент текста.

Аналитические действия, вопросы и выводы редактора.

Люди пользовались мебелью всегда.

Преувеличение. А пещерные люди? Обязательно ли править этот фрагмент, решайте сами: мы часто преувеличиваем.

Но о том, как выглядели первые кровати, столы и стулья, мы можем судить в основном только, но рассказам и рисункам современников.

  • 1) Чьих современников — стульев и кроватей? Стилистическая неточность
  • 2) «Современники стульев» изображать их могли, но рассказывать специально об утилитарных предметах? Маловероятно, если только мимоходом. Стилистическая неточность

А вот столяр из Обазинекого монастыря во Франции 850 лет тому назад сделал такой прочный шкаф для посуды, что он в первозданном виде дошел до наших дней.

Редактор должен обратить внимание на факты: название монастыря, его местонахождение, дату изготовления изделия. Все это должно быть точно и достоверно.

Это, по свидетельству историков, самый древний предмет мебели в мире.

Сомнительно: если буфету 850 лет (см. предыд. фразу), то он сделан в XII в. Тогда мебель была. Значит, либо в этой, либо в предыдущей фразе фактическая неточность. Скорее всего, речь идет не просто о древних, а о сохранившихся древних предметах мебели.

Древний буфет, правда, совсем не красив и скорее напоминает сундук на ножках. Запирается он на засов, а йотом запирается настоящим амбарным замком.

Представления о внешнем виде буфета описание не дает. Если он похож на сундук, то откидывается ли у него крышка вверх, как у сундука, или все-таки открываются дверцы фасада? На каких он ножках — коротких или высоких? Как сочетаются засов и амбарный замок? Но детали подтверждают авторскую оценку, что буфет не красив.

Фрагмент текста.

Аналитические действия, вопросы и выводы редактора.

Но если дизайн не устроил бы современных любителей роскошных меблировок, то качество древесины и мастерство работы заставят позавидовать любого.

Сопоставление высказываний дизайн не устроил бы любителей роскошных меблировок и качество древесины и мастерство работы заставят позавидовать любого обнаруживает частичное противоречие. Мастерство все-таки предполагает не только прочность, но и привлекательный внешний вид, то есть как раз на языке современности — дизайн. Да и само это слово — анахронизм, и речь идет, видимо, о любителях не роскошных меблировок, а антиквариата.

В самом деле — за все прошедшие века своего существования буфет ремонтировался не более пяти раз, и то в чисто косметических целях.

Утверждение буфет ремонтировался не более пяти раз, и то в чисто косметических целях — действительно аргумент в пользу мастерства работы, но стилистическая неточность есть: речь идет о реставрации — восстановлении первоначального вида, а не ремонте — устранении недоделок, поломок, недочетов.

После углубленного чтения начинается собственно правка текста, а когда она будет закончена, редактор еще раз прочитает текст — это уже контрольное чтение выправленного варианта. Эту операцию называют шлифовочным чтением.

На этом этапе подготовки текста редактор анализирует собственную работу: сверяет фактические данные, проверяет все названия, даты, единообразие написания цифр, фамилий, инициалов. Он преимущественно скользит по тексту, задерживая внимание только на наиболее трудных местах правки. При этом редактор отвечает себе на вопросы: обоснованна ли правка, в какой степени устранены авторские недочеты и акцентированы сильные стороны произведения, достигнут ли результат, намеченный при ознакомительном и аналитическом чтении.

Основная цель шлифовочного чтения — критическая оценка редакторского труда.

Сложность шлифовочного чтения в том, что редактор тоже привыкает к тексту и возникает повышенная вероятность пропустить погрешности в собственной работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой