Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«El Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данной диссертации обусловлена важностью понимания особенностей индивидуального творческого мировоззрения, формирующегося в условиях возникновения и развития индустриального общества массового потребления и раскрывающегося в форме «персонального журнализма», альтернативного редакционным средствам массовой информации, представляющих индустриальное общество. Природа и основные ценностные ориентиры… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава I. Эссеистическая природа журнала «El Espectador».стр
  • Глава II. Тематические циклы и идея-доминанта моножурнала Ортеги .стр
    • 1. О человеке и его жизни. стр
    • 2. О прошлом. стр
    • 3. О настоящем и будущем. стр
    • 4. О литературе. стр
    • 5. Об искусстве и о прекрасном. стр
    • 6. Идея-доминанта моножурнала Ортеги. стр
  • Глава III. Две особенности поэтики журнала «El
  • Espectador».стр
    • 1. Метафизический ландшафт Ортеги. стр
    • 2. Проблема метафоры в эссеистике Ортеги. Центральная метафора журнала «El Espectador».стр

«El Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Хотя работа журналиста в современных редакционных изданиях включает в себя большую долю индивидуального творчества, в основном она представляет собой коллективную деятельность1. Поэтому большой интерес для теории и истории журналистики вызывают те немногие издания, которые являются детищем лишь одного автора и представляют собой своеобразную альтернативу редакционным медиа. Яркий пример такого издания одного.

— у автора — журнал «Эль Эспектадор» (исп. «El Espectador»), выпускавшийся одним единственным человеком, выдающимся испанским философом XX столетия Хосе Ортегой-и-Гассетом.

XX век стал эпохой, когда свободное выражение своего мнения окончательно утвердилось как одно из главных прав личности, к соблюдению которого стремятся демократические общества. «Без свободы печати не может.

— з быть нормально функционирующего, устойчивого общества." - отмечает Я. Н. Засурский. Средства массовой информации стали основной сферой, в которой реализуется право личности на свободу слова.

Однако XX столетие также стало эпохой небывалого, систематического ущемления свободы слова бюрократическим государственным аппаратом и авторитарными режимами, самые страшные из которых были построены в фашистской Германии и сталинском Советском Союзе. В этот период парадоксальным образом сочетаются небывалый рост индивидуализма и.

1 Л. Г. Свитич отмечает, что «сам процесс (журналистского) творчества носит творческо-индивидуальный характер, но тип деятельности в целом — коллективный.» (Свитич Л. Г. Феномен журнализма, М., 2000, с. 145).

2 Словарь испанского языка Испанской Королевской Академии (Diccionario de la lengua espanola. Madrid, Vigesima primera edicion, 1992) предлагает два толкования слова «espectador», каждое из которых, по нашему мнению, отражает те соответствующие «оттенки» смысла, которые Ортега хотел вложить в название своего издания. Во-первых, «espectador» — это «тот, кто внимательно смотрит на объект», то есть «внимательный наблюдатель». Во-вторых, «espectador» — это «зритель». Подробнее о концепции названия журнала см. в соответствующих главах диссертации. 4 тоталитаризм, государственная бюрократия и частное предпринимательство. Помимо прямого ущемления права человека на свободу слова государством, в рассматриваемый нами период возникла и начала приобретать все большие масштабы проблема зависимости индивида от коммерческой и политической рекламы, самого общественного мнения.

И по сей день свобода слова остается во многих случаях лишь декларацией, а на практике мы часто встречаемся с нарушениями этого права. Американский специалист в области средств массовой информации Эверетт Дэннис отмечает: «Благородные идеи свободы слова и прессы в том виде, как их видели философы-просветители и их последователи, смогли бы сослужить обществу добрую службу, но во многих случаях они пока остаются лишь благородными идеями, а не превратились — а возможно, и никогда не превратятся — в реальные завоевания.» 4 Помимо государственного давления на прессу, свободу журналистов ограничивает «влияние покровителей, начальства, общества» 5. Отечественный теоретик журналистики Е. П. Прохоров отмечает, что свободной деятельности журналистов препятствуют «законодательные ограничения, политические решения, экономические порядки и т. д.» 6.

В результате увеличения газетных тиражей, а также с появлением и развитием радио и телевидения, журналистика в XX столетии стала еще одним коммерческим продуктом, удовлетворяющим те средние культурные требования, которые предъявлял к ней массовый читатель. «Именно интересы аудитории стали основными ориентирами коммерческой прессы, преобладающим стало аудиторное направление, потому что оно приносит прибыль (.)» — пишет Л. Г. Свитич.

3 Засурский Я. Н. Роль стредств массовой информации в обществе//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1995, № 2, с.З.

4 ЭДеннис, Д.Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М., 1997. с. 32.

5 Там же, с.ЗЗ.

6 Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. М., 1995, с. 192.

7 Там же, с. 107. 5.

Конечно, как в истории так и в наши дни можно найти немало примеров качественных изданий. Однако работающие в них журналисты также зависят от целого комплекса профессиональных требований, таких как редакционная политика, формат изданий, строгие каноны подготовки материалов и т. д. Человек, посвящающий себя журналистике, неминуемо должен принять определенные «правила» журналистской «игры». Это логично, поскольку являясь, помимо творческой, еще и одной из производственных сфер деятельности человека, журналистика требует соблюдения определенной «технологии». Экспериментам и абсолютной творческой свободе здесь не место, скорее, они относятся к таким областям, как искусство, литература. Даже в альтернативных изданиях авторы также так или иначе зависели от руководителей, коллег, субкультуры или политических идей, проводниками которых они являлись.

Возможности автора, одновременно являющегося учредителем, корреспондентом, главным редактором, распространителем газеты или журнала, кардинально отличаются от положения журналиста, работающего в редакционном коллективе крупного массового издания. В рамках своего проекта такие журналисты-одиночки более свободны от официальной идеологии, политики и стереотипов, имеют возможность рассматривать самые разнообразные события и явления отстраненно, сквозь призму человеческой индивидуальности и личностного духа, без спешки и суеты.

Автор «El Espectador’а» прекрасно понимал, какое огромное влияние оказывает пресса на общество, ведь он был профессиональным журналистом р он шутил, что «родился на печатной машине»). Не большие трактаты, которых у Ортеги очень немного, а именно статьи, опубликованные в газетах, журналах и «El Espectador’e», стали главным проводником его философских идей, имеющих непосредственное, практическое отношение к жизни людей, а не.

8 Отец Ортеги, Хосе Ортега Мунилья, известный журналист и писатель, возглавлял литературный отдел этого издания, принадлежавшего семье его жены, а в 1900 — 1906 годах работал главным редактором газеты. 6 относящихся лишь к области теории. Более того, он был основателем ряда крупнейших изданий.9 И именно потому, что Ортега знал о работе в газете не понаслышке, он составил весьма критичное представление о роли прессы в жизни современного человека.

Частная жизнь человека, его «интимное» пространство, в пределах которого он чувствует себя свободным от мнения и вкусов большинства, всегда являлась для Ортеги безусловной ценностью. Во многих своих работах, наиболее известной из которых стала книга «Восстание масс», Ортега дал безжалостную характеристику агрессивному обществу потребления, навязывающему всему миру свои вкусы и мнения. Газеты же, по мнению философа, «son el lugar donde mas pronto y mas claramente se manifiesta lo falso de cada epoca» 10(l), создаются современные «мифы» 11 об интересах государства, комфорте, стабильности.

Следствием поточного характера журналистской работы, по мнению Ортеги, была недостаточная глубина осмысления материала, а также сиюминутность интересов журналистов. «El periodico es el arte del acontecimiento como tal.- писал автор «El Espectador’a»: «Su mision no es buscar la realidad latente, que un dia quedara destilada en los sucesos (.) El perio’dico, por el contrario, asiste al acontecimiento, y lo que mas debe interesarle es, precisamente, su apariencia, lo que de el se habra ya manana volatilizado.» 12(2) Между тем, основным предметом интереса Ортеги было как раз, наоборот, внутреннее содержание, скрытый и вечный смысл разнообразных явлений.

Ортега мечтал о том, чтобы печать просвещала, воспитывала массы, а не была их рупором. Он был убежден в необходимости появления нового.

9 В 1917 году Ортега принял участие в основании газеты «Sol». Когда, в 1931 году, газета вышла из-под контроля издателя, дружественного Ортеге, философ поддержал новую альтернативную газету «Crisol», переименованную в 1932 году в «Luz». В 1923 году появился его журнал «Revista de Occidente», который выходил вплоть до 1936 года. Ежемесячный выпуск журнала был возобновлен в 1963 году, и сейчас он является одним из наиболее авторитетных испаноязычных изданий, посвященных проблемам философии и культуры.

10 J. Ortega у Gasset. Obras completas. Madrid, 1963, T.2, p.730.

11 В данном случае имеются в виду современные общественные мифы, проанализированные Роланом Бартом в его книге «Мифологии» (Барт Р. Мифологии. М., 1996).

12 J. Ortega у Gasset. Obras completas. Madrid, 1963, T.2, p.451. 7 журналистского сознания. «Una de las grandes reformas europeas tiene que ser la.

13 de su prensa." (3) — писал Ортега. Пока такой реформы не произошло, свободно располагать своими временем и мыслями и полностью посвятить себя изучению интересующих его вопросов Ортега мог в рамках такого издания, в котором он не был бы связан никакими редакционными, общественными и финансовыми обязательствами. Именно таким стал для него журнал «El Espectador» .

Объектом данного исследования является издание Хосе Ортегии-и-Гассета «El Espectador» как журнал одного автора, альтернативный массовым редакционным медиа XX века.

Предмет исследования — материал моножурнала Хосе Ортеги-и-Гассета «El Espectador», рассмотренный в контексте биографии автора, испанской и мировой истории и культурных тенденций XX века.

Актуальность темы

данной диссертации обусловлена важностью понимания особенностей индивидуального творческого мировоззрения, формирующегося в условиях возникновения и развития индустриального общества массового потребления и раскрывающегося в форме «персонального журнализма», альтернативного редакционным средствам массовой информации, представляющих индустриальное общество. Природа и основные ценностные ориентиры индивидуального сознания данной эпохи, представленного в виде журналистского текста и рамках периодического издания, представляет несомненный интерес сегодня, в период формирования информационного общества, когда, благодаря современным средствам коммуникации, существенно увеличиваются возможности человека, связанные с выражением и распространением собственного мнения, и одновременно повышается степень воздействия на личность, реализуемого также при помощи бурно развивающихся средств коммуникации и массовой информации. Попытка построения индивидуальной эссеистической модели современного.

13 Там же, р.730. мира, осуществленная Ортегой в журнале «El Espectador», представляет собой пример создания нового мировоззренческого принципа, основанного на толерантном и творческом отношении к действительности, — опыт чрезвычайно необходимый для человечества, переживающего крупные экономические, социальные и культурные перемены.

Степень разработанности темы. Существует большое количество работ зарубежных авторов, рассматривающих жизнь и творчество Ортеги в различных ракурсах (философском, филологическом, биографическом, социально-историческом и т. д.). За последние годы и в России появился ряд интересных научных публикаций, знакомящих отечественного читателя с публицистикой Ортеги (это работы П. П. Гайденко «Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс», Г. И. Фридлендера «Философия искусства и искусство философа» 14, В. Е. Багно «Хосе Ортега-и-Гассет: Мысли о культуре и культура мысли Хосе Ортеги-и-Гассета» 15, И. П. Петровского «Испания как метафора» 16 и.

ДР-).

Однако, насколько мы можем судить, отсутствуют специальные работы, посвященные целостному анализу журнала Ортеги. Лишь в одной из глав ставшей уже почти канонической книги Висенте Романо Гарсиа «Хосе Ортега.

17 и-Гассет — публицист" рассматриваются в самом общем виде тематика и характеристики «El Espectador’a» .

Научная новизна работы. В диссертации впервые в истории журналистики предлагается комплексный анализ моножурнала Хосе Ортеги-и-Гассета «El Espectador» с целью выявления природы жанра издания, его тематических циклов и главной идеи, а также некоторых особенностей поэтики произведения.

На защиту выдвигаются следующие положения:

14 Фридлендер Г. М. Философия искусства и искусство философа. Цит. по: Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

15 Багно В. Мысли о культуре и культура мысли Хосе Ортеги-и-Гассета//Вопросы литературы. — М., 1991. — № 2.

16 Петровский И. Испания как метафора. — Цит. по.: Х. Ортега-и-Гассет. Этюды об Испании, Киев, 1994.

17 Romano Garcia V. Jose Ortega y Gasset publicista. Madrid., 1976. 9.

1. Решение Ортеги об издании своего персонального журнала вызвано его устремленностью к независимому от редакционных изданий публицистическому творчеству, для которого характерны просвещенный индивидуализм и внимание к духовной жизни человека. Существует несомненная преемственная связь моножурнала Ортеги с публицистической и литературной деятельностью целой плеяды испанских интеллектуалов, известных как «Поколение 98»: Пио Барохи, Асорина, Мигеля де Унамуно и др. В создании «El Espectador’а» Ортега ориентировался на опыт виднейших испанских публицистов Эмилии Пардо Басан и Леопольдо Аласа, издававших на рубеже веков журналы одного автора. Для журналов одного автора характерны приоритет личностного взгляда на мир и ориентация на универсальность охвата действительности, которая воплощается в эклектичной структуре их материала. Журналы Пардо Басан, Кларина и Ортеги посвящены разнообразным сферам знаний: философии, литературе, науке, искусству, политике, быту и др.

2. Материал журнала Ортеги принадлежит и к более широкому культурному явлению — эссеистической традиции. Журнал одного автора «El Espectador» представляет собой интереснейший образец эссеизации журналистики как отрасли знания, или, точнее, эссеизации журнала как типа периодического издания. В материале журнала автор запечатлевает свое индивидуальное духовное бытие, нуждающееся в обосновании ввиду кризисных тенденций, обозначившихся в развитии мировой цивилизации в начале XX века.

3. Принципиальная точка зрения автора на разнообразные явления, представленные в «El Espectador’е», проистекающая из идеи-доминанты журнала (категорического требования полной самоотдачи человека выбранной им деятельности) объединяет разнородный материал издания, придает его компонентам характер соотносящихся.

10 между собой вариантов реализации единого отношения человека к окружающей действительности. Эта точка зрения входит в противоречие с постулируемой Ортегой необходимостью постоянной саморефлексии, перед которой жизнь ставит человека. Существование, проходящее в действии и свободное от сомнений в объективной ценности этого действия, является скорее недостижимой мечтой автора, которую он не может реализовать в силу экзистенциалистской трагичности своего мировоззрения.

4. Сам Ортега, переживающий драму разрыва между собственным существованием и окружающим миром, находит свою иллюстрацию в «эссеистической действительности» журнала: «зритель», наблюдающий эссеистическую действительность своего произведения, представляет собой центральную метафору «El Espectador’а», самоопределяясь в этой действительности, но никогда полностью не совпадая с ней — находясь в каждом элементе этой подвижной структуры и одновременно за ее пределами — как сторонний наблюдатель. «Пространство» между автором и текстом, наблюдателем и наблюдаемым, является интенцией (отношением, устремленностью Ортеги к произведению) и обнаруживает автора как «центр» произведения, объединяющий все его компоненты в едином самосознании.

Практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики нового выдающегося образца журналистского творчества, которым является моножурнал Ортеги «El Espectador» .

Кроме того, подробное изучение «El Espectador’а» необходимо для понимания специфики творчества Ортеги в целом. Результаты исследования.

11 позволят расширить представление о художественном стиле Ортеги, выполняющем важнейшую роль в раскрытии его философских идей.

Выдающийся пример журналистского мастерства, журнал «El Espectador» также представляет интерес для журналистов, работающих в современных средствах массовой информации.

Работа может быть использована в учебных курсах по истории мировой журналистики, литературы и философии XX века.

Структура диссертации обусловлена необходимостью комплексного и последовательного анализа рассматриваемой темы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения и Библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

272. «Для человека недовольного, для мыслителя, как Бароха, действие есть тот принуждающий ингредиент счастья, который мы находим выходя за пределы самих себя.» .

273. «Действие становится жизнью нашего сознания, когда последнее посвящает себя преобразованию реальности (.)» .

274. «Эта здоровая надежда исходит из нашей воли, как стрела летит из лука. Наступление лучшего времени зависит от нас, от нашего поколения.» .

275. Мы вверены самим себе: никто нас не защищает, но никто нами и не управляет." .

276. «Будет ли чем-нибудь и кому-нибудь полезен „El Espectador“? Не могу этого гарантироватьно считаю хорошим знаком, что этот проект родился из (.) моей веры в будущее благополучие людей.» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники:1.) Произведения Хосе Ортеги-и-Гассета:
  2. Ortega у Gasset J. Obras completas. Madrid, 1983, T.l.
  3. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1963, T.2.
  4. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1947, T.3−6.
  5. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1947, T.3−6.
  6. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1969, T. l0−11.
  7. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1969, T. l0−11.
  8. Ortega y Gasset J. Obras completas. Madrid, 1983, T. l2.
  9. Ortega y Gasset J. Cartas de un joven espanol. Madrid, 1991.
  10. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. Вып. 2, М., ИНИОН АН СССР, 1980.
  11. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия//Вопросы философии, 1984, № 11.
  12. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы. В кн.: Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  13. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Тема нашего времени. В кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  14. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  15. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.
  16. Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994.
  17. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.
  18. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон-Кихоте». СПб, 1997.
  19. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М., 2000.1872. Произведения других писателей, публицистов и философов:
  20. L. (Clarin). Museum (Mi Revista), № 1, Folletos Literarios. Madrid, Julio, 1890.
  21. Alonso D. Obras completas. Madrid., 1972−1989.
  22. Azorin (Martinez Ruiz J.) Obras completas. Madrid., 1947−1963.
  23. Baroja, P. Obras completas. Madrid, 1947−1948.
  24. Cernuda L. Poesia completa. Barcelona, 1977.
  25. Dario R. Poesia. Obras completas. Madrid. 1950 — 1955, T.5.
  26. Ganivet, A. Idearium espanol- El porvenir de Espana. Madrid, 1996.
  27. Gongora L. Poesias. La Habana, 1963.
  28. Guillen J. Homenaje: Poesias. Madrid., 1993.
  29. Machado A. Poesia. Barcelona, 1982.
  30. Machado A. Campos de Castilla. Madrid, 1989.
  31. Martinez Ruiz J. La Voluntad. Madrid, 1968.
  32. Pardo Bazan E. Nuevo teatro critico. Madrid., 1892.
  33. Salinas P. Poesia. Madrid., 1971.
  34. Unamuno M. Obras completas. Madrid, 1950.
  35. Unamuno. M. Miguel de Unamuno. Madrid, 1986.
  36. Асорин. Избранные произведения. М., 1989.
  37. П. Алая заря. М., 1964.
  38. Борхес X. J1. Стихотворения. Сочинения: в 3 т. М., 1997, т.З.
  39. Ф.М. Дневник писателя. Полное собрание сочинений. Д., 1972−1988, т. 20−27.
  40. Испанский театр XVI—XVII вв.еков. Лопе де В era. Тирсо де Молина.188
  41. Кальдерон де ла Барка. М., 1996.
  42. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  43. С. Болезнь к смерти. В сб. Этическая мысль, М., 1990.
  44. С. Страх и трепет. М., 1993.
  45. А. Зеркало лимба. М., 1989.
  46. А. Избранное. М., 1975.
  47. М. Опыты. М., 1979.
  48. Ф. Так говорил Заратустра. В кн.: Ницше Ф. Собрание сочинений. В 2 т. М., 1990, т. 1.
  49. Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.
  50. Платон. Теэтет. М. Л., 1936.
  51. Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967.
  52. Сартр Ж.-П. Тошнота. СПб., 1999.
  53. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
  54. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. — В сб.: Сумерки богов., М., 1990.
  55. Сент-Экзюпери. Сочинения. В 3 т. Рига, 1997.
  56. М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Собр. Соч. В 5 т. М., 1961, т. 1,2.
  57. М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М., 1997.
  58. М. де. Избранное. В 2 т. Л., 1981.
  59. М. Искусство и пространство. В сб.: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  60. П.И. Х.Ортега и Гассет и его «Восстание масс"// Вопросы философии, 1989, N 4.
  61. О.В. Ортега-и-Гассет. Размышления о гуманизме и о Дон Кихоте. В кн.: «Сервантесовские чтения». Л., 1985.
  62. А.Б. Учение о человеке в философии Хосе Ортеги-и-Гассета. М., 1978.
  63. А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет. В кн.: Философы двадцатого века. М., 1999.
  64. И. Испания как метафора. В кн.: Х. Ортега-и-Гассет. Этюды об Испании, Киев, 1994.
  65. A.M. Предисловие. В кн.: Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.
  66. В.Ю. Человек бунтующий и человек играющий (проблемы творчества и культуры в произведениях Мигеля де Унамуно и Хосе Ортеги-и-Гассета. В кн.: Западноевропейское искусство XX века. М., 1978.
  67. Г. М. Философия искусства и искусство философа. В кн.: Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры, М., 1991.
  68. Хосе Ортега-и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура: Материалы «круглого стола». М., 1978.
  69. Abad Pascual J.J. El metodo de la razon vital y su teoria en Ortegay Gasset. Madrid., 1992.6 *•
  70. Araya G. Claves filologicas para la comprension de Ortega. Madrid, 1971.
  71. Bayon J. Razon vital y dialectica en Ortega. Madrid, 1972.190
  72. Cepeda Calzada P. Las ideas politicas de Ortega y Gasset. Valladolid, 1968.
  73. Cerezo Galan P. La voluntad de aventura. Aproximamiento critico al pensamiento de Ortaga y Gasset. Barcelona, 1984.
  74. Chamizo Dominguez P.J. Ortega y la cultura espanola. M., 1985. i /
  75. Fernandez P. H. Ideario etimologico de Jose Ortega y Gasset. Gijon, 1981.
  76. Garagorri P. Introduccion a Ortega. Madrid, 1970.
  77. Garagorri P. Unamuno y Ortega. Pamplona, 1972.
  78. Garcia Astrada A. El pensamiento de Ortega y Gasset. Buenos Aires, 1961.
  79. Garcia Casanova J. Ontologia y sociologia en Ortega y Gasset. Granada, 1993.
  80. Gironella J. Filosofia y vida. Cuatro ensayos sobre actitudes: Nietzsche, Ortega, Croce, Unamuno. Barcelona, 1946.
  81. Gomez Cambres G. Presencia de Ortega. Malaga, 1990.
  82. Gomez de la Sierna R. Automoribundia. Buenos Aires, 1948.
  83. Gonzales Caminero N. Unamuno y Ortega. Roma, 1987.
  84. Granell M. Ortega y su filosofia. Madrid, 1960.
  85. Gray R. Jose Ortega y Gasset: El imperativo de la modernidad, Madrid, 1994.
  86. Jimenes Grullon J. Al margen de Jose Ortega y Gasset. Merida, T. 1,2,3, 19 541 959.
  87. Iriarte J. Ortega y Gasset. Su persona y su doctrina. Madrid., 1942.
  88. Iriarte J. La ruta mental de Ortega. Critica de su filosofia. Madrid, 1949.
  89. Lalcona J. El idealismo politico de Ortega y Gasset. Un analisis sintetico de su filosofia politica. Madrid, 1974.
  90. Lasaga Medina J. Ortega y Gasset, Madrid, 1997.
  91. Llera L. Ortega y la edad de plata de la literatura espanola. Roma, 1991.
  92. Marias Aguilera J. Acerca de Ortega. Madrid, 1971.
  93. Marias Aguilera J. Circunstancia y vocacio’n. Madrid, 1983.
  94. Ortega Spottorno S. Jose' Ortega y Gasset. Imagenes de una vida (1883−1955). Madrid, 1983.
  95. Regalo Garcia A. El laberinto de la razon: Ortega y Heidegger. Madrid. 1990.191
  96. Romano Garcia V. Jose Ortega y Gasset publicista, Madrid, 1976.
  97. Senabre Sempere R. Lengua y estilo de Ortega y Gasset. Salamanca, 1964.
  98. Senabre Sempere R. El escritor Jose Ortega y Gasset. Caceres, 1985.
  99. Э.Е. Человек и история в творчестве Газиела. М., 2001.
  100. А.И. Образ Дон Кихота и борьба идей в Испании XX века. В кн.: И. А. Тертерян. Человек мифотворящий. М., 1988.
  101. Bravo-Villasante С. Introduccion. Цит. по: Emilia Pardo Baz6n. La vida contemporanea (1896−1915). Madrid, 1972.
  102. Fox E.I. La crisis intelectual del 98. Madrid, 1976.
  103. Lain Entralgo P. La generacion del noventa y ocho. Madrid, 1959.
  104. Lopez Morillas J. El crausismo espanol. Ciudad de Mexico: Fondo de cultura economica, 1956.
  105. Marias J. Los espanoles. Madrid, 1972.
  106. Martinez Ruiz J. Dicho y hecho. Barcelona, 1957.
  107. Ramsden H. The 1898 Movement in Spain. Manchester, 1974.
  108. Tusell Gomez J. La Espana del siglo XX. Madrid, 1975.192
  109. Vicens Vives J. Approaches to the History of Spain. Los Angeles, 1970.
  110. Martinez Cachelo J.M. Leopoldo Alas «Clarin»: El escritor y la critica. Madrid, 1978.
  111. Salinas P. Literatura espanola siglo XX. Madrid, 1979.
  112. Shaw D. La generacion del 98. Madrid, 1985.
  113. Vicent Vives J. Aproximacion a la historia de Espana. Historia de Espana y America, Barcelona, 1961.
  114. Wohl R. The generation of 1914. Cambridge, Massachusets, 1979.3. Работы по теории журналистики и публицистике:
  115. В.Н. Закономерности публицистического творчества. Пресса и публицистика. М., 1975.
  116. A.B. Публицистичность в творчестве Ф.М.Достоевского 1870-х гг. («Дневник писателя» и «Братья Карамазовы»). JL, 1985.
  117. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  118. Я.Н. Роль стредств массовой информации в обществе//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1995, № 2.
  119. Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
  120. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  121. Е.П. Публицистика в жизни общества. М., 1968.
  122. Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.
  123. Л.Г. Феномен журнализма, М., 2000.
  124. М.И. Авторское «я» в публицистическом произведении. М., 1985.
  125. М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
  126. Р. Мифологии. М., 1996.
  127. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  128. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема материала, содержания и формы. В кн.: Бахтин М. М. Работы 20-х гг. Киев, 1994.
  129. Л.Д. Метафора и рациональность. М., 1994.
  130. . Фигуры. В 2 т. М., 1998.
  131. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  132. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  133. М.Л. Метафора, ее структура, семантика и связь с текстом. В кн.: Лингвистическая семантика и логика. М., 1983.
  134. A.B. Проблема автора в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского 1973 г. Петрозаводск, 1998.
  135. М.Ю. Философско-эстетические принципы трагедии Кальдерона и Расина. М., 1998.
  136. Л.Н. «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского за 1876 год как идейно-художественное единство. Новосибирск, 1988.
  137. Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
  138. Теория метафоры. Сб. Переводов. М., 1990.
  139. М.С. Проблемы теории публицистики. М., 1973.194
  140. М. Бог деталей. М., 1998.5. Работы по истории философии:
  141. ОФ. Философия экзистенциализма. Философия существования. Спб., 1999.
  142. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963.
  143. K.M. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
  144. A.A. Критический анализ гносеологических взглядов Фридриха Ницше. Дис. Кандидата филол. наук. М., МГУ, 1985.
  145. Ф.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
  146. В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв., М., 1993.
  147. В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М., 1995.
  148. Э. Экзистенциализм//Вопросы философии, 1966, № 12, 1967, № 1.
  149. Сб. Современный экзистенциализм. М., 1990.
Заполнить форму текущей работой