Психология имиджа руководителя
Перелыгипа дает определение имиджа с точки зрения его психологической составляющей — это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Отсюда вытекает психологическая проблема имиджа, которая связана с согласованностью внутреннего состояния человека и внешнего образа, транслируемого окружающим людям. С одной стороны, человек испытывает потребность… Читать ещё >
Психология имиджа руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово image английского происхождения, в переводе на русский язык буквально означает «образ, идол». Образ в психологии понимается как субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий[1]. Поэтому имидж можно рассматривать как разновидность образа, возникающего в процессе социализации человека. В процессе этого отражения воспринимаемая исходная информация преобразовывается в зависимости от особенностей субъекта восприятия, поэтому имиджем часто называют набор значений и впечатлений, благодаря которым люди описывают объект, запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом.
В современной литературе представлено большое число определений имиджа. В психологическом словаре В. II. Зинченко и Б. Г. Мещерякова имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей.
Исследователь А. Ю. Панасюк рассматривает имидж как мнение о деловом человеке[2], но также он может служить основой для доверия и фактором, облегчающим влияние (Ф. Зимбардо, М. Ляйппе)[3]. В свою очередь, А. Ю. Кошмаров характеризует имидж как экспрессивную, выразительную сторону образа[4].
Перечислим характеристики имиджа, представленные в современной литературе, которые были систематизированы Е. Б. Перелыгиной:
- • имидж несет информативную нагрузку, т. е. он сообщает окружающим о признаках, характерных для объекта восприятия;
- • имидж имеет динамичную природу, т. е. способен к преобразованию в соответствии с изменениями ситуации, динамикой носителя или преобразованием группового сознания;
- • имидж активен, так как он воздействует на эмоции, сознание, деятельность людей, социальных групп;
- • имидж имеет отношение к экспрессивной, выразительной стороне образа человека, содержит эмоционально-оценочный компонент, включает невербальные элементы;
- • имидж функционален, т. е. необходим для достижения поставленных целей[5].
Кроме того, характеристиками имиджа являются:
- • устойчивость, т. е. правильно созданный имидж закрепляется в сознании людей и является высокоэффективным инструментом представления человека или коммерческого проекта;
- • схематичность, абстрактность имиджа и неполнота отображения социальной действительности, так как зачастую для восприятия предоставляются не реальные свойства объекта, а соответствующие социальным ожиданиям масс;
- • имидж содержит в себе множество характеристик субъекта, предъявление которых зависит от ситуации взаимодействия и особенностей адресата;
- • коммерческая ориентация имиджа, т. е. в общественном или индивидуальном сознании специально созданный образ продукта может стать реальной материальной ценностью, которую можно дорого купить и которую можно выгодно продать.
Психологическую сущность имиджа можно определить как следствие психологического содержания и психологических закономерностей развития и функционирования личности, как результат психического отражения субъектом объективного явления. С точки зрения психологии создание имиджа — это универсальный психологический процесс, осуществляемый каждым человеком, входящим в те или иные социальные группы и вступающим в общение с другими людьми.
Перелыгипа дает определение имиджа с точки зрения его психологической составляющей — это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия[6]. Отсюда вытекает психологическая проблема имиджа, которая связана с согласованностью внутреннего состояния человека и внешнего образа, транслируемого окружающим людям. С одной стороны, человек испытывает потребность в предъявлении себя таким, каков он есть. С другой стороны, имидж всегда рассчитан на определенную, четко заданную реакцию извне, и это можно трактовать как потребность личности быть одобренной значимыми другими.
Исследование, проведенное на кафедре психологии Кубанского государственного университета, выявило, что в обыденном человеческом сознании имидж определяется как «маска», «социальная личина», призванная обеспечить ее субъекту благоприятное впечатление окружающих. При этом более половины респондентов (55%) осознают дискомфорт, возникающий вследствие чрезмерной зависимости личности от сложившегося стереотипизированного взгляда на нее, что создает эффекты деперсонализации и отчуждения.
Имидж, в котором существует содержательное различие между тем, что предъявляется, и действительными характеристиками личности, исследователями был назван неконгруэнтным. Некопгруэнтный имидж порождает эффект двойного искажающего влияния на личность:
- • внешне воплощаемая игра провоцирует негативные внутренние трансформации психического состояния;
- • окружающие люди реагируют на заданное имиджем поведение, ожидая продолжения, тем самым инициируя продолжение проявленной манеры, — таким образом, человек оказывается в плену сыгранной роли[7].
Другая психологическая проблема связана с еще одним противоречием: имидж должен соответствовать стереотипам сознания группы, на которую он рассчитан, для того чтобы быть узнаваемым, легко категоризируемым. При этом необходима индивидуальная вариация привычного образа, чтобы он мог стать единичным, индивидуальным, а значит, интересным.
Формирование имиджа руководителя. Учитывая сказанное выше, при формировании имиджа руководителя следует учесть ряд составляющих:
- • персональные характеристики руководителя: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д.;
- • социальные: занимаемая должность, происхождение, личное состояние, модели ролевого поведения, социальная принадлежность к определенной группе и т. п.;
- • личная миссия руководителя — стратегическое представление о целях организации и собственных жизненных целях, представление о специфике реализации индивидуальных задач в организации;
- • профессиональная компетентность — специфические знания, умения и навыки;
- • общая культура — культурно обусловленная сложившаяся система стандартов, образцов в конкретном историческом социуме;
- • ценностные ориентации — наиболее важные положения, создающие основу собственной культуры и культуры организации;
- • психологическая культура — эмпатийность, доброжелательность, умение оказывать воздействие на людей, обаяние, умение вызывать интерес и т. д.;
- • знание адресата, т. е. понимание, па кого направлен создаваемый имидж и насколько этот имидж соответствует ожиданиям и установкам целевой аудитории.
Профессиональный имидж руководителя — это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Можно выделить следующие психологические аспекты формирования имиджа руководителя.
- 1. Эмоциональный интеллект, т. е. правильное осознание собственного эмоционального состояния, положительная мотивация окружающих людей, способность контролировать эмоциональный импульс, эмпатия.
- 2. Притягательность имиджа для целевой аудитории, выражение в нем общих потребностей последователей в образе профессионала.
- 3. Ожидания целевой аудитории, т. е. желание членов группы видеть определенные черты в объекте восприятия.
- 4. Особенности целевой аудитории — образ жизни, общественный статус и объединяющие личностные характеристики членов группы.
- 5. Представления человека о самом себе, общий уровень культуры, установки, ценностные ориентации, индивидуальные характеристики личности.
- 6. Визуальный имидж — информация об объекте восприятия, полученная на основе зрительных ощущений. Составляющими элементами визуального имиджа являются:
- • невербальные сигналы;
- • опрятность (одежда, состояние волос, кожи, рук);
- • физические данные (рост, вес, особенности телосложения);
- • воспитанность, выраженная в манерах;
- • знание основ делового этикета;
- • осанка;
- • визуальный контакт;
- • особенности индивидуального стиля одежды.
Пример
- 7. Аудиальный имидж — информация об объекте восприятия, полученная на основе слуховых ощущений. Составляющими элементами аудиального имиджа являются:
- • паравербальный (особенности голоса, тембра, мелодики, особенности интонирования и т. д.);
- • вербальный (качество риторики).
- 8. Кинестетический имидж — информация об объекте восприятия, полученная на основе осязательных ощущений. Его оставляющими элементами являются:
- • индивидуальное пространство, необходимое человеку для комфортного общения;
- • особенности рукопожатия, прикосновений.
- 9. Обонятельный имидж — информация об объекте восприятия, полученная на основе обонятельных ощущений (естественный запах человека, запахи духов, дезодорантов)[8].
Важно запомнить
Для того чтобы сформированный положительный профессиональный имидж имел практическое воплощение, необходимо ему соответствовать.
Если надеть деловой костюм и носить строгую прическу, но использовать в речи вульгаризмы, то визуальный имидж делового человека будет разрушен.
С точки зрения психологии управления принципиальное значение имеет оценка результатов работы по созданию имиджа. Качественная оценка созданного имиджа затруднена, так как сложно найти объективные критерии этой оценки. В практической деятельности для оценки имиджа руководителя, как правило, используют следующие критерии:
- • соответствие созданного имиджа миссии и стратегии компании, ее основным ценностям;
- • соответствие имиджа ожиданиям целевых аудиторий, т. е. появление планируемых оценок со стороны окружающих;
- • гибкость и мпогоаспектность имиджа для соответствия ценностям и стереотипам всех значимых аудиторий;
- • соответствие имиджа личностным характеристикам его владельца для предотвращения перерождения имиджа в неконгруэнтный;
- • самочувствие носителя имиджа: удовольствие, осознание своей значимости, красоты и т. д.;
- • достижение цели, ради которой этот имидж формировался.
В целом удачно созданный имидж руководителя косвенно определяет высокое качество предоставляемой услуги, воспринимается гарантом профессионализма, тем самым формируя уважение к менеджеру, доверие к его предложениям и рекомендациям.
- [1] Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- [2] См.: Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж.М.: Дело, 2001. С. 10.
- [3] См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. С. 117—118.
- [4] Кошмаров А. /О. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений: ежегодник РоС. психология, общества. М.: Инсайт, 2002. Т. 9. Вын. 2.
- [5] См.: Перелышна Е. Б. Психология имиджа: учеб, пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.С. 11−23.
- [6] Перелыгипа Е. В. Психология имиджа. С. 11—23.
- [7] См.: Рябыкина 3. И. Психология имиджа: проблемы и перспективы // Психологическиепроблемы самореализации личности: сб. иауч. трудов / под ред. О. Г. Кукосяиа. Краснодар: Изд-во КГУ МРЦПК, 2001. С. 184−198.
- [8] Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практическогопсихолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А. В. Егоровой, И. М. Каманова, М. В. Поповой. М.: Просвещение, 2004. URL: http://www.prosv.rU/metod/egorova/6.html