Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники, нормы и принципы международного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статут Международного суда, правда, не содержит такого источника, как нормативные резолюции международных организаций, носящие обязательный характер. Как правило, они принимаются по административно-финансовым вопросам (прием в члены организации, утверждение бюджета, правил персонала организации и т. п.). Они имеют ограниченное применение. Исключением являются правовые акты Европейского союза… Читать ещё >

Источники, нормы и принципы международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники международного права — конечный результат процесса создания норм. Проблема источников имеет большое практическое значение. В Статуте Международного суда ООН 1945 г. (международный договор, который является частью Устава ООН) содержится общепризнанный перечень источников; ст. 38 п. 1 Статута закрепляет, что Суд применяет:

  • а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  • б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  • в) общие принципы нрава, признанные цивилизованными нациями;
  • г) с оговоркой, указанной в сг. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Основными источниками являются международный договор и международно-правовой обычай.

Международный договор — явно выраженное соглашение между основными субъектами международного нрава (прежде всего между государствами), призванное регулировать их отношения между собой путем создания взаимных прав и обязанностей. В ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (1969), которая регулирует порядок заключения, условия действительности, действия, прекращения договоров между государствами, он определен как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме». Устные договоры именуют «джентльменскими соглашениями». Письменная форма отличает договор от обычая, который не имеет ее.

Международный договор считается таковым независимо от того, содержится ли подобное соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах (обмен нотами, письмами), а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение). Учредительные договоры международных организаций (уставы, статуты) также имеют силу международного договора (имеющими характер sui generis). Международные организации также могут заключать международные договоры: с государствами и между собой (Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.). Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Заключение

международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых — согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Выработка текста (на международных конференциях, в рамках международных организаций, на встречах представителей государств) завершается принятием текста (посредством голосования, например, большинством в две трети голосов или консенсусом). При этом каждое государство имеет один голос. Установление аутентичности договора выражается путем парафирования (проставления инициалов уполномоченных), включением текста в заключительный акт конференции, подписанием (если договор не требует ратификации и другого способа утверждения).

Согласие на обязательность международного договора (вторая стадия) состоит из ряда подстадий, таких как подписание, ратификация, утверждение, присоединение и др. Нс обязательно, чтобы каждый договор проходил все эти подстадии, достаточно одного способа, в котором выражается согласие государства или международной организации на обязательность договора.

Международно-правовой обычай (отличается от международного обычая — обыкновения, который еще не стал правовым) представляет собой общую практику государств, признанную в качестве правовой нормы. Основа обычая — практика, т. е. однородные, повторяющиеся, как правило, длительное время действия государств. По только признание государствами такого устойчивого правила поведения между ними в качестве правового {opinio juris — убеждение в юридической обязательности нормы) делает обычай (обыкновение) обязательной нормой международного права.

Обычаи могут быть общими и локальными.

Договор и обычай постоянно взаимодействуют. Они имеют одинаковую юридическую силу (договор не превалирует над обычаем, если только он не носит императивный характер). В деле Никарагуа[1] Международный суд ООН, не обладавший правом применять договорные нормы вследствие оговорки США, постановил, что принципы неприменения силы и невмешательства во внутренние дела государств обладают одинаковым нормативным содержанием как в Уставе ООН, так и в обычном международном праве.

Собственно международное право начиналось с обычных норм. Сегодня большинство обычаев, отражающих общепризнанные нормы (например, основные принципы международного права), включены в многосторонние конвенции. Примером является Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях, которая кодифицировала нормы обычного международного права, существовавшие столетиями (например, неприкосновенность послов). Однако они не потеряли свою силу как обычной нормы, а продолжают существовать параллельно с договорной. Поэтому для тех государств, которые не являются участниками договоров, их положения, отражающие общепризнанную обычную норму, являются обязательными в силу обычно-правового характера.

Статут Международного суда, правда, не содержит такого источника, как нормативные резолюции международных организаций, носящие обязательный характер. Как правило, они принимаются по административно-финансовым вопросам (прием в члены организации, утверждение бюджета, правил персонала организации и т. п.). Они имеют ограниченное применение. Исключением являются правовые акты Европейского союза (регламенты, директивы, решения) с обязательной силой, которые принимаются по основным вопросам деятельности организации, и в силу прямого действия применяются на территории государств-членов непосредственно, создавая права и обязанности для юридических и физических лиц.

Резолюции международных организаций, не имеющие обязательной силы (резолюции-рекомендации, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам мира и безопасности), не являются источниками, но могут использоваться при толковании норм международного права. При этом большее значение они имеют при установлении существования обычных норм международного права в качестве вспомогательного средства. Содержание положений резолюций может считаться первой стадией формирования обычая. И уже после нарастания признания государствами правила, содержащиеся в резолюциях, могут считаться носящими нормативный характер, выражением согласованных воль государств. К таким можно отнести Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларацию о принципах международного права 1970 г. и ряд других. Резолюции могут служить отправным пунктом для принятия договорных норм. Например, Всеобщая декларация прав человека.

1948 г. послужила основой для выработки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Решения Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности не являются нормативными: это — акты индивидуального применения (к конкретной ситуации, государству), однако государства согласно ст. 25 Устава должны следовать им, что означает их обязательность. В последнее время все же Совет принимает резолюции, содержащие обязательства нормативного характера (Резолюция 1373, 2001) касательно замораживания активов террористических групп, Резолюции о создании МТБЮ 827 (1993) и МУТР 955 (1994).

В качестве вспомогательных средств для определения норм (преимущественно обычных) используются решения международных судов (Международный суд ООП, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный суд), доктрина наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций, национальное законодательство и судебная практика (совпадающие в ряде государств).

Нормы международного права — это правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов. Это справедливо применительно к нормам общего международного права, которые обязательны для всех государств. Что касается локальных норм, они могут быть как неперсонифицированными, так и персонифицированными.

Большинство норм международного права являются диспозитивными'. субъекты могут посредством заключения новой нормы отступать от них, вводить иные нормы по тому же вопросу. Иной характер имеют императивные нормы международного права (jus cogem). Понятие содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит новой императивной норме общего международного права. Таким образом, императивная норма имеет большую юридическую силу и в иерархии норм находится выше.

Хотя договорного перечня императивных принципов нет, признанными нормами такого рода[2] считаются нормы, запрещающие угрозу силой или ее применение, геноцид, рабство, расовую дискриминацию, преступления против человечности, пытки, право на самоопределение[3], запрещающие нарушение основных принципов международного гуманитарного права и апартеид. В отечественной доктрине к императивным нормам относят основные принципы международного нрава.

Комиссия международного права ООН поддерживает идею связи наличия императивных норм и международного публичного порядка: «Понятие публичного порядка служит отражением того факта, что некоторые нормы являются более важными или менее важными, чем другие. Некоторые нормы существуют в интересах международного сообщества в целом»[4]. Императивные нормы существуют для того, чтобы «защитить то, что представляется недопустимым, поскольку это угрожает выживанию государств и их народов и сохранению большинства основных гуманитарных ценностей»[5].

Понятие иерархии в международном праве помимо норм jus cogens связано с обязательствами erga omnes (обязательства между всеми), а также сг. 103 Устава ООН. Согласно последней обязательства членов ООН имеют преимущественную силу перед обязательствами по другим договорам.

Международному праву присуща структура и взаимосвязь, которые придают ему целостный характер. Поэтому говорят о системе международного права, ядром которой являются основные принципы международного права, пронизывающие всю систему международного права, т. е. все его отрасли. В рамках отраслей международного права существуют подотрасли и институты.

Под основными принципами понимают общепризнанные нормы международного права, обладающие более общим характером, затрагивающие главные вопросы международных отношений и имеющие большое значение для функционирования межгосударственной системы, «для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций» (Декларация принципов 1970 г.).

Все основные принципы носят нормативный характер, обладают общим, универсальным применением (применяются ко всем отраслям и субъектам), историчностью и системностью. В Декларации 1970 г. говорится, что «при толковании и применении… принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов». Это особенно проявляется на примере толкования принципа равноправия и самоопределения народов и принципа территориальной целостности. Императивный характер принципов поддерживается отечественной доктриной.

Основные принципы закреплены в Уставе ООН (ст. 2). Их толкование дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. Декларация содержит семь принципов:

  • 1) принцип неприменения силы или угрозы силой;
  • 2) принцип мирного разрешения международных споров;
  • 3) принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  • 4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
  • 5) принцип равноправия и самоопределения народов;
  • 6) принцип суверенного равенства государств;
  • 7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

В Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. перечень дополняется принципами нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и основных свобод (десять принципов).

Основные принципы международного права покрывают все сферы отношений между государствами.

  • [1] Case Concerning Military and Paramilitary Activities In And Against Nicaragua (Nicaragua v. United States of America), Международный суд ООН, 27.06.1986.
  • [2] Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, в который была введена гл. III ч. II «Серьезные нарушения обязательств, возникающие из нарушения императивных норм общего международного О
  • [3] Draft Articles on State Responsibility, Commentary on Article 26, p. 5. OfficialRecords of General Assembly. Fifth-sixth session. A/56/10. P. 208.
  • [4] Доклад Комиссии международного права. URL: http://untrcaty.un.org/ilc/reports/2005/russian/chp1 l. pdf
  • [5] Draft Articles on State Responsibility. Commentary on Article 41. P. 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой