Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Американский опыт предупреждения преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с 1991 г. в США ужесточилось и карательное воздействие. Так, в 1992 г. Конгресс США принял закон, которым ввел смертную казнь более чем за 50 новых преступлений. Количество тюремного населения увеличивается в среднем за 10−15 лет в три раза за счет увеличения сроков лишения свободы. Примерно в четыре раза чаще, чем лишение свободы в США применяются иные наказания: 1) пробация… Читать ещё >

Американский опыт предупреждения преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

США (в 1996 г. доход на душу населения — $ 25 860; население — 265 455 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 5374,0[1]; в 2000 г. — 4124,8; в 2006 г. — 3808,1 преступления по «Новому индексу преступности» 1958 г., в соответствии с которым учитываются лишь 6−8 наиболее распространенных преступлений, поэтому В. В. Лунеев считает, что коэффициент преступности в США примерно в три раза выше) имеют, как и один из самых высоких уровней преступности в мире, так и в связи со значительным уровнем экономического развития интересный опыт борьбы с преступностью.

Общесоциальная профилактика преступлений в США. В 1970;е гг. в США, как и в Европе, не без влияния социалистической системы, внедрялось социальное реформирование, но оно было довольно куцым, непродолжительным и неэффективным. Скорее наоборот. Так, в США для одиноких матерей было введено социальное пособие в размере средней заработной платы. Это привело к массовым разводам, дестабилизации семьи и к росту преступности несовершеннолетних[2]. Были здесь и успехи. Так, в полиции и ФБР, как и в МВД СССР, были созданы профилактические подразделения. Например, в одной из транспортных компаний в США потери от краж составляли 7 тыс. долл, в месяц. Сотрудник профилактической службы ФБР провел криминологическое исследование и предложил систему мер: перемену места стоянки грузовиков, периодические проверки машин, перевозящих грузы, пропуска для обслуживающего персонала, частую смену водителей и неожиданную замену кассиров. В результате убытки компании уменьшились в 4 раза[3]. Стали создаваться молодежные суды.

Вместе с тем наиболее радикальными были преобразования в пенитенциарной системе. В первую очередь получили массовое распространение неопределенные приговоры, максимальная дифференциация осужденных по видам исправительных учреждений и их раздельное содержание по категориям. Решение об этом принималось не судами, а приемно-отборочными центрами, которые осуществляли классификацию осужденных и разрабатывали программы их перевоспитания. В тюрьмах действовали классификационные учреждения, состоящие из социологов, врачей, педагогов, сотрудников спецслужб, которые определяли продолжительность пребывания осужденного в тюрьме, вплоть до пожизненного.

В 1980;е гг. получила внедрение «рейганомика», так названная социально-экономическая программа по имени Президента США Р. Рейгана. Социальные программы были в основном свернуты. Усилия были направлены на полицию — расширение полицейских структур, техническое оснащение. Ужесточилась карательная практика, стали строиться новые тюрьмы, тюремное население увеличивалось не по «дням, а по часам». Получило широкое распространение привлечение всех военных структур к борьбе с преступностью, особенно с наркомафией до проведения крупномасштабных воинских операций за рубежом по физическому уничтожению наркотических и иных криминальных картелей — от Колумбии до Гонконга. Преступность начала сокращаться — в 1982 г. — на 3%, в 1983 г. — на 7%, в 1984 г. — на 2%. Но в 1985 г. преступность опять начала расти, сначала на 5%, в 1986 г. — на 7,2%. По США прокатилась волна насилия не только в крупных, но и в мелких и средних городах и селениях. Распространились банды рокеров, фрименов и др.

Таким образом, жесткие полицейские меры, не подкрепленные серьезной социальной программой, могут вести лишь к кратковременному успеху.

С конца 1980;х — до начала 1990;х гг. в США — новая реформа в сфере борьбы с преступностью. Прежде всего, переориентация полиции на сближение с населением, на общину: патрулирование на велосипедах и пешком, а не на машинах; поддержка общественного порядка на улицах и в жилищах граждан путем пресечения вандализма; в микрорайоне за счет их собственных усилий под воздействием пропаганды полицейских. Получили распространение превентивные кратковременные аресты (в среднем от суток до недели). Ежегодно в США арестовывается людей в 56 раз больше, чем приговаривается судом к лишению свободы[4]. Это довольно эффективная мера, действующая по принципу шокового толчка, ибо, если человек арестовывается в первый раз, то во второй он явно не захочет попасть в арестный дом (отказ у нас от ареста, как наказания, а еще лучше, если бы он был введен, как мера профилактики, а не только как мера пресечения во время проведения следствия — явно негативное решение).

Начиная с 1991 г. в США ужесточилось и карательное воздействие. Так, в 1992 г. Конгресс США принял закон, которым ввел смертную казнь более чем за 50 новых преступлений. Количество тюремного населения увеличивается в среднем за 10−15 лет в три раза за счет увеличения сроков лишения свободы. Примерно в четыре раза чаще, чем лишение свободы в США применяются иные наказания: 1) пробация с интенсивным надзором (20−30 контактов в течение месяца, возмещение ущерба, оплата пробации, тестирование на наркотики, общественные работы, постоянная учеба или работа); 2) домашний арест с электронным мониторингом — ежедневно от 12 до 14 тыс. осужденных (на руку и ногу надевается браслет с передатчиком размером с пачку сигарет и через домашний телефон передаются сигналы, домой обязан возвращаться к определенному времени, во всем остальном осужденный предоставлен самому себе)[5]; 3) исправительные строевые лагеря для лиц молодежного возраста (шоковое заключение на срок 90−180 дней, 6−8 часов в день занимаются тяжелым ручным трудом, затем физическая подготовка и строевые занятия, после ужина обучение и лечение от наркомании). В США осуществлена приватизация тюрем (к 1992 г. 18 компаний приватизировали 60 исправительных заведений для 20 тыс. осужденных)[6]. Введены тюрьмы «макси-макси», где осужденные содержатся исключительно в одиночных камерах с жестким режимом до исправления.

В США неоднозначно оценивается наличие у граждан личного оружия. В настоящее время на руках населения находится более 200 млн единиц огнестрельного оружия, не считая холодного, бесшумного и иных видов. Осуществлено на основе Конституции США. Так, вторая поправка в Конституции США 1787 г. (ст. II, введенная в 1791 г., в Билле о правах) гласит: «Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям»[7]. Вокруг этой поправки, да и вокруг самой возможности носить оружие для самообороны идут постоянные споры, ибо это палка о двух концах. С одной стороны, чем больше владельцев оружия, тем больше вероятности его использования по самому малозначительному поводу, поэтому всегда будет высок процент преступности с применением оружия. С другой стороны, высокая вероятность для преступника встретить вооруженное сопротивление жертвы при охране себя, других лиц, своей собственности является явно упреждающей мерой для такого нападения.

Исследование В. Е. Квашиса охватывает основные тренды в развитии криминальной ситуации в США в период с 1991 по 2011 г.

В его основе лежат различные статистические и аналитические материалы ООН, отчеты ФБР (Единый отчет о преступности — UCR, где учтены так называемые «индексные» преступления), Бюро статистики Министерства юстиции США, Бюро переписи населения и других федеральных ведомств, итоги виктимологических опросов, результаты специальных исследований, материалы федеральной и региональной прессы и другие источники, а также многолетние исследования и наблюдения, накопленные в ходе работы автора в командировках в США[8]. Сделанный им анализ — за последние 20 лет в динамике преступности в США наиболее очевидной является тенденция к последовательному, практически ежегодному снижению общего числа зарегистрированных статистикой ФБР «индексных» (наиболее опасных) преступлений (рис. 3.5). * 8.

Динамика зарегистрированной преступности в США в 1992;2011 гг.

Рис. 3.5. Динамика зарегистрированной преступности в США в 1992;2011 гг.

Виктимологический опрос населения (70−80 тыс. семей) в 2009 г., например, показал, что о насильственных преступлениях в полицию заявили 49% опрошенных и 40% - о преступлениях против собственности. Согласно статистике ФБР, в том же году было зарегистрировано 10,663 млн преступлений, в том числе 1,326 млн насильственных преступлений и 9,337 млн преступлений против собственности. В то же время по данным указанного опроса, общее число реальных преступлений в два раза выше числа зарегистрированных — 20 млн[9]. Ближе к реальности сопоставление данных статистики с массой деяний, о которых потерпевшие сообщали в полицию. Рассчитав коэффициенты латентности для насильственных преступлений (2,0) и преступлений против собственности (2,5), и, умножив их на число тех и других зарегистрированных преступлений, получаем итоговую сумму — 25,8 млн преступлений. Значит, он делает вывод, " реальная преступность превышает зарегистрированную в 2,4 раза" . Также и иные его выводы: вплоть до 2010 г. в США имело место общее снижение преступности — и по оценкам респондентов, и по данным статистики, а в 2010 и 2011 гг., по оценкам респондентов, отмечен рост преступности. Однако это практически никак не меняет позитивную тенденцию общего снижения преступности за предшествующие 20 лет. С 1993 по 2000 г. общее число «индексных» преступлений снизилось на 18,0%; корыстных преступлений — на 17%; насильственных преступлений — на 26,0%, в том числе убийства снизились с 24,5 до 15,5 тыс. (а их уровень — с 9,5 до 5,5). Уровень преступлений против собственности в 1991—2000 гг. снизился на 29,6%; в 2001—2010 гг.- на 19,6%. За 2001−2010 гг. общее число зарегистрированных преступлений снизилось на 17%; уровень насильственной преступности — на 20%, в том числе убийства — на 14%, грабежи — на 19,8%, изнасилования — на 13,5%. К 2011 г. масштабы насильственной преступности сравнялись с показателями 1968 г., а уровень убийств с показателями 1964 г. — в 2012 г. уровень убийств в США (на 100 тыс.) впервые за 50 лет составил почти 4,6. Противоречия: уровень криминальной активности в стране почти всегда рос именно в те годы, когда экономика страны находилась на подъеме и, наоборот, в годы экономического спада и рецессии преступность снижалась и очевидно, что связь между указанными явлениями носит более сложный характер, она опосредована совокупным воздействием множества других факторов социальной жизни; у американцев на руках ныне находится более 200 млн единиц огнестрельного оружия, в том числе 70 млн пистолетов — в итоге, вооруженность людей в стране растет, а число убийств не увеличивается, а, наоборот снижается. Другие факторы: существенное реформирование всей правоохранительной системы на основе Закона 1994 г. об усилении борьбы с насильственной преступностью («The Violence Crime Control and Law Enforcement Act of 1994») — общая стоимость этих мер превышала 30 млрд долл., но их реализация дала весьма позитивные результаты; Америка стареет; решение издавна наболевшей расовой проблемы; долговременная национальная кампания, направленная на борьбу с наркотиками; рост численности и технической оснащенности полиции, все более широкое оборудование систем наблюдения на улицах, применение новых технологий и достижений науки для раскрытия преступлений; легализация абортов; невиданный ранее рост осужденных в местах лишения свободы, ныне составляющий 2,2 млн заключенных; около 5 млн досрочно освобожденных находятся под надзором службы пробации; во второй половине 1990;х гг. в ряде мегаполисов США заметный результат дала профилактическая программа «КОМПСТАТ», разработанная в Управлении полиции Нью-Йорка — в основе — философия управления (менеджмента): перед шефами полицейских участков ставилась задача выявить типовые нарушения для каждого микрорайона, их причины и устранить их, и это позволяло руководителям участков самим принимать решения по расстановке сил и средств; реализуется концепция «нулевой толерантности», по которой ни одно, даже не очень опасное правонарушение не остается без немедленного и притом жесткого пресечения и весьма сурового наказания на основе теории социальных психологов Дж. Уилсона и Дж. Келлинга «Разбитые окна»; М. Блумберг внедрил в деятельность полиции тотальную профилактику уличной преступности, утвердив принцип «останови и обыщи» (stop and frisk). Отрицательные тенденции: рост насилия в школах и массовые убийства школьников, например, от 5 до 10 лет 14 декабря 2012 г. в штате Коннектикут; распространенность насилия в отношении женщин; резкое увеличение числа краж документов с целью последующего их использования и извлечения наживы; мода на смартфоны, пропавшие из карманов горожан, подняла в 2012 г. статистику краж в Нью-Йорке, например, на 9%; кредитный кризис заметно сказался на росте «квартирных» краж, особенно из домов, выставленных на продажу; экономический кризис дал новый всплеск организованной преступности — уже к началу 2009 г. в стране было около 20 тыс. организованных преступных группировок (1 млн членов), причем на принципах землячества и на этнической основе; резко обострилась борьба за передел сфер влияния, значительно укрепилась кооперация банд с международными преступными синдикатами; в июле 2011 г. была утверждена новая Стратегия США по борьбе с транснациональной организованной преступностью и Президент США Б. Обама издал Указ о введении санкций против четырех преступных организаций, представляющих угрозу национальной безопасности: японской якудзы, итальянской каморры, мексиканской лос-зетас и евразийского «Братского круга»; ежегодный и значительный рост ущерба от преступности. Исследованы и региональные различия: доходы населения примерно одинаковые, а уровень безработицы весьма разный, также и уровень преступности[10].

Микросредовая профилактика в США отразилась прежде всего во внедрении технических средств: лазерная и иная техника для электронного сканирования ладони человека, определения отпечатков пальцев на трудно воспринимаемых поверхностях (пористых, невидимых и пр.): использование генной техники для идентификации; детекторы лжи; социально-психологические портреты по осмотру места происшествия; надувные мешки, которые крепятся перед водителями и пассажирами, которые в случае аварии мгновенно надуваются (применение на 24% снижает смертельный исход в результате аварий), в 1994 г. 91% автомобилей в США были оборудованы такими мешками, а в настоящее время большинство иномарок производится только с ними[11].

Микросредовая профилактика нашла свое отражение также в привлечении населения к патрулированию улиц. Для привлечения к участию граждан использовались: в г. Ротчестер штата Нью-Йорк за 90 часов патрулирования полицейский департамент оплачивал студентам обучение в колледже за год; выдача бесплатной униформы престижных моделей; организация бесплатных завтраков; премии; награды памятными знаками и медалями и пр. Например, группа «Оранжевые шапочки» не носит оружия, тактична и вежлива. А в ЮАР к патрулированию стали привлекать безработных.

В США общественная организация «Граждане за округ Колумбия без преступности» в 1993 г. собрала 5 млн долл, и пригласила 4000 специалистов-йогов из организации Махариши Махеш Йоги на 55 дней для осуществления трансцендентальной медитации с целью предупреждения преступности. За экспериментом наблюдали 27 ученых, которые констатировали снижение тяжкой преступности, стрессов и конфликтов.

Особое внимание уделяется виктимологической профилактике, среди методов которой распространены: 1) оповещение населения разными способами, как в средствах массовой информации, в памятках о поведении в незнакомом городе, об устройстве сигнализации (например, 75% заключенных в американских тюрьмах заявили, что не совершили бы кражи в помещениях, оборудованных сигнализацией); о разработке алгоритмов поведения человека в различных криминогенных ситуациях с целью отработки безопасных стереотипов поведения; о степенях виктимности граждан, например, более виктимны лица в возрасте от 16 до 19 лет, мужчины, лица с очень низким и с очень высоким уровнем доходов; 2) компенсация потерпевшим причиненного вреда и оказание им помощи путем действия различных как государственных (выделено 35 млн долл., финансирующих 70% всех агентств по оказанию помощи потерпевшим, разработано 2000 программ), так и благотворительных организаций, фонд которых составляет 200 млн долл., причем они ориентированы в основном на оказание помощи изнасилованным женщинам и жертвам — детям. Например, памятка о поведении в незнакомом городе гласит:

" Если Вы собираетесь выйти из отеля вечером, то лучше заказать такси. При поездках по незнакомому городу не следует одеваться в яркую и привлекающую внимание одежду. Женщинам следует ценные вещи держать не в сумочках, а в карманах платья. Мужчинам следует носить такой галстук, от которого легко было бы освободиться, если преступник неожиданно схватится за него. Ходить пешком по незнакомому городу нужно всегда целеустремленно, целенаправленно. Не следует блуждать по улицам без определенной цели. Это всегда привлекает внимание преступников.

Хорошим личным оборонительным оружием может служить маленький фонарик фирмы «Lazer Prodacts», который имеет очень сильный луч света и сразу же ослепляет нападающего. Аналогичным образом можно использовать портативную фотовспышку.

Если человек в состоянии опьянения, то значительно увеличивается вероятность нападения какого-либо преступника. Вероятность нападения преступников значительно уменьшается, если Вы ходите вдвоем или в группе людей"[12].

Региональный аспект. Сегодня уровень убийств в Восточном Сент-Луисе в 17 раз выше, чем в среднем по стране, но финансовые проблемы вынудили пойти на огромные сокращения в бюджете полиции. Число полицейских, патрулирующих улицы Восточного Сент-Луиса, в 2008—2011 гг. было сокращено на 33%. Кэмден, Нью-Джерси — еще один город, переживший обширное сокращение полицейского бюджета. Его полицейские силы за период 2008—2011 гг. сократились примерно на треть. Сегодня Кэмден считается одним из самых опасных городов в Америке, а уровень убийств в нем почти в 10 раз выше, чем в Нью-Йорке. За последние годы из-за финансовых затруднений происходили масштабные сокращения бюджета полиции в Чикаго. Одновременно в городе заметно возросла активность банд. В результате Чикаго стал общеизвестен убийствами и насилием. В 2012 г. уровень убийств в Чикаго вырос по сравнению с 2011 г. почти на 17%, и сейчас Чикаго считается «самым смертоносным городом на планете». Верится с трудом, но число убийств в Чикаго в 2012 г. почти сравнялось с числом убийств за 2012 г. в целой стране, такой как Япония[13].

Канадский опыт дает тоже некоторые результаты. Так, в плане общесоциальной индивидуальной профилактики введены досье на всех граждан Канады (в 1996 г. доход на душу населения — 19 570 долл.; население — 29 784 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 13 296,6[14]; затем — в 2007 г. — 6984,0, т. е. снижение почти в два раза), включающих в себя: демографические, психологические, экономические, юридические данные, элементы показаний из уголовных дел и многое другое. Каждый гражданин имеет возможность сделать запрос и получить информацию о себе, кроме сведений, полученных от секретных информаторов (ежегодно поступает около 4 тыс. запросов, причем лишь 20% - это запросы полиции)[15].

В теоретическом плане представляет интерес концепция М. Кассона, опубликовавшего статью «Стратегический вираж в прикладной криминологии» в журнале «Международное обозрение криминологии и полицейской техники» в 1993 г., в которой он вывел 5 принципов: 1) политика, ориентированная на проблему, а именно на криминогенную ситуацию, ее причины и условия и факторы ее повторяемости у других; 2) необходимо воздействовать на ближайшую и наиболее уязвимую причину; 3) принцип инициативы не столько в реагировании на преступления, сколько на предшествующие им превентивные и репрессивные меры (выявить криминогенные зоны, насытить эти горячие точки полицейскими силами); 4) концентрация усилий там, где можно получить наилучшие результаты, опять же на криминогенных зонах; 5) прежде всего безопасность частных лиц.

Мексиканский (в 1996 г. доход на душу населения в Мексике — 4010 долл.; население — 92 711 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 108,0[16]) опыт борьбы с преступностью включает в себя участие вооруженных сил в борьбе с преступностью, прежде всего с наркобизнесом (жизнь военнослужащих была дополнительно застрахована на 30 тыс. долл.), что повысило их эффективность. При этом практикуется самосуд, когда к преступникам применяют телесные наказания, снимают это на видеопленку и показывают по телевидению[17] — это имеет потрясающий общепрофилактический эффект, что подтверждает точку зрения некоторых ученых на смертную казнь, что она эффективна только будучи публичной.

  • [1] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165.
  • [2] Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 226.
  • [3] Осуществление программы «Отпор преступникам» в сфере бизнеса // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1979. № 1. С. 27−28.
  • [4] О мерах воздействия на зачинщиков семейных ссор в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. № 2. С. 14.
  • [5] При реформировании уголовно-исполнительной системы у нас ограничение свободы, бывшее весьма эффективным при его исполнении в спецкомендатурах, заменено на этот домашний арест с электронным мониторингом.
  • [6] См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 235−238.
  • [7] См.: Некоторые рекомендации по мерам личной безопасности гражданам, пребывающим в незнакомом городе // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 5. С. 21.
  • [8] См.: Квашис В. По дорогам США // Криминологический журнал. 2005. 2 (8); Путевые заметки криминолога // Юридический мир. 2005. № 6; Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы. М., 2008; Основные тенденции преступности в США // Научный портал МВД России. 2012. № 1.
  • [9] Criminal Victimization, 2009. Bureau of Justice Statistics. Bulletin, October 2010, NCJ 1 231 327.
  • [10] Подробнее см.: Квашис В. Е. Преступность в США: тенденции, причины, меры противодействия // Российский криминологический взгляд. 2012. № 3.
  • [11] См.: Новый закон о борьбе с насильственной преступностью в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. № 11. С. 17.
  • [12] Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 265.
  • [13] URL: voprosik.net/rost-prestupnosti-v-ssha-2012/
  • [14] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165.
  • [15] Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 267−272.
  • [16] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165 (более новых данных по Мексике нет).
  • [17] См.: Использование вооруженных сил в Мексике // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. № 8. С. 18; а также: Умеренное Е. «Око за око» и никакого срока // Комсомольская правда. 1996. 26 сент.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой