Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимоотношения родителей с молодыми взрослыми детьми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей — вот, пожалуй, те проблемы, над… Читать ещё >

Взаимоотношения родителей с молодыми взрослыми детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Серьезные изменения в родительско-детских отношениях происходят в юношеском возрасте, когда по мере психофизиологического роста, интеллектуального, психосексуального, личностного развития молодой человек получает возможность критически переосмыслить свою роль в семье, взаимоотношения с родителями1*[1][2].

Дальнейшее нормативное психическое развитие молодых людей в направлении успешной адаптации к социальной среде, самореализации в сфере деловых и интимных отношений требует увеличения психологической дистанции с родителями при сохранении эмоциональной близости. Этот период сепарации, обособления молодежи называют иногда временем «вырывания корней» из родительской семьи (с большей или меньшей степенью готовности принимающей растущую независимость детей).

Социальная ситуация «порога взрослой жизни» ставит перед юношей (девушкой) сложнейшие, в прямом смысле судьбоносные вопросы профессионального и социального самоопределения. Однако далеко не все выпускники школы осознают значимость момента, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить присмотреться к тому, какие есть профессии, — первостепенная забота родителей. Важно обратить внимание на соотношение индивидуальности молодого человека и требований профессии; ориентировать его на разработку жизненного плана, включающего не только цель, но и способы, пути его реализации, объективные и субъективные ресурсы, которые для этого понадобятся.

Молодые люди по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении с авторитетным старшим при определении перспектив будущего, обсуждении моральных проблем (цель и образ жизни, долг, любовь, замужество, верность, предательство и др.). Диалог старших и младших может продолжаться лишь на основе взаимоуважения, доверия и равенства.

При этом родители не должны быть чрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего сына или дочери. В динамичных условиях жизни современного общества старшие не могут быть абсолютно уверены в правильности своего понимания ситуации. Окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно.

Для родителей наступает подготовка к новому периоду жизни, связанному с отрывом взрослеющего ребенка от семьи, его вступлением в реальную взрослость. Необходимо заранее готовить себя к новой ситуации «опустевшего гнезда», когда супружеские отношения подвергаются определенной проверке, возникает шанс их обновления или же опасность разочарования. Общность интересов супругов, активное участие в профессиональной, общественной и культурной жизни не позволят жизни семьи стать скучной, бесцветной, когда дети вырастут.

Отношения с детьми все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми, равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют стремление сына/дочери к самостоятельности и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут реалистически принять свои позиции.

Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей — вот, пожалуй, те проблемы, над решением которых бьются сами люди и многочисленные специалисты (тещи и зятья, невестки и свекрови давно стали излюбленными героями анекдотов, что свидетельствует о почти хрестоматийном характере этой проблемы).

Взрослые дети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что в любых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительским кровом. Однако лишь родители, нс превратившиеся в рабов и слуг своих детей, а состоявшиеся, реализовавшие себя как личности, живущие собственной полнокровной жизнью, смогут долгие годы быть нравственной опорой своих детей, незаменимыми и душевно близкими людьми.

  • [1] Криттенден II. Трансформация отношений привязанности в юности // Журн. иракт. психологии и психоанализа. 2002. № 1 (март). С. 13—38.
  • [2] Смирнова Е. О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работП. Криттенден) // Вопр. психологии. 1999. № 1. С. 52—68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой