Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Защитные механизмы личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Манипуляционная защита проявляется в создании групп, подгрупп, в которые объединяются обычно близкие по взглядам и интересам симпатичные друг другу люди. В группе они стараются постоянно поддерживать друг друга, занимают сходные позиции, сразу же соглашаются друг с другом, независимо от содержания дискуссии, и избегают взаимной конфронтации. Подгруппы могут создаваться по возрастному принципу… Читать ещё >

Защитные механизмы личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При взаимодействии и выполнении совместной работы у работников организации могут возникать и демонстрироваться самые разнообразные формы поведения, которые выполняют защитные функции. Для любого человека самая важная защита — защита своего «Я-Образа», субъективного представления о собственной личности (Эго). Каждый человек использует защитные механизмы, предпочитая те или иные формы в зависимости от особенностей характера, темперамента и условий, которые провоцируют на ее проявление в поведении. Чаше всего человеком защита не осознается, либо отрицается, порою, она настолько скрыта, что ее трудно распознать. Она действует на подсознательном уровне.

Понимание защитных механизмов личности важно, чтобы разобраться в той или иной реакции человека на внешние события, на восприятие друг друга, преодолеть сопротивление свое и других людей по отношению к новым взглядам, неординарным решениям и т. п.

Защитные механизмы личности обычно направлены на чтото конкретное для того, чтобы чего-то избежать, от чего-то уйти, скрыться, что-то не видеть, не замечать то, что вызывает тревогу или страх. Согласно психоаналитическим концепциям защитный механизм формируется вначале для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и, как правило, связан с определенным периодом развития личности. В раннем возрасте полноценная система психологической защиты, как реакция на неприятные стимулы и состояния, проявляется как физиологический уход от раздражителя. Так с детства у человека формируются особые (защитные) способы переработки информации, вызывающей тревогу и страх.

Работая в группах, ее члены могут не получить того, что они ожидали по отношению к своей личности, и в ответ могут проявлять стратегии, механизм которых связан с поиском отрицательных аспектов в происходящем.

При взаимодействии с другими людьми у людей чаще всего проявляются такие виды защитных механизмов, как:

  • • борющиеся защитные механизмы;
  • • избегающая защита;
  • • манипуляционная защита.

Эти виды защитных механизмов могут проявиться и трудовой деятельности.

В основе использования борющихся защитных механизмов (борьба-соперничество, обесценивание (недооценка), отступающая борьба) находится детский опыт борьбы с родителями. С одной стороны, каждый из нас испытывает потребность в опоре и руководстве, с другой, мы протестуем против авторитета, испытывая потребность в самостоятельности и признании. Одной из целей такого борющегося поведения заключается в том, что работник пытается занять место руководителя (борьба-соперничество). За таким поведением скрывается его стремление показать, что он не такой как все, и требует к себе привилегированное отношение.

Защитный механизм обесценивание (недооценка) проявляется в том, что отдельные сотрудники цинично относятся к целям и ценностям других сотрудников и коллектива в целом, влияя на поведение других работников, снижая уровень доверия в группе и уменьшая возможность быть искренним. Эти работники мешают проявлению лидерских качеств у кого-либо из коллектива, не дают возможности кому-либо доминировать.

Избегающая защита (проекция, рационализация, отступление) в деятельности проявляется в уклонении работников от потенциально тревожной информации либо той информации, в которой сам он нс готов признаться. Так, проекция (приписывание нежелательных черт и форм поведения другим членам группы) с бессознательным переносом непризнаваемых и неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на людей, позволяет человеку перекладывать ответственность за свои поступки на окружающих. Неприязнь к собственным состояниям, качествам личности, представлениям и т. п. вынуждает человека проектировать их вовне, таким образом, позволяя ему избавиться от чувства вины и тоски, которые возникают из-за внутреннего конфликта, что дает ему возможность относиться к внутренним проблемам, порокам, слабостям как если бы они происходили снаружи. Проекция в поведении обнаруживается тогда, когда, поступив неблаговидным образом или проявив собственное нежелательное качество, человек частично урезает информацию об этом, пропуская в сознание этот факт как поведение и качество, присущее другому человеку, изменяя и дополняя вытесненную информацию.

Вследствие проекции информация о себе трансформируется таким образом, что работник считает, что не сам раздражителен, враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо, например, руководитель, по отношению к нему.

Следует также отметить, что защитой по типу проекции чаще всего пользуются люди с низкой самооценкой, в основе которой находится внутренний конфликт между желаемым и реальным образами «Я». Именно этот конфликт запускает механизм проекции и формирует отрицательное отношение к окружающим, мешая эффективному взаимодействию и работе.

Другой защитный механизм — рационализация — как процедура, посредством которой работник стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение поступку, идее, скрывая подлинные мотивы, которые остаются в тени.

Отступление, как способ зашиты, относится к стратегии бегства или ухода от фрустрирующей ситуации. Суть этой формы заключается в проявлении равнодушия к работе, отдалении от коллектива. Например, работник вносит рациональное предложение, которое игнорируется руководством, в итоге, чтобы снизить уровень личных переживаний работник перестает проявлять инициативу и отдаляется от коллектива.

Манипуляционная защита проявляется в создании групп, подгрупп, в которые объединяются обычно близкие по взглядам и интересам симпатичные друг другу люди. В группе они стараются постоянно поддерживать друг друга, занимают сходные позиции, сразу же соглашаются друг с другом, независимо от содержания дискуссии, и избегают взаимной конфронтации. Подгруппы могут создаваться по возрастному принципу, например, быстро сходятся пожилые члены, у которых совершенно иные совместные интересы и отношения к жизни, чем у молодежи, или несколько молодых «нонконформистов» вполне могут создать «подгруппу бунтарей». Иногда подгруппа возникает на основе половых признаков, например, коалиция женщин против мужчин; или сообщество образуют так называемые интеллектуалы, проявляя пренебрежение и чувствуя презрение к менее интеллектуальным членам группы. Подгруппа возникает нередко вследствие чисто внешних причин: под давлением частых встреч, например, в курительной комнате создается своя особенная подгруппа курильщиков, или таковые могут возникнуть в результате распределения по профессиональным признакам. Появление подгрупп зачастую способствует появлению отношений соперничества и конфликтных ситуаций, ссор в трудовом коллективе. Причиной подобной поляризации может стать объявление в группе нескольких доминирующих членов, претендующих на роль лидера и постоянно соперничающих друг с другом, собирая вокруг себя своих сторонников. Ссоры и борьба между подгруппами нарушают общую сплоченность коллектива и уменьшают ее продуктивность.

Если возникновение подгрупп приводит к появлению тайн и секретов от остальных членов коллектива, то существование таких подгрупп может стать мешающим и даже разрушающим явлением, его можно считать своеобразной формой протеста и защитой.

Все эти виды защиты менеджер должен уметь распознавать в процессе деятельности, но нельзя их ломать, показывать пальцем и говорить: «Ты занимаешься тем-то…». Менеджер должен знать, что происходит в коллективе и чем вызваны эти реакции, уметь тактично помочь своим работникам осознать проявление своих защитных механизмов и распознать их природу.

В случае проявления борющейся защиты самая большая опасность, если руководитель не замечает, в чем дело, и вступает в эту борьбу, тогда он не может управлять чувствами. Это ломает и портит структуру коллектива, так как заставляет коллектив эмоционально разделиться и встать на защиту того или другого работника. Но если руководитель не вступает в борьбу, как бы соглашается с происходящим в круге, занимая попустительствующую позицию, то такое его поведение, несомненно, вызовет у работников в подразделении проявление агрессии, нападки, гнев, злобу.

Руководитель должен уметь выдерживать напряжение, понять причину происходящего, должен уметь молчать, чтобы суметь понять, чем вызвана та или иная форма защиты.

Практическое занятие

Диагностика типологий психологической защиты.

Цель. Определение основных типов эго-защиты.

Опросник «Защитные механизмы личности»

(Р. Плутчик в адаптацииЛ.И. Вассермана, О. Р. Ерышевой, Е. В. Клубовой и др.)11

Инструкция испытуемому. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выберите из них только те, которые соответствуют ва;

— Фетискин II.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы. М., 2009, с. 444−451.

тему поведению и состоянию, и отметьте их в бланке для ответов. Помните: здесь нет ни «плохих», ни «хороших» ответов.

  • 1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.
  • 2. Когда я хочу чего-нибудь, то никак не могу дождаться, когда это получу.
  • 3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
  • 4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.
  • 5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
  • 6. Я редко помню свои сны.
  • 7. Меня бесят люди, которые командуют другими.
  • 8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.
  • 9. Меня раздражают люди, которые задаются.
  • 10. В мечтах я всегда в центре внимания.
  • 11. Я человек, который никогда не плачет.
  • 12. Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
  • 13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
  • 14. Меня легко вывести из себя.
  • 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
  • 16. Многое во мне восхищает людей.
  • 17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
  • 18. Я много болею.
  • 19. У меня плохая память на лица.
  • 20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
  • 21. Когда я слышу непристойную речь, то очень смущаюсь.
  • 22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.
  • 23. Я ненавижу злобных людей.
  • 24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
  • 25. Я с трудом запоминаю имена.
  • 26. У меня склонность к излишней импульсивности.
  • 27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
  • 28. Я свободен от предрассудков.
  • 29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
  • 30. Когда я собираюсь в поездку, то планирую каждую детал ьзаранее.
  • 31. Иногда я хочу, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир.
  • 32. Порнография отвратительна.
  • 33. Когда я чем-нибудь расстроен, то много ем.
  • 34. Люди мне никогда не надоедают.
  • 35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.
  • 36. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу.
  • 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
  • 38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
  • 39. Прикосновение к чему-нибудь скользкому вызывает у меня отвращение.
  • 40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю ему это, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.
  • 41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
  • 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
  • 43. Я никогда не волнуюсь, когда слышу о какой-либо трагедии.
  • 44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
  • 45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
  • 46. Беспорядочность отвратительна.
  • 47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.
  • 48. Иногда, когда у меня что-то не получается, я злюсь.
  • 49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
  • 50. У меня портится настроение и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимания.
  • 51. Люди говорят мне, что я всему верю.
  • 52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
  • 53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
  • 54. Мне кажется, я много спорю с другими людьми.
  • 55. Меня отталкивают от людей то, что они неискренни.
  • 56. Люди говорят мне, что слишком беспристрастен во всем.
  • 57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.
  • 58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
  • 59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
  • 60. Когда меня кто-нибудь толкает, я прихожу в ярость.
  • 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
  • 62. Я очень редко испытываю чувство привязанности.
  • 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  • 64. Я многое коллекционирую.
  • 65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
  • 66. Звуки детского плача меня не беспокоят.
  • 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
  • 68. Я всегда оптимистичен.
  • 69. Я много лгу.
  • 70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.
  • 71. В основном люди несносны.
  • 72. Я бы ни за что не пошел бы на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
  • 73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
  • 74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  • 75. Я не понимаю некоторых своих поступков.
  • 76. Я через силу смотрю кинофильмы, где много насилия.
  • 77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем думает большинство людей.
  • 78. Когда у меня неудача, я не могу скрыть плохого настроения.
  • 79. То, как люди одеваются сейчас на пляже, неприлично.
  • 80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.
  • 81. Я всегда планирую наихудшее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  • 82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы быть на моем месте.
  • 83. Когда-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
  • 84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
  • 85. Я почти ничего нс помню о своих первых годах в школе.
  • 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
  • 87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  • 88. Мне кажется, что я не смог закончить ничего из того, что начал.
  • 89. Когда слышу о жестокостях, это не трогает меня.
  • 90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
  • 91. Я много кричу на людей.
  • 92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.
  • 93. Когда расстроен, я часто напиваюсь.
  • 94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
  • 95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно.
  • 96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того чтобы добиться успеха.
  • 97. Я говорю много неприличных слов.

Обработка и интерпретация результатов Ключ к опроснику:

Номера вопросов.

Защитные механизмы.

Баллы.

(АО.

Среднее значение по шкале, где N — это количество выбранных ответов, совпадающих с ключом.

5,12,21,32,39,46,53,57, 72,79.

Реактивные образования.

N /10.

1,16,22,28,34,42,51,61, 68,77,82,90,94.

Отрицание реальности.

N /12.

8,15,20,31,40,47,54,60, 67,76,83,91,97.

Замещение.

N / 13.

2,14,18,26,33,48,50,58, 69,78,86,88,93,95.

Регрессия.

N/15.

3,10,24,29,37,45,52,64, 65,74.

Компенсация.

N/10.

  • 7,9,23,27,38,41,55,63,71,
  • 73,84,92,%

Проекция.

N/ 13.

  • 6,11,19,25,35,43,49,59,
  • 66,75,85,89

Вытеснение.

N/12.

4,13,17,30,36,44,56,62, 70,80,81,87.

И нтеллектуачи зация.

N/12.

  • 1. Подсчитайте количество положительных ответов по каждой шкале (баллы).
  • 2. Рассчитайте среднее значение по шкале, разделив полученные баллы на количество вопросов по шкале
  • 3. Сравнивая полученные данные можно отметить, к каким способам защиты чаще всего вы прибегаете.
  • 4. Проанализируйте результаты. Найдите позитивные и негативные стороны в защитных механизмах личности.

Содержание способов защиты.

1. Отрицание реальности.

Механизм психологической защиты направлен на недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей, защиты себя от неприятной действительности путем отказа трезво воспринимать ее. В случае производственной деятельности этот механизм защиты может привести к тому, что человек неосознанно не желает воспринимать информацию, как мешающую самоуважению или социальному престижу, тем самым может поставить своими действиями и решениями под угрозу не только жизнь других людей, но и само производство.

2. Интеллектуализация.

Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация», суть которого кроется в попытке доказать с целью самоутверждения, что поведение является рациональным и оправданным, а потому — социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний. Например, менеджер может снизить ценность предлагаемого проекта другими в силу того, что воспринимает эти предложения как угрозу для потери самоуважения. Логика осуществляемой с помощью этого способа рационализации примерно такова: «То, что недоступно мне, нс может обладать высокими качествами». Занижая значение проекта, тем самым совершая аморальные действия по отношению к разработчикам проекта, менеджер испытывает угрызения совести, и чтобы избавиться от этих негативных чувств, он приписывает проектировщикам отрицательные черты, что позволяет ему проявлять по отношению к ним те или иные санкции.

3. Замещение.

Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (гнева, враждебности, раздражения), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Таким образом происходит замещение либо объекта, либо замещение подавленной потребности. Замещение объекта или потребности происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нужному объекту вследствие социальных или физических причин. Например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи. Замещение потребности, например, в любви, может превратиться в чувство ненависти.

4. Проекция.

В основе находится проекция собственных характеристик на других людей, возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных качеств и побуждений. Так, агрессивность или недоброжелательность приписывается окружаемым, чтобы оправдать собственную агрессивность и недоброжелательность. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

5. Вытеснение.

Механизм защиты, посредством которого человек стремится устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытесненные (подавленные) импульсы возникают в таких случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований, что снижает привлекательность себя в собственных глазах или глазах окружающих, например, завистливость, жадность, неблагодарность и т. д.

6. Реактивные образования.

Этот вид психологической защиты нередко можно отождествить с гиперкомпенсацией. Его механизм заключается в том, что бессознательное имеет такой сильный позыв выразить себя в определенном направлении, что сознательное может проконтролировать его, сделав противоположное, формируя «реакцию» против побуждения. Так, бессознательное желание быть беззаботным и неряшливым, как бродяга, живущий в городских трушобах, приводит к жесткому требованию чистоты и аккуратности. Например, для некоторых людей крохотное пятнышко на их одежде будет гораздо большим ударом, чем клякса на их репутации.

Некоторые люди, например, перегружают себя на работе, предъявляя к своему поведению необъяснимые требования. Порой это относится к аккуратности, пунктуальности и чистоте. Человек начинает придавать большое значение деталям, диаграммам, графикам, организации и составлению таблиц. Все это иллюстрирует тот удобный способ выражения побуждений, который использует Эго, чтобы помешать развитию тревоги. Во многих случаях такие способы выражения полезны. Они могут быть весьма ценными. Но, бывает, что они истощают силы человека и могут привести к проявлению депрессивных или аффектно-шоковых состояний в ответ на какие-либо фрустрирующие ситуации, проявляться в сужении сознания, панике, беспорядочной двигательной активности или, напротив, в заторможенности.

7. Регрессия.

Рассматривается как механизм возвращения человека на более ранний уровень развития. Так, взрослый человек в случае оправдания своего неблаговидного поступка или действия, чтобы избежать санкций может вести себя как маленький ребенок. Регрессия обычно воспринимается как последний рубеж защиты, к которому прибегают, когда более «взрослые» защитные механизмы оказываются неэффективными. У человека происходит регрессия к той личности и тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте и жизнь воспринималась более удовлетворяющей и позитивной.

8. Компенсация.

Этот механизм используется человеком из-за тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, проявляется в прикрытии собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт, в преодолении фрустрации в одной сфере, где человек не может получить удовлетворение, удовлетворением в других сферах, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом. Проявления компенсации можно видеть там, где физические и психические, действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы как-то их восполнить. Так, механизмы компенсации заставляют человека прилагать больше усилий подобно не слишком способному студенту, который благодаря упорству может достичь желаемых результатов, таких как отличные оценки. Хорошие примеры механизма компенсации можно привести из жизни великих людей. Например, Мильтон, будучи слепым, писал замечательные произведения, Бетховен, борясь с прогрессирующей глухотой, создавал великие симфонии.

Контрольные вопросы:

  • 1. Какие негативные проявления в поведении встречаются в организационном поведении, в чем их суть?
  • 2. Какую роль играют в жизни человека защитные механизмы личности?
  • 3. Обсудите насколько важно для менеджера понимать и прогнозировать поведение работников.

Темы докладов, рефератов:

  • 1. Самосознание и защитные механизмы менеджера.
  • 2. Самоуважение, самоотношение и самооценка работника и их значимость для профессиональной деятельности.
  • 3. Компенсаторные механизмы личности и их проявление в профессиональной деятельности.

КарташваЛ.В., Никонова Т. В., Соламанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2000.

ЛютенсФ. Организационное поведение. М., 1999.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Мескон М. Х., Aiboepm М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М., 1998.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2004. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 2000.

Психология менеджмента / под ред. Г. С. Никифирова. СПб., 2004. Психология власти: хрестоматия: в 2 т. СПб., 2000.

Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия по социальной психологии. Самара: ИД «БАХРАМ-М», 2006. 656 с. Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009, с. 444−452.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой