Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Начальная школа. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы и методы начального обучения оставались традиционными и предусматривали прежде всего работу учителя с классом. В начале XIX в. в Англии применили методику взаимного обучения, предложенную Дж. Ланкастером и Э. Беллом. Согласно методе старшие успевающие ученики помогали учителю и под его началом вели занятия с остальными учащимися. В результате удавалось одновременно обучать большие группы… Читать ещё >

Начальная школа. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальное образование в странах Запада в XIX в. имело общие и специфические черты (сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр.). Возникла начальная школа с максимально 7-летним сроком обучения. Кроме дневных школ, существовали вечерние и воскресные начальные школы.

Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Обязательное бесплатное обучение впервые было введено в Пруссии (1794). В США бесплатное общественное образование было закреплено законами середины 1850-х гг. В Англии Закон о бесплатном обязательном образовании был принят в 1870 г., во Франции — в 1880-е гг. До принятия указанных законов предусматривалось частично бесплатное обучение. Так, в Англии существовали бесплатные или с низкой платой за обучение начальные дамскул и школы для бедняков. Во Франции законами 1833, 1850, 1867 гг. часть родителей освобождалась от платы за начальное обучение.

Повсеместно укоренилось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали учебные заведения и без такого деления (небольшие школы — Англия, моноклассы — Франция, иррегулярные школы — США). Если в Западной Европе обучение в начальных школах для девочек и мальчиков чаще было раздельным, то в США (особенно в западных штатах) нередко обучение было совместным.

Программы начального образования имели сходства и различия. В Англии Акт 1876 г. определял следующую программу: чтение, письмо, арифметика, рисование (для мальчиков), шитье, вязанье и пр. (для девочек). Повсеместно изучался катехизис. В некоторых случаях проводились уроки труда. В Пруссии («Регулятивы» 1854 г.) программа включала: основы религии, чтение, письмо, арифметику, пение. Кроме того, предлагалось давать некоторые сведения из географии, естествознания и истории. Обязательные уроки религии были отменены в 1872 г. Во Франции до середины XIX в. программа ограничивалась чтением, письмом, правилами счета и уроками религии. В 1850 г. были введены факультативы: история и география, начала естествознания, уроки сельскохозяйственного труда. В 1867—1868 гг. программы были расширены: предусматривалось изучение начал физики, химии, естествознания («предметные уроки»), а также рисования, черчения и пения. В США в программу входили чтение, письмо и арифметика, во многих учебных заведениях преподавалась религия. С 1860-х гг. в начальных школах нескольких штатов проводились занятия ручного труда.

Формы и методы начального обучения оставались традиционными и предусматривали прежде всего работу учителя с классом. В начале XIX в. в Англии применили методику взаимного обучения, предложенную Дж. Ланкастером и Э. Беллом. Согласно методе старшие успевающие ученики помогали учителю и под его началом вели занятия с остальными учащимися. В результате удавалось одновременно обучать большие группы учеников чтению, письму и счету. Дешевая и быстрая, Белл-Ланкастерская система применялась в Северной Европе, Франции и России вплоть до середины XIX в.

Сеть начального образования постепенно расширялась. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Пруссии и США, медленнее — в Англии и Франции. К началу 1860-х гг. в США (штат Нью-Йорк) один учащийся начальной школы приходился на 3 жителей, в Пруссии — на 6 жителей, в Англии — на 8 жителей, во Франции — на 9 жителей.

Успехом начальной школы Запада можно считать заметный рост грамотного населения: в Пруссии за 50 лет (1820−1870) неграмотность снизилась с 28 до 3%, во Франции за те же сроки — с 66 до 15%, в Англии с 1843 по 1893 г. — с 33 до 18%. Однако все население охватить минимальным образованием не удалось. Качество элементарного обучения было низким. Так, в Англии множество учителей не умело грамотно читать и писать. Треть учеников начальной школы, по данным на 1870 г., была совершенно неграмотной. В 1890-х гг. абсолютное большинство детей посещали школу не более четырех лет. В Германии в первой половине XIX в. в народных школах училась лишь половина детей соответствующего возраста. Во Франции национальной проблемой были пропуски учениками занятий («абсентизм»). Например, в 1847—1863 гг. систематически пропускали занятия 52% учеников городских начальных школ и 67% - сельских. В те же годы 40% детей покинули школу, оставшись неграмотными. В США реальные сроки начального обучения колебались от четырех до пяти лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой