Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π₯имичСский экспСримСнт ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НапримСр, опустив кусочСк Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€ соляной кислоты, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ выясняСт: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†ΠΈΠ½ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ с Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€ΠΎΠΌ соляной кислоты; Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ этой Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ выдСляСтся Π³Π°Π·; Π° ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ капСльки раствора Π½Π° ΡΡ‚Π΅ΠΊΠ»Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ устанавливаСт, Π²-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ этой Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ вСщСство — Ρ…Π»ΠΎΡ€ΠΈΠ΄ Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠ°. Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ химичСский экспСримСнт… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π₯имичСский экспСримСнт ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π₯имичСский экспСримСнт ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ спСцифику ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ. Он ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ваТнСйшим способом осущСствлСния связи Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ с ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ прСвращСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ.

Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊ понятия химичСского экспСримСнта, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ для обучСния: «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ химичСский экспСримСнт», «ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ экспСримСнт ΠΏΠΎ Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ» ΠΈ Π΄Ρ€. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ понятий ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ понятиС «ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ химичСский экспСримСнт».

Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ химичСском экспСримСнтС Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹:

  • 1) ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ химичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (вСщСств ΠΈ Ρ…имичСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ), рассчитанноС Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ восприятиС всСми ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ;
  • 2) постановка Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ экспСримСнта;
  • 3) ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самих ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ…;
  • 4) освоСниС Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ химичСского экспСримСнта.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этих ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² понятиС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ химичСский экспСримСнт ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ процСсса обучСния, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ….

Π’ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ курсС Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ экспСримСнт являСтся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ исслСдования, источником ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ знания, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ изучСния.

Π₯имичСский экспСримСнт выполняСт ваТнСйшиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ: ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, воспитаниС (нравствСнноС, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ΅, эстСтичСскоС, экономичСскоС ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС памяти, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, эмоций, Π²ΠΎΠ»ΠΈ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π₯имичСский экспСримСнт выполняСт ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ частныС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ — ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, ΡΠ²Ρ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ.

1. Π˜Π½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ функция проявляСтся Π² Ρ‚Π΅Ρ… случаях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° химичСский экспСримСнт слуТит ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ источником познания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ экспСримСнта ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΡƒΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡΡ… вСщСств.

Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… случаях явлСния Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ обстановкС. Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΡΡƒΡ‚ΡŒ химичСского явлСния, ΠΎΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π½Π° ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ усвоСнный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ способа дальнСйшСго познания.

2. ЭвристичСская функция обСспСчиваСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ установлСниС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ срСдством формирования ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… эмпиричСских понятий, Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ², зависимостСй ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° устанавливаСтся Ρ„Π°ΠΊΡ‚: ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, добавляя ΠΊ Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€Ρƒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π° (Ρ„Π΅Π½ΠΎΠ»Ρ„Ρ‚Π°Π»Π΅ΠΈΠ½Π°) нСсколько капСль раствора гидроксида натрия, убСТдаСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ ΠΏΠΎΠ΄ дСйствиСм Ρ‰Π΅Π»ΠΎΡ‡ΠΈ измСняСт свою окраску.

Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ Π½Π°ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ слоТнСС.

НапримСр, опустив кусочСк Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€ соляной кислоты, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ выясняСт: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†ΠΈΠ½ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ с Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€ΠΎΠΌ соляной кислоты; Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ этой Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ выдСляСтся Π³Π°Π·; Π° ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ капСльки раствора Π½Π° ΡΡ‚Π΅ΠΊΠ»Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ устанавливаСт, Π²-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ этой Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ вСщСство — Ρ…Π»ΠΎΡ€ΠΈΠ΄ Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠ°. Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ химичСский экспСримСнт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ позволяСт ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ срСдством формирования ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… химичСских понятий.

3. ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ функция проявляСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ прСдполоТСния (Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹) ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ…, Ρ‚. Π΅. слуТат Ρ‚ΠΎΠΉ «ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ΠΌ истины». Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ срСдство практичСского Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… суТдСний, Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ подтвСрТдСния ряда извСстных ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π₯имичСский экспСримСнт являСтся срСдством сопоставлСния суТдСний с ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ внСшнСго ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ посрСдством чувств. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ срСдство ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ чСловСчСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ тСорСтичСскоС суТдСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° «ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ экспСримСнта.

Часто экспСримСнт рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ срСдство опровСрТСния ΠΈΠ»ΠΈ подтвСрТдСния Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±Π΅Π½Π·ΠΎΠ»Π°, обсуТдая Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠ»Π΅ΠΊΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Ρƒ, учащиСся относят Π±Π΅Π½Π·ΠΎΠ» ΠΊ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡƒΠ³Π»Π΅Π²ΠΎΠ΄ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌ. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅, взаимодСйствуСт Π»ΠΈ Π±Π΅Π½Π·ΠΎΠ» с Π±Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ прСдполоТСния: Π±Π΅Π½Π·ΠΎΠ» Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ для Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³Π»Π΅Π²ΠΎΠ΄ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обСсцвСчивания Π±Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹. Из Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ тСорСтичСских обсуТдСниях Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ.

4. ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ функция позволяСт ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ трудности Π² ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ тСорСтичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ: ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ знания Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ приобрСтСния ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ошибки ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ…, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π·Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ знаниями.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ количСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ Π±Π΅Π· химичСского экспСримСнта Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ трудности Π² ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… понятий, ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΌΠΎΠ»ΡŒ», «ΠΌΠΎΠ»ΡΡ€Π½Π°Ρ масса», «ΠΌΠΎΠ»ΡΡ€Π½Ρ‹ΠΉ объСм», «ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ»ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Π°Π·ΠΎΠ²», Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ количСствСнных закономСрностСй, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ стСхиомСтричСских Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ². Π­Ρ‚ΠΈ трудности Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… количСствСнных экспСримСнтов ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, ΠΊ ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½Ρ‹ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ срСднСй ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

  • 5. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ функция связана с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ практичСских ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·Ρƒ вСщСств, поиску Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ… вСщСств ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΊ, Ρ‚. Π΅. освоСнию ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ химичСский экспСримСнт ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ соСдиняСт ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ основных ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° с Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ учащимися ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ.
  • 6. ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ функция ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ химичСского экспСримСнта создаСт условия для Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ прСдпосылок ΠΏΡ€ΠΈ построСнии Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² эмпиричСских ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ сСрии ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… экспСримСнтов ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄.

НапримСр, наблюдСниС ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚ропроводности Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… растворов кислот, Ρ‰Π΅Π»ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ учащихся ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ: нСсмотря Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ этих вСщСств, ΠΈΡ… Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ свойством — всС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ элСктричСский Ρ‚ΠΎΠΊ. ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ даСтся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятия «ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ‚».

7. ΠœΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ функция опрСдСляСтся дидактичСской Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ химичСского экспСримСнта Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ химичСском ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ. ЭкспСримСнт являСтся составной Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² Ρ†Π΅ΠΏΠΈ диалСктичСского процСсса познания учащимися ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ поставлСнный ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ химичСский экспСримСнт — ваТнСйшСС срСдство формирования Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ мировоззрСния учащихся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ усвоСния основ химичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ.

Π₯имичСский экспСримСнт относится ΠΊ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСским ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ обучСния, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловлСно ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° — Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ нСльзя ΡƒΠΏΡƒΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ЭкспСримСнт позволяСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ происходит Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ химичСской Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ интСрСс учащихся ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ.

Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ школьного химичСского экспСримСнта:

  • — Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ экспСримСнт;
  • — Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹;
  • — Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • — ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • — ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ) ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌ;
  • — Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΠΉ экспСримСнт.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ дСмонстрационного экспСримСнта Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ трСбования:

1) ΠΎΠ±ΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ (обСспСчСниС Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ видимости ДСмонстрационный экспСримСнт — это химичСский экспСримСнт, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ (Π² Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΈΡ… случаях ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ).

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ дСмонстрационного экспСримСнта: раскрытиС сущности химичСских явлСний; ΠΏΠΎΠΊΠ°Π· учащимся Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ оборудования (ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ², установок, Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΠ², химичСской посуды, Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ², приспособлСний); раскрытиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» бСзопасности Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° Π² Ρ…имичСских лабораториях. ВрСбования ΠΊ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ экспСримСнту Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы Π’. Н. ВСрховским ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹ К. Π―. ΠŸΠ°Ρ€ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, А. Π”. Π‘ΠΌΠΈΡ€Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, Π’. П. Π“Π°Ρ€ΠΊΡƒΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, М. Π‘. Пак ΠΈ Π΄Ρ€. всСм учащимся);

  • 2) Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (обСспСчСниС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия учащимися);
  • 3) бСзукоризнСнная Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° выполнСния;
  • 4) Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для учащихся ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля;
  • 5) ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ экспСримСнта (сочСтаниС Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ экспСримСнта ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ² учитСля);
  • 6) Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π±Π΅Π· срывов);
  • 7) Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (раскрытиС сущности ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ минимальной Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅ усилий ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²);
  • 8) ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • 9) ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ объяснСния, Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²);
  • 10) ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • 11) ΡΡΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ оформлСния;
  • 12) простота Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ выполнСния;
  • 13) Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для понимания;
  • 14) ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° экспСримСнта;
  • 15) рСпСтиция ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ экспСримСнта.

Π›Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹ — это экспСримСнт, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ учащиСся ΠΏΠΎΠ΄ нСпосрСдствСнным руководством учитСля. Π›Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ стороны химичСского ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π›Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ стороны химичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ². Π›Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ учащимися ΠΏΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ учитСля ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ², инструмСнтов ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π³ΠΎ оборудования. По Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ 5−10 Π΄ΠΎ 40−45 ΠΌΠΈΠ½ (Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ). На Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ учащиСся Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π½Π΅ ΠΏΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡΠΌ ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΠΎ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅, Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ слова прСподаватСля.

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ занятия ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокой ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌ — Π²ΠΈΠ΄ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учащихся, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π² ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… классах. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ организуСтся ΠΏΡ€ΠΈ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² курса ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ прСимущСствСнно ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌ способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π”ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΠΉ экспСримСнт — это ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹, выполняСмыС учащимися Π² Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΡ… условиях ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… интСрСсов ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй учащихся, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈΡ… Ρ‚ворчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ