Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международный коммерческий арбитраж

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Арбитражи ad hoc являются «разовыми» арбитражами или, иными словами, арбитражами, создающимися для рассмотрения конкретного единичного спора. Поскольку арбитражи ad hoc создаются в каждом конкретном случае при возникновении спора, то насущной является проблема определения правил, в соответствии с которыми данный арбитраж должен рассматривать переданный на его разрешение спор. Бремя определения… Читать ещё >

Международный коммерческий арбитраж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термином «международный коммерческий арбитраж» обозначаются три взаимосвязанных понятия, отражающих различные аспекты единого социального явления[1].

  • • Во-первых, под международным коммерческим арбитражем подразумевается определенный механизм разрешения споров между коммерсантами различных государств, совокупность средств и способов, посредством которых устраняется коллизия в материально-правовых отношениях.
  • • Во-вторых, данный термин означает учреждение, которое создается для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из международных коммерческих отношений. В данном случае речь идет о конкретных арбитражных учреждениях, создаваемых при определенных организациях (как правило, при национальных торгово-промышленных палатах), либо создаваемых для разрешения конкретного спора (суды ad hoc).
  • • В-третьих, международным коммерческим арбитражем называют состав третейского суда, конкретный состав арбитров, рассматривающих конкретный спор.

Многозначность термина «международный коммерческий арбитраж» не является непреодолимым препятствием к его изучению как единого правового явления.

Правовая природа международного коммерческого арбитража, а также связанного с ним понятия «арбитражное соглашение» дискутируется на протяжении всего существования этого института. За это время юристами было сформулировано несколько основных доктрин, объясняющих правовую природу арбитражного разрешения споров: договорная (консенсуальная), процессуальная, смешанная (гибридная) и автономная.

Суть договорной теории заключается в том, что арбитраж или, другими словами, коммерческое арбитрирование, рассматривается в качестве договорно-правового института, целью которого является организация разбирательства и разрешения гражданско-правового спора на основании поручения сторон. Соглашение о третейском разбирательстве при этом признается гражданско-правовым договором, заключаемым равноправными субъектами коммерческого оборота. Стороны соглашения о третейском разбирательстве принимают на себя обязательство подчиниться решению, которое будет принято международным коммерческим арбитражем.

Договорная теория коммерческого арбитража интенсивно критикуется в литературе. Одним из основных аргументов такой критики является утверждение о том, что эта доктрина не учитывает процессуальных аспектов арбитражного соглашения, а как следствие, не описывает в полной мере исследуемое явление. Попыткой преодолеть этот недостаток договорной теории стала процессуальная теория. Данная теория рассматривает коммерческий арбитраж как разновидность государственного правосудия. Третейское соглашение при этом относят к предмету гражданского процессуального права, а решение коммерческого арбитража приравнивают по своей юридической силе к решению государственного суда.

Подход, излагаемый сторонниками процессуальной теории при объяснении правовой природы коммерческого арбитража, не отражает в полной мере всех особенностей правоотношений, возникающих в связи с заключением третейского соглашения. Самое главное заключается в том, что процессуальная теория не объясняет того обстоятельства, что коммерческий арбитраж является следствием исключительно волеизъявления заинтересованных сторон, т. е. имеет своими истоками сферу частного права. Кроме того, тезисы о «государственном характере» и приравнивании к правосудию той процедуры, при помощи которой разрешается спор в коммерческом арбитраже, носят, несомненно, гипертрофированный характер.

Попыткой преодолеть указанные недостатки стала теория смешанной правовой природы коммерческого арбитража, согласно которой институт коммерческого арбитража представляет собой совокупность материально-правовых и процессуально-правовых элементов. Суть этой теории заключается в признании того, что третейское соглашение, будучи гражданско-правовым договором, влечет процессуальные последствия, которые заключаются в изменении подведомственности разрешения спора, изъятия его из компетенции государственного суда и передаче на рассмотрение коммерческого арбитража. В данной теории сделана попытка объединить подходы, сформулированные представителями договорной и процессуальной теории, что отразилось в самом наименовании этой доктрины.

Автономная теория коммерческого арбитража возникла на базе отрицания всех вышеуказанных доктрин. Суть данной теории заключается в том, что коммерческий арбитраж рассматривается как независимое явление (sui generis), юридическая природа которого должна быть объяснена из прагматических соображений быстроты и удобства разрешения споров, возникающих между предпринимателями. Именно это обстоятельство влияет на совершенствование и институционализацию процедуры третейского разбирательства, закономерности развития которого диктуются реальными потребностями коммерческого оборота.

При всей дискуссионности вышеизложенных конкурирующих теорий следует помнить о том, что «польза и эффективность исследования заключается не в отыскании дополнительных аргументов, оправдывающих надуманные теоретические конструкции, а в установлении юридических последствий, наступающих для участников арбитражного разбирательства при неуклонном соблюдении этих теоретических конструкций»[2]. Теоретическое обоснование сущности коммерческого арбитража нуждается в дальнейших исследованиях.

В зависимости от характера коммерческого арбитража принято выделять два его вида — институционные (институциональные) арбитражи и арбитражи ad hoc (на данный случай).

Институционные арбитражи создаются в качестве постоянно действующих учреждений, рассматривающих споры между предпринимателями различной государственной принадлежности. Наибольшее распространение в практике третейского разбирательства получают именно институционные коммерческие арбитражи. Это объяснимо соображениями практической выгоды и стабильности постоянно действующих арбитражных учреждений, которые приобретают авторитет в течение многих лет упорной работы. Подобного рода третейские суды образуются в виде постоянно действующих арбитражных учреждений и, как правило, функционируют при национальных торгово-промышленных палатах. Институционные арбитражи действуют на основании собственных регламентов и правил, которые разрабатываются в соответствии с типовыми (модельными) регламентами и правилами, рекомендуемыми ЮНСИТРАЛ.

К числу наиболее авторитетных и известных международных коммерческих арбитражей относятся Американская арбитражная ассоциация, Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Лондонский международный арбитражный суд, Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики Австрии, Арбитражная комиссия при Центральной торговой палате Финляндии, Международный центр по разрешению инвестиционных споров, состоящий при Всемирном банке (ICSID), Центр арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). В России авторитетом пользуются Международный коммерческий арбитражный суд при Торговопромышленной палате РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (МАК). Деятельность указанных арбитражных учреждений регулируется, как правило, законами соответствующих государств пребывания, а также принимаемыми этими организациями либо организациями, при которых они созданы, регламентами и положениями.

Арбитражи ad hoc являются «разовыми» арбитражами или, иными словами, арбитражами, создающимися для рассмотрения конкретного единичного спора. Поскольку арбитражи ad hoc создаются в каждом конкретном случае при возникновении спора, то насущной является проблема определения правил, в соответствии с которыми данный арбитраж должен рассматривать переданный на его разрешение спор. Бремя определения этих правил лежит на сторонах. Одним из оптимальных способов, который позволяет сторонам избегать непростой процедуры самостоятельного разрешения спора, является присоединение к регламенту или правилам какого-либо известного коммерческого арбитража. Однако все большее распространение получают способы определения правил разбирательства в арбитражах ad hoc на основании специально разработанных для этих целей модельных регламентов — Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии 1963 г. и Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ 1976 г., единогласно одобренного к применению Генеральной Ассамблеей ООН.

• Под арбитражным (третейским) соглашением понимается договор заинтересованных сторон о передаче возникшего между ними спора на разрешение международного коммерческого арбитража.

Предмет третейского соглашения «состоит в действиях, связанных с рассмотрением и разрешением споров участников гражданских правоотношений третейским судом»[3]. Практически это означает, что если стороны при заключении третейского соглашения не достигли согласия о его предмете, т. е. о том, что спор передается на рассмотрение и разрешение международного коммерческого арбитража, то такое соглашение рассматривается как незаключенное.

Третейское соглашение, будучи сделкой, с момента вступления в законную силу, влечет существенные процессуальные последствия: стороны приобретают определенные процессуальные права и одновременно принимают на себя определенные процессуальные обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей сводится к подчинению заинтересованными сторонами возникшего или могущего возникнуть между ними спора юрисдикции негосударственного учреждения, каковым является международный коммерческий арбитраж. Заключая третейское соглашение, стороны принимают на себя и риски, связанные с рассмотрением дела третейским судом. К примеру, таковым риском является ограниченная возможность обжалования решения, принимаемого третейским судом, так же как и ограниченная возможность приведения такого решения к исполнению с использованием государственных принудительных механизмов.

Третейское соглашение является основополагающим пунктом арбитражного процесса. Без третейского соглашения арбитражное (третейское) разбирательство начато быть не может. Таким образом, арбитражное соглашение суть предпосылка возникновения процессуальных правоотношений между сторонами третейского разбирательства.

Практика и теория третейского разбирательства выделяют три вида третейских соглашений — арбитражный договор, арбитражная оговорка и третейская запись. Под арбитражным договором понимается самостоятельное соглашение между заинтересованными лицами, в соответствии с которым они договариваются о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением или толкованием какого-либо материально-правового договора, заключенного этими же лицами. Арбитражная оговорка, или оговорка об арбитраже (clause compromissoire), — это включенное в текст основного договора, регулирующего материально-правовые отношения сторон, условие о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с данным договором в будущем. Под третейской записью (в соответствии с зарубежной терминологией часто именуемой как «компромисс» — от франц. compromis) понимается текстуально независимое от основного договора соглашение между сторонами о третейском разбирательстве уже возникшего между ними спора. Л. П. Ануфриева выделяет еще так называемое арбитражное соглашение proprio vigore (арбитражное соглашение в собственном смысле слова), под которым понимается отдельный документ, касающийся арбитража, заключаемый в одно время с основным контрактом, но до возникновения разногласий или спора по этому контракту[4].

Приведенная классификация арбитражных соглашений не имеет принципиального юридического значения, поскольку все они влекут однообразные правовые последствия, заключающиеся в том, что стороны собственным усмотрением изымают гражданско-правовой спор из юрисдикции государственного суда и передают его на рассмотрение негосударственного третейского суда. Таким образом, с точки зрения третейского процесса не имеет значения то обстоятельство, в каком виде заключено третейское соглашение — арбитражного договора, арбитражной оговорки или третейской записи.

Относительно правовой природы третейского соглашения в юридической теории высказаны различные точки зрения; одна из них именуется доктриной «автономности третейской оговорки». Согласно этой доктрине третейская оговорка (третейское соглашение) признается независимой от иных условий договора, т. е. от условий материально-правового характера. Практическое значение этот тезис имеет в связи с возможной недействительностью первичного договора: недействительность такой сделки сама по себе не влечет недействительности третейской оговорки. Таким образом, даже если между сторонами возникает спор относительно содержащего третейскую оговорку договора, который является недействительным, спор подлежит разрешению третейским судом.

В то же время специалисты отмечают, что не стоит абсолютизировать независимость арбитражной оговорки, утверждая, что оговорка всегда «переживет» контракт, ибо на оговорку как на соглашение сторон распространяются и общие положения обязательственного права о действительности договоров. Таким образом, если условие о действительности или недействительности контракта, например вопрос о полномочиях подписавших его лиц, в равной мере применимо к арбитражной оговорке, последняя также может быть признана недействительной по тому же основанию.

Другое дело, что условия действительности арбитражного соглашения определяются в первую очередь нормами специального законодательства об арбитраже и зачастую могут не совпадать с условиями действительности самого контракта[5]. Практическое значение автономности третейского соглашения (арбитражной оговорки) заключается в том, что в случае возникновения спора о недействительности основного договора третейский суд в любом случае первоначально будет рассматривать вопрос о действительности третейского соглашения (так называемая доктрина prima facie) и, только признав действительность третейского соглашения, может приступить к рассмотрению вопроса о недействительности основного договора.

В приведенном понятии третейского соглашения важное значение имеет тот аспект, что оно, будучи исходной точкой арбитражного разбирательства, является продуктом волеизъявления самих сторон по спорному материальному правоотношению. Именно это обстоятельство автономизирует процедуру третейского разбирательства от всех иных факторов, стоящих за пределами соглашения сторон (за исключением, разумеется, фактора соответствия закону).

Для практики третейского разбирательства важное значение имеют условия действительности арбитражного соглашения. Соглашение рассматривается как недействительное, если не соблюдены требования о допустимости спора как предмета третейского разбирательства, о его форме и содержании, о праводееспособности (правосубъектности) сторон, заключивших третейское соглашение, о добровольности их волеизъявления, о его соответствии их внутренней воле.

Процедуры международного коммерческого арбитража регулируются регламентами и правилами соответствующих институциональных третейских учреждений. Стороны, заключив соглашение о передаче спора на разрешение конкретного коммерческого арбитража, присоединяются к установленным в нем регламентам и правилам. Вместе с тем это не лишает заинтересованных лиц права установить собственные процедуры третейского разбирательства, заключив соответствующее соглашение. Таким образом, нормы, установленные регламентами и правилами постоянно действующих международных коммерческих арбитражей, не являются императивными (за исключением некоторых норм) для лиц, обращающихся в эти третейские суды с просьбой о разрешении спора.

Поскольку в судах ad hoc не существует заранее установленных процедур третейского разбирательства, то на сторонах лежит бремя установления соответствующих правил. В противном случае третейское разбирательство просто не состоится. Впрочем, и при рассмотрении спора в судах ad hoc стороны могут определить процедуру третейского разбирательства, избрав эффективный способ: присоединиться к правилам или регламенту определенного институционального коммерческого арбитража.

Несмотря на то что регламенты и правила международных коммерческих арбитражей содержат различные по содержанию нормы, регулирующие процедуры третейского разбирательства, тем не менее существуют определенные характерные для любых третейских судов этапы третейского судопроизводства.

Начало третейского разбирательства определяется подачей заинтересованным лицом искового заявления. Требования к исковому заявлению, его форме и содержанию определяются в регламентах или правилах соответствующих коммерческих арбитражей. Как правило, нормы, определяющие требования к реквизитам искового заявления, содержат ссылки на необходимость указания наименования сторон, их местонахождение, ссылку на арбитражное соглашение, в соответствии с которым дело передается на разрешение данного арбитража, подписи сторон и прочие реквизиты, которые позволяют индивидуализировать участников третейского разбирательства. К исковому заявлению должны быть представлены платежные документы, свидетельствующие об оплате арбитражных сборов. В свою очередь, ставки арбитражных сборов определяются правилами конкретного институционального коммерческого арбитража.

Формирование состава международного коммерческого арбитража производится в соответствии со свободным усмотрением сторон, обращающихся за разрешением спора к третейскому суду. В этом заключается одно из основных преимуществ третейского разбирательства. Одним из наиболее распространенных способов формирования состава арбитража является избрание каждой из сторон одного из третейских судей (как правило, из списка арбитров конкретного международного коммерческого арбитража, но не обязательно) и предоставление избранным арбитрам права избрать третьего арбитра либо назначение третьего арбитра уполномоченным органом (например председателем международного коммерческого арбитража) в соответствии с регламентом коммерческого арбитража, разрешающего спор. Не исключено рассмотрение дела третейским судом в составе одного арбитра. Как правило, в регламентах и правилах постоянно действующих арбитражных учреждений содержатся нормы, согласно которым рассмотрение и разрешение спора должно производиться составом третейского суда с нечетным количеством судей.

Перед рассмотрением спора по существу коммерческий арбитраж должен прежде всего разрешить вопрос о собственной компетенции в данном деле. Доминирующей концепцией, на основе которой строится деятельность международного коммерческого арбитража, является теория «компетенции компетенции». Суть этой доктрины заключается в том, что состав международного коммерческого арбитража, который должен разрешать спор, самостоятельно решает вопрос о собственной компетенции. Оценка собственной компетенции по рассмотрению спора базируется на признании или непризнании существования и действительности арбитражного соглашения, в соответствии с которым дело было передано на разрешение данного коммерческого арбитража. Однако самостоятельное решение международным коммерческим арбитражем вопроса о своей компетенции не лишает сторону при обжаловании принятого третейским судом решения возможности ссылаться на отсутствие у арбитража компетенции для разрешения данного спора.

Таким образом, решение третейским судом вопроса о собственной компетенции является исходным процедурным моментом арбитражного разбирательства. Доктрина «компетенции компетенции» получила закрепление и в международно-правовых актах. Так, в соответствии с п. 3 ст. V Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. «арбитражный суд, против которого заявлен отвод по подсудности, не должен отказываться от разбирательства дела и имеет право сам вынести решение по вопросу о своей компетенции или о наличии или действительности арбитражного соглашения или сделки, составной частью которой это соглашение является, с тем, однако, что указанное решение арбитражного суда может быть впоследствии обжаловано в компетентном государственном суде в соответствии с законом страны суда».

С доктриной «компетенции компетенции» тесно связан принцип «автономности третейской оговорки», содержание которого изложено выше.

До рассмотрения искового заявления по существу международному коммерческому арбитражу предоставлено право принятия обеспечительных мер. Однако следует отметить, что реализация мер по обеспечению исковых требований в значительной степени зависит от режима национального законодательства, на территории которого такие меры должны быть исполнены. Если говорить о тенденциях правового регулирования этого вопроса, то большинство развитых правовых систем ориентируются на то, чтобы закрепить положения, согласно которым принятие мер по обеспечению исковых требований третейским судом должно находить подтверждение со стороны государственных судов. Это естественно, поскольку реализация мер по обеспечению иска без принудительных мер неэффективна, и в связи с этим поддержка государственной юстиции является гарантией для деятельности международного коммерческого арбитража и исполнимости принимаемых им решений.

В отличие от процедуры рассмотрения споров в государственных судах, подчиненной строжайшим процессуальным правилам, процедура разбирательства спора в коммерческом арбитраже чрезвычайно гибка. Стороны третейского разбирательства, а вслед за ними и арбитражные судьи обладают правом значительного усмотрения при выборе тех форм и способов, которые наиболее оптимально позволяют достичь истины по делу и наиболее справедливым образом разрешить спор.

На практике это означает, что международный коммерческий арбитраж может строить свое разбирательство как на основе принципа устности, так и в соответствии с принципом письменности (на основе представленных документов); как с привлечением к непосредственному разбирательству сторон и их представителей, так и без их участия (но, естественно, с их согласия); как с использованием строго определенных средств доказывания, так и с привлечением максимально широкого круга доказательств, используемых для правильного разрешения спора, и т. д. Наиболее значимой доминантой в данном случае является усмотрение сторон, которое определяет пределы средств и форм третейского разбирательства. Вместе с тем способы, к которым прибегает коммерческий арбитраж при разбирательстве спора, должны соответствовать началам законности и справедливости. Иначе коммерческое арбитрирование утратит свое значение третейского разбирательства споров.

Гибкость правил третейского разбирательства не означает, что в процессе международного коммерческого арбитрирования не должны соблюдаться фундаментальные принципы рассмотрения споров и соблюдения при этом прав лиц, участвующих в деле. К таковым обязательным процессуальным правилам относятся нормы об уведомлении участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, о предоставлении заинтересованным лицам права быть выслушанными коммерческим арбитражем, о языке третейского разбирательства, о формировании и законности состава коммерческого суда, рассматривающего спор, и т. п. Несоблюдение указанных правил обусловливает незаконность соответствующего арбитражного решения и невозможность его принудительного исполнения.

Арбитражное решение по делу является актом, которым завершается третейское разбирательство по существу рассмотрения спора. Путем принятия решения осуществляется защита нарушенного права либо устраняется неопределенность в материальных правоотношениях, переданных на рассмотрение третейского суда. В этом заключается схожесть между решением, принимаемым третейским судом, и решением, принимаемым компетентным государственным судом. Решение по делу принимается только после исследования всех обстоятельств дела. Это означает, что, если после рассмотрения дела в процессе совещания о принятии решения международный коммерческий арбитраж придет к выводу о том, что не все обстоятельства оказались исследованными, он обязан возобновить третейское разбирательство и продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного и справедливого разрешения дела.

Решение международного коммерческого арбитража принимается большинством голосов третейских судей, которые входят в состав суда, рассматривающего и разрешающего спор. Арбитр, не согласный с мнением большинства третейских судей, не вправе уклониться от подписания решения, хотя вправе изложить свое особое мнение в письменной форме. Это особое мнение третейского судьи должно быть доведено до сведения сторон, участвующих в деле, и приобщено к материалам рассмотренного дела. Форма, в которой происходит принятие решения, заключается в составлении и подписании третейскими судьями соответствующего текста (при этом допускается подписание арбитрами как полного текста третейского решения, так и только его резолютивной части).

В соответствии с общепризнанными принципами международного коммерческого арбитрирования решение арбитража является окончательным. Это не означает, что таковое решение остается вне какого-либо контроля со стороны государства, на территории которого оно подлежит исполнению. Однако процедура оспаривания решений третейских судов существенно отличается от процедур пересмотра решений, принимаемых государственными судами. Главными особенностями контроля за решениями арбитражных (третейских) судов являются:

  • 1) предоставление контрольных функций в установленных законом пределах государственным судам, т. е. иной — официальной ветви юрисдикции;
  • 2) ограничение возможностей пересмотра главным образом формальными поводами; при этом, как правило, государственным судам запрещено пересматривать решения коммерческих арбитражей по существу; они вправе не признать арбитражные решения только по формальным основаниям процессуального характера и обладающих признаками существенного нарушения правовых норм, прав участников процесса и третьих лиц;
  • 3) контроль за решениями коммерческих арбитражей государственными судами, как правило, осуществляется в рамках рассмотрения ходатайств о принудительном исполнении арбитражных решений.

По своему характеру пересмотр государственными судами решений третейских судов существенно отличается от апелляционного, кассационного, надзорного или ревизионного пересмотра, т. е. от тех форм пересмотра судебных актов, на которых базируется система государственной юстиции. Государственные суды, установив, что решение международного коммерческого арбитража не соответствует закону, не вправе принимать нового решения по делу, а вправе лишь констатировать его незаконность и отказать в выдаче исполнительного листа, либо — в некоторых случаях — направить дело на новое рассмотрение в тот же третейский суд.

Более того, в законодательстве некоторых государств существуют положения, согласно которым стороны могут договориться о том, что решение международного арбитража является окончательным и вообще не подлежит проверке со стороны государственного суда. В то же время большинство государств, формулируя нормы о контроле со стороны национальных государственных судов за решениями международного коммерческого арбитража, исполняемыми на территории данного государства, оставляют место для возможности отмены либо отказа в принудительном исполнении такого решения вследствие его противоречия «публичному порядку», «основополагающим правовым принципам» данного государства.

Исполнение решений международного коммерческого арбитража. Решения международного коммерческого арбитража исполняются как в добровольном, так и в принудительном порядке. Можно предположить, что подавляющее большинство решений исполняется сторонами добровольно, поскольку сама сущность института третейского разрешения экономических споров, в том числе международных, покоится на принципе добровольности: добровольность передачи спора на рассмотрение арбитража обусловливает в принципе добровольность исполнения его решений.

Факты уклонения от добровольного исполнения не исключены. Об этом можно судить по поступающим в государственные суды обращениям коммерческих организаций с ходатайствами о принудительном исполнении решений третейских судов. Причины неисполнения арбитражных решений добровольным путем сводятся либо к несогласию с решением арбитража, либо к стремлению так или иначе уйти от имущественной ответственности, несмотря на решение третейского суда.

Поскольку обе причины исключить из объективной действительности невозможно, то мировое сообщество было вынуждено обратиться к разработке такого порядка принудительного исполнения решений международного коммерческого арбитража, который мог бы быть воспринят различными государствами и стал бы хорошо известен участникам международных экономических отношений. В этих целях в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Участниками Конвенции по состоянию на май 2012 г. являются 146 государств, включая Россию.

Конвенция 1958 г. распространяется по общему правилу на такие процессуальные отношения, которые возникают в случаях, когда заинтересованная сторона ходатайствует в судебном учреждении данного государства (государства исполнения) о принудительном исполнении решения арбитража, вынесенного на территории другого государства (государства арбитража). Она может применяться также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. Под действие Конвенции подпадают, например решения арбитража, вынесенные на выездных заседаниях третейского суда, состоявшихся на территории другого государства; решения, выносимые на территории одного государства арбитражем, действующим в качестве филиала постоянного третейского суда, созданного на территории другого государства.

Действие Конвенции не ограничивается только государствами-участниками. Она может применяться в отношении не только решений тех арбитражей, которые учреждены и действуют на территории государств — ее участников, но и решений, выносимых на территории любого другого государства, если только государство-участник при присоединении к Конвенции не исключило возможности такого ее применения.

Так, для России Конвенция действует с двумя оговорками, сделанными еще СССР при ее ратификации: Конвенция применяется «…в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства». В отношении решений, вынесенных арбитражами на территории государства, не являющегося участником Конвенции, Конвенция может применяться только в той мере, в какой оба государства признают режим взаимности. Многими государствами-участниками сделана оговорка о применении Конвенции только к спорам, вытекающим из отношений, «…которые рассматриваются в соответствии с национальным законодательством в качестве торговых». На Российскую Федерацию это ограничение не распространяется, поэтому в России Конвенция может применяться относительно не только споров, вытекающих из торговых отношений (купли-продажи), но и споров, возникающих в других сферах внешнеэкономической деятельности: инвестиционной, строительной, по перевозкам, оказанию услуг и т. д.

Сущность Конвенции заключается в том, что она обязывает государства-участников признавать арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение в соответствии с действующими в данном государстве процессуальными нормами национального законодательства. Это означает, что государства — участники Конвенции не вправе вводить у себя какой-либо специальный правовой режим для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. И порядок судебного рассмотрения вопросов, возникающих в связи с признанием иностранных арбитражных решений, и механизм их принудительного исполнения должны быть общими в том смысле, что они подчиняются тем процессуальным нормам, которые существуют и применяются в государстве-участнике как правовые институты, имманентно присущие его правовой системе.

Таким образом, может быть сделан вывод о том, что Конвенция закрепляет принцип национального процессуального законодательства и национального законодательства об исполнительном производстве для процедуры признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. Этот принцип проявляется, в частности, в том, что, как установлено в ст. III Конвенции к признанию и приведению в исполнение арбитражных решений не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

В каждом государстве существует своя судебная система и действует система национального права, которые обладают определенными особенностями, обусловленными историческими, политическими и социальными факторами. Но в правовой системе любого государства — участника Конвенции нормы, образующие институт признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, должны соответствовать ее положениям.

Так, современное гражданское процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации строятся с учетом требований Конвенции. В российском законодательстве никаких «более обременительных условий», не говоря уже о «существенно более обременительных», рассмотрения заявлений о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений по сравнению с порядком признания и приведения в исполнение решений третейских судов, созданных и действующих в России, не содержится. Чтобы убедиться в этом, обратимся к сравнительному анализу основных положений Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и соответствующих институтов российского права.

1. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей) объединены в российском гражданском процессуальном законодательстве в одну общую категорию дел с делами о признании и исполнении решений иностранных судов. Рассмотрение этих дел относится к компетенции и судов общей юрисдикции (п. 6 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ), и арбитражных судов (ст. 32 АПК РФ). В соответствии с установленным разграничением подведомственности по гражданским делам между судами общей юрисдикции и арбитражными судами дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесены к компетенции арбитражных судов.

Правовые нормы, регулирующие судопроизводство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, выделены в гл. 31, включенную в разд. IV АПК РФ «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел».

2. Подсудность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений определяется по общим правилам: заявление подается взыскателем, т. е. той стороной, в пользу которой вынесено решение, по местонахождению или месту жительства должника, т. е. стороны, против которой вынесено решение, а если местонахождение или место жительства должника не известно — по местонахождению имущества должника.

К заявлению должны быть приложены решение иностранного арбитража, соглашение о третейском разбирательстве в подлинниках и надлежащим образом заверенный перевод этих документов на русский язык. Именно эти документы должны быть приложены к заявлению согласно ст. IV Конвенции; приложение других документов не требуется, в то время как к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда прилагаются, помимо самого решения, и другие документы согласно ч. 3 ст. 242 АПК РФ: документ, подтверждающий вступление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения, документ, подтверждающий, что должник был своевременно и в надлежащей форме извещен о разбирательстве дела в иностранном суде; доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в арбитражный суд; документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

Как видим, никаких повышенных требований к комплекту документов, подлежащих представлению в арбитражный суд вместе с заявлением о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, по сравнению с Конвенцией в АПК РФ не содержится.

Поскольку по этим делам в российский государственный суд представляются документы иностранного происхождения, АПК РФ (ст. 255) требует их легализации либо проставления апостиля, если иное не установлено международным договором РФ. Легализация либо проставление апостиля означает заверение документа надлежащим образом[6].

  • 3. Заявления о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений подлежат оплате государственной пошлиной.
  • 4. Заявления рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, если иной порядок не установлен международным договором РФ. В Конвенции не содержатся процессуальные нормы, поскольку, как уже говорилось выше, она направлена на применение национального процессуального законодательства. В двусторонних международных договорах также, как правило, не регулируются вопросы процессуального характера, касающиеся порядка судопроизводства по гражданским делам.

Процедура рассмотрения заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных решений подчиняется как общим, так и специальным правилам арбитражного судопроизводства в России. Особенности арбитражного судопроизводства по этой категории дел следующие:

  • • лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, но неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела;
  • • заявление рассматривается судьей единолично;
  • • заявление должно быть рассмотрено в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.

Задача арбитражного суда состоит не в том, чтобы выступить в качестве вышестоящей инстанции относительно иностранного суда или иностранного арбитража; арбитражный суд вообще не вправе пересматривать решение иностранного суда и иностранного арбитража по существу. Задача суда состоит в том, чтобы в процессе рассмотрения дела установить наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения.

Основания для отказа в признании решений иностранного суда перечислены в п. 1—7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ. В удовлетворении заявления должно быть отказано в случаях, если:

  • 1) решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу;
  • 2) сторона, против которой вынесено решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;
  • 3) рассмотрение дела в соответствии с международным договором РФ или федеральным законом относится к исключительной компетенции государственного суда в России;
  • 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в России, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • 5) на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому было возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, либо суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • 6) истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен арбитражным судом;
  • 7) исполнение иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации.

Относительно иностранных арбитражных решений в ч. 2 ст. 244 АПК РФ содержится бланкетная норма, которая отсылает, в частности, к положениям ч. 4 ст. 239 АПК РФ, устанавливающей, что отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража возможен по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.

Основания, предусмотренные в Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 36), полностью соответствуют основаниям, перечисленным в ст. V Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; можно даже сказать, что они совпадают или почти совпадают текстуально. Все эти основания делятся на две группы.

Первая группа — это обстоятельства процессуального (процедурного) характера, нарушающие принципы международного коммерческого арбитража и противоречащие самой сущности третейского разбирательства. На эти обстоятельства указывает в судебном заседании сторона, против которой было вынесено иностранное арбитражное решение; она просит суд отказать в признании и приведении в исполнение арбитражного решения в связи с нарушениями, допущенными иностранным арбитражем или международным коммерческим арбитражем в Российской Федерации при разрешении спора, по которому вынесено решение. В качестве таковых нарушений квалифицируются, в частности, следующие:

  • • сторона, возражающая против признания арбитражного решения, не была надлежащим образом уведомлена об арбитражном разбирательстве вообще или о назначении арбитра и по этим или другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  • • состав третейского суда или арбитражные процедуры не соответствовали соглашению сторон или, если соглашение отсутствовало, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;
  • • одна из сторон арбитражного соглашения была в какойлибо мере недееспособна;
  • • арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии указания о применимом праве — по закону страны, где было вынесено решение;
  • • арбитражное решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или в нем содержатся постановления по вопросам, выходящим за его пределы; однако если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые им не охватываются, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть судом признана и приведена в исполнение.

Доказательства имевших место процессуальных (процедурных) нарушений представляет сторона, против которой вынесено арбитражное решение и которая просит суд отказать в признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Она же представляет доказательства того, что арбитражное решение не может быть признано, поскольку оно еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение приостановлено компетентным судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было вынесено.

Если указанные обстоятельства не будут подтверждены доказательствами, представленными стороной, против которой вынесено арбитражное решение, то суд не сможет отказать в признании арбитражного решения по вышеперечисленным основаниям.

Однако кроме рассмотрения возражений, представленных стороной, против которой вынесено арбитражное решение, суд обязан оценить арбитражное решение с точки зрения публичных интересов. С публичными интересами связана вторая группа обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Таких оснований всего два:

  • 1) объект (предмет) спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ;
  • 2) признание и приведение в исполнение данного арбитражного решения противоречило бы публичному порядку Российской Федерации.

При решении вопроса о том, может ли предмет спора, по которому было вынесено иностранное арбитражное решение, быть предметом арбитражного (третейского) разбирательства, следует исходить из того, что третейские суды могут рассматривать только споры, вытекающие из гражданских правоотношений, и не могут рассматривать споры, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений.

Из этого общепризнанного в мировом сообществе принципа допускаются исключения — в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» содержится оговорка: «если иное не установлено федеральным законом». Однако в настоящее время в действующем российском законодательстве не установлено ограничений по передаче каких-либо споров, вытекающих из гражданских правоотношений, на рассмотрение третейского суда.

Таким образом, рассматривая заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, компетентный государственный суд должен, во-первых, определить природу правоотношения, из которого возник спор; во-вторых, выяснить, имеются ли в национальном законодательстве ограничения относительно каких-либо категорий гражданско-правовых споров на предмет возможности их рассмотрения третейским судом.

Если спор мог быть разрешен третейским судом и при его рассмотрении не было допущено никаких процессуальных нарушений, компетентный государственный суд обязан также рассмотреть вопрос о том, будет ли противоречить публичному порядку данного государства признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения, принятого по этому спору. Публичный порядок — весьма широкое, емкое понятие, в законодательстве не содержится его легального определения. Ни в законодательстве, ни в литературе не употребляется какой-либо антоним этому понятию: публичный порядок — частный (непубличный) порядок. По смыслу анализируемых положений можно сделать вывод о том, что публичный порядок — это совокупность таких правовых отношений, которые складываются по поводу публичных интересов, т. е. интересов неопределенного круга лиц, тогда как иной порядок (частный, непубличный) — это совокупность таких правовых отношений, которые складываются по поводу частных интересов конкретно определенных лиц.

В целях конкретизации понятия публичного порядка можно было бы признать, что публичный порядок отражается в принципах, которым подчиняется правовая система данного государства. Не случайно в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» законодатель употребил иную формулировку — «основополагающие принципы российского права» (подп. 2 п. 2 ст. 46). По мнению В. В. Яркова, если решение третейского суда нарушает основополагающие принципы, то оно приводит к результатам, не совместимым с действующим правопорядком[7]. Развивая эту мысль, можно сказать, что нарушение основополагающих принципов вообще не совместимо с публичным порядком.

Естественно, основополагающие правовые принципы непосредственно не формулируются как таковые ни в Конституции РФ, ни в других законах или нормативных правовых актах, но они могут быть выведены путем доктринального толкования из содержания Конституции РФ и других федеральных законов. Отдельные положения, которые могут быть признаны основополагающими правовыми принципами, формулируются Конституционным Судом РФ, наделенным правом легального толкования Конституции РФ.

Ввиду того что мнения ученых-юристов, специалистов в области общей теории государства и права относительно состава основополагающих принципов все же расходятся, следовало бы признать, что публичный порядок и основополагающие принципы получают закрепление в положениях Конституции РФ как основного закона государства. Так, к числу основополагающих принципов в России могут быть отнесены конституционные положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом различных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о признании идеологического разнообразия (ч. 1 и 2 ст. 13); о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); о гарантированности каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) и т. д.

Если суд придет к выводу, что признание и приведение в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения будет противоречить публичному порядку Российской Федерации, он должен указать, с какими конкретно основополагающими правовыми принципами вступает в противоречие признание и приведение в исполнение указанного решения. Нарушение хотя бы одного из основополагающих основных принципов является основанием для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения.

По результатам рассмотрения ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения принимается судебный акт об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.

Дальнейшее движение дела происходит по-разному в зависимости от системы судопроизводства в государстве исполнения. Согласно арбитражному процессуальному законодательству РФ судебный акт, принимаемый по результатам рассмотрения ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, облекается в форму определения суда первой инстанции. Участникам дела предоставляется возможность обжалования определения в кассационном порядке.

Любая из сторон также имеет право обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о пересмотре определения суда первой инстанции. Причины для пересмотра — те же, что являются общими основаниями для изменения или отмены актов нижестоящих судебных инстанций в порядке надзора: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права; 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов (ст. 304 АПК РФ).

Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение предъявляется к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления его в законную силу. Поскольку в Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. механизм принудительного исполнения не урегулирован, то применяется порядок исполнения, действующий в государстве исполнения.

  • [1] О многозначности рассматриваемого понятия см., например: Федоров А. Г. Международный коммерческий арбитраж. М., 2000. С. 5.
  • [2] Ануров В. Н. Юридическая природа международного коммерческогоарбитража. М., 2000. С. 27.
  • [3] Вершинин А. П. Арбитражное соглашение // Третейский суд при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате. СПб., 2001. С. 9.
  • [4] Ануфриева Л. П. Международное частное право. М., 2001. С. 159.
  • [5] Костин А. А. Некоторые проблемы международного коммерческогоарбитража // Третейский суд. 2000. № 3. С. 54.
  • [6] Легализация — удостоверение подлинности представляемого в суддокумента консульской службой министерства иностранных дел государства, на территории которого составлен и выдан этот документ. Апостиль —удостоверение подлинности представляемого в суд документа уполномоченным органом юстиции государства, на территории которого составлени выдан этот документ; собственно, апостиль — это штамп специальнойформы, с правовой точки зрения представляющий собой ненормативный правовой акт органа юстиции. Апостиль признается государствами —участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г. (Российская Федерация — участникКонвенции).
  • [7] Ярков В. В. Новое законодательство о третейских судах // ВестникНАУФОР. 2003. № 4. С. 17.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой