Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка археологических кадров, роль университетов в развитии археологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предпринимались попытки создания археологических обществ. В Самаре в 1921 г. по инициативе Веры Владимировны Гольмстен было создано Общество археологии, истории и этнографии. При Обществе работали Высшие этнолого-археологические курсы, слушатели которых не только получали специальную подготовку, но и участвовали в работе археологических экспедиций. В Обществе получили первоначальную подготовку… Читать ещё >

Подготовка археологических кадров, роль университетов в развитии археологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В дореволюционной России археологическую подготовку можно было получить не в университетах, а в археологических институтах. В Петербурге такой институт был организован еще в 1877 г., но он был больше археографического направления. В Москве археологический институт был основан в 1907 г., он больше соответствовал своему профилю. Этот институт имел ряд филиалов в других городах: Витебске, Воронеже, Калуге, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Смоленске, Ярославле. В московском институте читал лекции В. А. Городцов. Археологические институты в Петрограде и Москве просуществовали до 1922 г., когда преподавание археологии было введено в Московском и Петроградском университетах.

В первой половине 20-х гг. были созданы археологические институты в Одессе и Киеве. В них планировалось 2−3-летнее обучение. Преподавались теория эволюционных учений, первобытная археология, этнография, историческая география, устное народное творчество, античная палеография, музееведение. Большая роль отводилась языковой подготовке, изучались: русский, украинский, немецкий, французский, древнегреческий, латинский языки. Однако эти институты просуществовали не долго из-за небольшого количества слушателей, и были соединены с другими учебными заведениями.

Предпринимались попытки создания археологических обществ. В Самаре в 1921 г. по инициативе Веры Владимировны Гольмстен было создано Общество археологии, истории и этнографии. При Обществе работали Высшие этнолого-археологические курсы, слушатели которых не только получали специальную подготовку, но и участвовали в работе археологических экспедиций. В Обществе получили первоначальную подготовку ставшие затем известными советскими учеными К. В. Сальников, А. И. Тереножкин.

В первые годы совегской власти в университетах обучение продолжалось по старому. По этому поводу В. И. Ленин писал, что спустя почти пять лет после завоевания политической власти пролетариатом в его государственных школах и университетах обучают, а вернее, развращают молодежь старые буржуазные ученые, поскольку учат они старому буржуазному хламу [Генинг, 1982. С. 22].

С целью усиления повой идеологии в Московском и Петроградском университетах были созданы новые факультеты общественных наук (далее — ФОН), перед которыми ставилась задача привлекать к преподаванию «марксистки подготовленные кадры», вооружать студентов и профессуру теорией марксизма-ленинизма, внедрять материалистическое мировоззрение, проявлять нетерпимость к буржуазной идеологии, вести борьбу с идеализмом и мистикой в науке и преподавании.

В Московском университете в 1925 г. ФОН был преобразован в другие факультеты. На одном из них — этнологическом, было организовано историко-археологическое отделение, где и преподавалась археология.

В Петроградском университете ФОН также был преобразован в факультет языкознания и материальной культуры, на котором преподавалась археология. Занятия здесь вели П. П. Ефименко, Н. Я. Марр, И. А. Орбели, А. А. Спицын, К. В. Тревер.

В первые годы советской власти специалистов высокого уровня, способных преподавать гуманитарные науки в стране, было мало. Эту задачу должны были решать открывшиеся в 1918 г. Социалистическая Академия ив 1921 г. Институт красной профессуры, в которых особое внимание уделялось освоению марксистко-ленинской теории. Большое значение придавалось изданию трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1924 г. было принято решение об издании собрания их сочинений. С 1920 г. началось первое издание трудов В. И. Ленина.

В начале 30-х гг. в советских университетах много было различных преобразований, в связи с появившимися установками, что в связи с существованием законов развития человеческого общества (имелась в виду марксистская концепция), следует изучать не саму историю, а законы общественного развития. Факультеты исторического профиля переориентировали на изучение дисциплин социологического, философского профилей. Только в 1934 г. в университетах были открыты исторические факультеты и восстановлено преподавание археологии.

Несмотря на все сложности социально-экономического и политического характера, в стране в рассматриваемое время выросла плеяда выдающихся ученных в области археологии. Не малая заслуга в этом А. А. Сгшцына, занимавшегося преподавательской работой в Петрограде (Ленинграде), и В. А. Городцова — в Москве. Годы с 1922 по 1927 Г. С. Лебедев назвал «золотым веком» преподавания археологии в нашей стране [Лебедев, 1992. С. 427].

В Петроградском университете, кроме А. А. Спицына, преподавали археологические курсы А. А. Миллер, П. П. Ефименко, И. А. Орбели, Б. В. Фармаковский, Н. Д. Флитнер. Выпускниками университета тех лет были М. И. Артамонов, П. И. Борисковский, В. Ф. Гайдукевич, А. А. Иессеи, Б. А. Латынин, А. Н. Круглов, Е. Ю. Кричевский, Т. С. Пассек, Б. Б. Пиотровский, ставшие впоследствии крупнейшими исследователями.

В Московском университете археологические дисциплины преподавались, как уже отмечалось, В. А. Городцовым, а также его учениками А. В. Арциховским, А. Я. Брюсовым, В. С. Киселевым, А. П. Смирновым. Кроме того, на биологическом факультете МГУ при кафедре антропологии археологические исследования под руководством Б. С. Жукова проводили О. Н. Бадер, А. В. Збруева, С. П. Толстов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой